[personal profile] irinaetoya

Всегда интересно узнавать что-то из первых уст. Например, от очевидцев событий революции 1917 года, пусть даже просто наблюдателей, тех, кто жил в Петербурге и ходил по улицам в те дни. Конечно, этих людей уже нет в живых, но, к счастью, остались воспоминания. Вот один из интереснейших аудиодокументов - интервью, записанное в июле 1965 года с поэтом Серебряного века Георгием Адамовичем. В нем любопытно всё, включая звучание голоса этого человека.



Голос у Адамовича высокий и с акцентом, напоминает Вертинского. Вероятно, на произношение накладывает отпечаток его жизнь во Франции. Но дело не только в этом. Помню, как я была удивлена, когда впервые услышала голос Чуковского - тонкий и пронзительный, что совершенно не вязалось с его высоким ростом. Голоса сто лет назад точно были другие. Голоса из прошлого.


Отмечу несколько моментов из воспоминаний Адамовича. Главное - накануне революции ни у кого не было серьезных предчувствий, никто не ждал глобальных перемен. Имеется ввиду средний класс, интеллигенция, литературные круги. Думали, что волнения начнутся и улягутся. Хотя тревожные звоночки были. Так, будучи студентом, Адамович услышал от университетского сторожа: "Скоро Николашку за ноги повесим".


До войны 1914 года никто и не думал, что династии Романовых скоро придет конец, что это последние годы правления. Всё казалось незыблемым.





Празднование 300-летия Дома Романовых, 1913 год

Празднование 300-летия Дома Романовых, 1913 год







Празднование 300-летия Дома Романовых, 1913 год

Празднование 300-летия Дома Романовых, 1913 год






Празднование 300-летия Дома Романовых, 1913 год

Празднование 300-летия Дома Романовых, 1913 год



Участие в войне сильно ослабило Россию и приблизило трагедию. Убийство Распутина не изменило ситуацию, а скорее усугубило. Кстати, об убийстве Распутина из первых уст можно узнать, прочитав воспоминания князя Юсупова. Адамович подтверждает основные моменты.


Интеллигенция приняла весть о смене режима почти восторженно. Всем хотелось перемен, но никто не думал, что теперь власть захватят большевики. Их считали почти сумасшедшими, крикунами, которых никто и слушать не будет. Ленин выскочил как чёрт из табакерки и поднял всех на уши.


Адамович не ходил смотреть на выступления Ленина с балкона особняка Кшесинской, думая, что это не стоит того. Но Ленин рассчитывал не на таких, как поэт Адамович, он внушал свои несложные тезисы народным массам. Хотя идеи поддержали и творческие люди, например, Маяковский, Блок, художники-авангардисты.





Кшесинская, ее особняк и Ленин

Кшесинская, ее особняк и Ленин



В первые годы после революции была относительная свобода слова, разрешалось критика, но спустя несколько лет гайки закрутили и всем пришлось выбирать - либо молчать и поддерживать, либо эмигрировать. Адамович, как и многие его знакомые, выбрал эмиграцию. И всю жизнь потом мысленно или вслух спорил с теми, кто обвинял эмигрантов в оставлении Родины. И все-таки поэт считал, что


"...ради того, чтобы продолжить русские темы, которые в советской России осмеивались и считались буржуазными предрассудками, стоило потерять родную землю, оказаться на чужбине, без преимуществ, которыми пользовались советские писатели, например, такие, как Алексей Толстой. Прожить в сущности бедную, скитальческую жизнь, чтобы по мере сил оставаться верными подлинной России, никакой казенной цензурой не задавленной".

Иными словами - свобода слова, мысли, творчества - в обмен на родную землю.





Георгий Адамович

Георгий Адамович



А вот еще интересные воспоминания о событиях тех лет: чудом спасшегося дяди Николая II Александра Михайловича Романова и потерявшей мужа и сына княгини Палей. А хотите узнать мнение с другой стороны - вот тут начало рассказа о воспоминаниях террориста Савинкова.




(deleted comment)

Date: 2022-04-25 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
== И к тому же эта сраная интеллигенция всегда уверена, что она прекрасно умеет управлять государством.

А уж как большевизня науправляла страной, до сих пор русские не проблются

Date: 2022-04-25 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] temir davronov (from livejournal.com)
Что временное правительство было непопулярным это пропаганда большевиков. В реальности опросов никто не проводил.

Date: 2022-04-25 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
тут интереснее. Политика Керенского была настолько "непопулярной", что большевикам пришлось проводить выборы в Учредительное Собрание, а так называемое "Триумфальное Шествие Советской власти" затянулось методом посылки "поездов дружбы" в регионы ажинно до марта 1918 года. И то, многие регионы (правда, в основном, национальные) большевