[personal profile] irinaetoya

Этот двухсерийный фильм снял режиссер Сергей Герасимов, тот самый Герасимов, который экранизировал "Тихий Дон" и "Молодую гвардию". Фильм "Журналист" совсем другой, нетипичный, многим сейчас неизвестный. Но после выхода в СССР его посмотрело 28 миллионов зрителей, и "Журналист" был назван лучшим фильмом года по версии читателей журнала "Советский экран".





"Журналист" (1967)

"Журналист" (1967)



Молодой московский журналист Юрий Алябьев (Юрий Васильев) мечтает о карьере международника. И редактор обещает ему загранкомандировку, но прежде отправляет в Горноуральск, из которого пачками летят жалобы на всех и вся от местной жительницы Анисиной (Надежда Федотова). Нужно выяснить, что это - правда или злобные оговоры.


Прибыв на место, Алябьев знакомится не только со старухой Анисиной, но и с её соседкой Шурой Окаёмовой (Галина Польских). Шура выросла с пьющей матерью, а теперь сирота, но девушка серьезная, честная, чистая. Работает на заводе, изучает английский язык и участвует в самодеятельности, где и поет, и танцует лучше всех. Алябьев очарован и хочет, чтобы Шура ответила ему взаимностью, не понимая, что тем самым дает повод Анисиной написать еще одну, самую жуткую кляузу.






Провинциальная барышня и заезжий журналист.

Провинциальная барышня и заезжий журналист.



Во второй серии Алябьев едет в составе делегации в Женеву, а затем в Париж. Там на него обрушиваются все прелести заграничной жизни. Он посещает международные конференции, а также знакомится с молодым американским журналистом и его подругой. С ними он гуляет, веселится и наблюдает отношения, свободные от переживаний о том, что скажут люди. Потом он возвращается домой и снова едет в Горноуральск.





Юрий Алябьев

Юрий Алябьев



Это краткое описание не способно вместить в себя огромное количество смыслов и прекрасных моментов, которыми наполнен фильм. Остановлюсь лишь на некоторых из них.


Во-первых, журналистика в Советском Союзе - как она выглядела. Сейчас кажется, что все было крайне замедленно. Подумать только, кто-то мог всю жизнь проработать в отделе писем, только читая письма и подшивая их целыми днями, выбирая более интересные. Квинтэссенцией замедленности выглядит секретарь горноуральской газеты Валя Королькова (Валентина Теличкина) - самый юмористический персонаж этого кино. Практически спящая на ходу как томная сонная муха, она на самом деле ничего не упускает, всё замечает. Самая смешная сцена - это та, в которой она с Алябьевым сидит на репетиции самодеятельности и комментирует происходящее на сцене. Вот уже только ради этого стоит посмотреть "Журналиста"!





Валя Королькова из "Журналиста" (1967)

Валя Королькова из "Журналиста" (1967)



А редактор горноуральской газеты Реутов (Сергей Никоненко) - замечательный парень! Любящий природу, свой край, стеснительный, неуверенный в своих способностях и тоже тайно влюбленный в Шуру. Их разговоры и споры с Алябьевым очень любопытны, умны, в духе разговоров молодежи 60-х.


Во-вторых, любовная линия с Шурой Окаёмовой. Очень чувственная история, конечно, в определенных рамках, но показано много, и многое понятно. В том числе, сильное влечение обоих героев. Еще интересно, что Алябьеву, такому красавчику, похожему на Пола Ньюмана, на протяжении всего фильма постоянно отказывают девушки. Он к ним - они от него. Сначала московская фифа практически выставляет его за дверь, потом с Шурой не ладится. А за границей и вовсе сплошные соблазны, которые не удается (да и нельзя - руссо туристо, облико морале!) удовлетворить. Напряжение нарастает по мере приближения к финалу, и - будет ли разрядка, случится или нет?! Пожалейте уж парня)


Очень смешной момент - когда Алябьев в Женеве в баре бросает монетку в аппарат, показывающий раздевающихся девушек, и жадно приникает к нему взглядом.





Что там, внутри?

Что там, внутри?



В-третьих, сравнение жизни в Советском Союзе и за границей. Что удивительно, заграница в фильме показана не скопищем пороков, а, наоборот, в некотором роде мечтой о свободной жизни с массой возможностей. Разве что американский журналист несколько раз повторяет, что Алябьев почти убедил его в коммунистических идеях. И что русские молодцы, первыми предложили начать ядерное разоружение.


А вот что замечает старшая коллега Алябьева, наблюдая веселых элегантных старушек в кафе:


"Знаете, что мне больше всего нравится в Париже? Французские старушки. Посмотрите, как они хорошо устроились со своей старостью, хотя это преизрядная гадость, и, как говорит моя мама, в общем ни к чему. Смотрите, как они пристроились, приладились, какие они аккуратные, прибранные, на них приятно смотреть. Уж не знаю, как они там разбираются со своей старостью наедине, но смотреть на это приятно. И в этом мудрость - не делать из собственных несчастий всемирной трагедии".

Эти веселые старушки очень контрастируют с мрачной, почти демонической Анисиной, отравляющей жизнь окружающим и выступающей в роли всевидящего ока и общественного суда, от которого не скрыться никому. 


Кстати, речь о старушках в фильме произносит супруга режиссера Герасимова - актриса Тамара Макарова. И он сам тоже есть в "Журналисте" - в роли руководителя делегации, отправившейся в Европу. Совместил приятное с полезным! И снял в своем кино французских звезд - Мирей Матье и Анни Жирардо.





Анни Жирардо, "американский журналист" и режиссер Герасимов.

Анни Жирардо, "американский журналист" и режиссер Герасимов.



Герой Герасимова произносит несколько монологов о кино, культуре, разнице менталитетов и поколений. Очевидно, это его собственные размышления, и одной из его цитат заканчивается фильм.


А еще, а еще! Сколько же в советском кино курили! И ладно бы курили на работе и дома. Но курили еще и в самолёте! Значит, и в реальности так можно было?





Курение в самолете и сидение на подлокотниках.

Курение в самолете и сидение на подлокотниках.



По сути двухсерийный "Журналист" - это фильм в фильме. Поездка журналиста в Европу находится внутри его горноуральской эпопеи, как маленькая матрёшка внутри большой. И по смыслу загранкомандировка нужна для осознания его отношения к Шуре Окаёмовой. Если уж даже после такого журналист-международник решает вернуться в Горноуральск, значит, всё действительно серьезно!





Шура Окаёмова с подружками

Шура Окаёмова с подружками



Еще хорошее советское кино, о котором я писала здесь и на Дзене: «Курьер», «Из жизни отдыхающих», «Кин-дза-дза!».


Date: 2023-11-22 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

О, я смотрела! Давно, правда :) но оценки у нас в целом совпадают!



Date: 2023-11-22 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

С интересом перечитала еще раз твою подборку! И обнаружила свой комментарий под ней, с "фи" Журналисту, которого не собиралась тогда смотреть) Но и тогда, и сейчас хочу посмотреть Крылья.

Date: 2023-11-22 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Точно, а я комменты и не посмотрела :) Ну давай уже, посмотри Крылья! Мне очень интересно как тебе зайдет.

Date: 2023-11-22 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

А курили везде, я помню (маленькая много ездила с родителями) — и в самолетах и в поездах и вообще везде. Дедушки у меня курили — заходишь в дом, а там слоями дым плавает :)) Сейчас так же странно смотреть на это, как и на супер-мини-юбки 60х, которые до трусов прям :)


Кстати, задумалась и поняла, что сейчас, когда показывают какого-то исторического персонажа, про которого известно, что он много курил — то в кадре персонаж курит, но вот окружение соответсвующее не показывают, а ведь курили реально многие и много. В общественных местах, транспорте, общепите — вообще везде!

Date: 2023-11-22 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

И в 70-х мини-юбки до трусов были, в том числе, школьные платья у старшеклассниц. Никто не считал это неприличным. Я как-то листала фотоальбом у родственницы, удивлялась.


Кошмар с этим курением везде. И не считалось, что это вредно для окружающих, для детей, что сигаретный дым во все впитывается. Ну а что — не курить что ли? Врач вспоминается из "Покровских ворот": Резать, не дожидаясь перитонита!


Хочется сказать: Вот в Наше время такого уже нет!))

Date: 2023-11-22 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

У меня тоже есть фотка в платье супер-мини :) Мне лет 4-5 :))


Да, скажи как быстро мы привыкли, что почти никто не курит, и уже возмущаемся, если вдруг откуда-то сигаретный дым долетел!

Date: 2023-11-22 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Да, хотя я в детстве спокойно относилась к сигаретному дыму, потому что папа курил. Да я и сама курила, вплоть до знакомства с Максимом, мы с ним в день знакомства на балконе курили)

Date: 2023-11-22 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Я тоже спокойно относилась, просто как к данности. Но у меня папа не курил, зато курили оба деда — один курил только Беломор, а второй — только самосад :) Так что я знаю как выглядит табак на грядке и как пахнет самокрутка :)


Ух ты, не помнила про тебя такого. А я никогда не курила и где-то лет с 20+ уже отрицательно к дыму относилась, раздражал. Хотя это всегда зависело от конкретного курильщика — когда любимая подруга курит — ну норм, потерплю, когда какой-нибудь неприятный дядька с работы — фуууу! :))

Date: 2023-11-22 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com

не соглашусь. Ещё как считали! От бабусек, сидевших рядом с домом на лавочке, можно было услышать вслед: " ЭЙ! Юбку надеть забыла"! А иногда и похуже чего. Но это конец 1960-х. Но к началу 1970-х — да. Уже никого не волновало. Было очень забавно, когда году эдак в 1973 вошли в моду юбки -миди. Т.е. закрывающие колени, или до середины икры. Мы с подругой сшили себе такие, моя была узкой, закрывала колени. Юбка-карандаш. Так нас чуть из пионерского лагеря не выгнали!)))) За аморальный вид. Все в мини, а у нас коленки закрыты! Непорядок.)))

Date: 2023-11-22 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Бабульки да, считали) Сразу какая-то картинка из "Крокодила" смутно вспоминается на эту тему. А сейчас уже сам "институт бабулек" уходит в прошлое, или они интернет-бабульками становятся)


Как можно осудить за юбку-карандаш! Вот что значит — стадный инстинкт. Сначала воевали с короткими юбками, потом с длинными, а по сути — с не такими как все.

Date: 2023-11-22 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Причем скоро этими интернет-бабульками будем мы! В непрогрессивном ЖЖ :)))

Date: 2023-11-22 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Разные виды бабулек будут — в одноклассниках, иг, фб, жж...

Date: 2023-11-22 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

В одноклассниках уже бабульки точно есть :)

Date: 2023-11-22 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Там самый бабульник)

Date: 2023-11-22 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Да! У меня там старшее поколение родни тусит — всякие дядюшки и тетушки, которые по статусу уже вполне себе бабушки и дедушки :)

Date: 2023-11-23 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

У меня тоже. Но я больше не умиляюсь, а ужасаюсь, что у людей в головах, чему они ставят лайки.

Date: 2023-11-23 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

А я и не умилялась раньше и не ужасаюсь теперь — что у родни в головах я примерно представляю себе.

Date: 2023-11-22 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] bergberg.livejournal.com

В самолетах курили, норм багажа не было, секьюрити и билеты с паспортами не сличали. Иначе как бы мог Женя Лукашин в самолет попасть вместо Павлика)))

Date: 2023-11-22 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Да уж, были времена) безалаберные

Date: 2023-11-22 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] 9vlasovetz55.livejournal.com
Хотел сказать "пропаганда" (красная)..но чото

Ностальгия по тем временам.

Всё было проще, чище естественней и умнее

Date: 2023-11-22 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com

Кино из шестидесятых какое-то особенно стильное. И сами актеры сами как будто из Франции. Эх, жаль, не с кем мне смотреть советские фильмы... Этот с удовольствием посмотрела бы, ну может когда-нибудь доберусь.


А курили тогда много и со вкусом. В фильмах особенно заметен дух времени, правда, сейчас почти физически тяжело смотреть отдельные сцены, где дым столбом. И это при том, что сама когда-то курила как паровоз. :)

Date: 2023-11-22 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Вот и ты курила тоже!) И я! Это ж лучший способ коммуникации был) А потом все как-то отпало за ненадобностью.

Date: 2023-11-22 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Кстати, а ты смотрела "Не волнуйся, дорогая" с Флоренс Пью? Во-первых, классный фильм, а, во-вторых, поймала себя на мысли, что Галина Польских — тот же типаж, что и Флоренс. Обе крепенькие, сбитенькие и при этом не сильно фигуристые блондинки.


Фильмы из 60-х, черно-белые, очень стильные! Даже наши. Чуть женщины причипурятся, бабетту сделают, стрелки, а мужчины костюмы наденут — и уже шик! Почти на пустом месте, в советских интерьерах.

Date: 2023-11-22 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Чойта даже? :)) Наши отличные — в каких-то может областях СССР отставал, но кино-то у нас шикарное было! И актеры прекрасные обоих полов — иной раз увидишь молоденький вариант какой-то постаревшей и почти закатившейся звезды и сразу понимаешь — почему звезда была звездой! :)

Date: 2023-11-29 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com

Неа, не смотрела, хотя давно скачала. Надо будет добраться.


Про даже наших люто плюсую. Советское кино было прекрасно!

Date: 2023-12-01 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] harperli.livejournal.com

Можно подумать, что в послевоенной Франции интерьеры обалденные были у обычных людей…

Date: 2023-11-24 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] magnolia1985.livejournal.com

Люсьена Овчинникова! сколько же подружек главных героинь она сыграла!



Ира, спасибо, посмотрю, я люблю советское!



Про курение в самолете: сейчас его запрещают не потому, что пропаганда неЗОЖ, а потому что самолет сгорает за 10 минут — ну так везде рассказывают. Интересно, в 60-е самолеты были несгораемыми? или сейчас нам что-то недоговаривают? :)

Date: 2023-11-24 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Не знаю про самолеты, но безалаберности в работе аэропортов и обслуживании самолетов в советские времена точно было больше, мне папа рассказывал, он работает в аэропорту. Сейчас Намного строже все.

Date: 2023-11-28 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Ира! Я только что узнала — оказывается для героини Теличкиной есть фильм-продолжение! в 69 году Герасимов снял фильм "У озера" https://www.kinopoisk.ru/film/42477/?utm_referrer=www.kinopoisk.ru (https://www.kinopoisk.ru/film/42477/?utm_referrer=www.kinopoisk.ru) и позвал Теличкину опять играть ту же самую Валю! :)

Date: 2023-11-28 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Ого! Почти спин-офф)) Значит, понравилась Валя, такая слегка аморфная и забавная. Теличкина где-то в интервью говорила, что многие зрители думали, что она и не играла вовсе, а сама по себе такая дурочка. А она со своей знакомой списала манеру говорить.

Date: 2023-11-28 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com

Да, вот в том интервью, что мне попалось она тоже говорила, что это даже не амплуа, а типаж был и ее так воспринимали — не как актрису, а как типаж, как будто на улице такую нашли.

Date: 2023-11-28 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

нда! Горноуральск и Европа -выбор очевиден в советском кино. А нельзя с Шурой уехать? Что за мысли были у людей? )


Вот как он, познав Европу останется в маленьком городке в хрензнаетгде мира? ))


Ну а в самолетах курили чуть ли до 90-х )

Date: 2023-11-29 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Мне кажется, единственный логичный вариант — это забрать Шуру с собой в Москву. Она и английский уже учит) Потому что нечего ей делать в этом Горноуральске с травлей и собраниями, на которых она должна объяснять свое поведение, с жизнью в общаге и работой на заводе. По сути, это история про Золушку. Каждая девчонка в СССР мечтала, чтоб ее такой журналист-международник из ее Горноуральска в красивую жизнь забрал) Но в фильме он ее еще никуда не забрал и даже не женился, а только пообещал. Конец открытый.

Date: 2023-11-29 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

ну да, английский на Урале в СССР )))

Date: 2023-11-29 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Она даже на втором фото с учебником) Может, он потому и заинтересовался, что не ожидал такого увидеть))

Date: 2023-11-29 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

да не, это-то я увидел. Просто зачем ей английский, не раскрыта тема? это как сидеть в деревне, изучить какой-нибудь С++ и не иметь компа. Планы-то у нее были?

Date: 2023-11-29 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com

Ну, может, был такой факультатив в школе рабочей молодежи, мало ли. Чуковский когда-то сам английский выучил, нигде не обучаясь, по учебникам, и даже переводчиком стал. Правда, его потом англичане не понимали, т.к говорил с жутким акцентом.


Бывают же чудеса на свете.

Date: 2023-11-29 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

ну Чуковский не жил в ебенях (прости). Он был писателем и переводчиком. А там он зачем? Там даже книг наверное не было таких )

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 12:55 am
Powered by Dreamwidth Studios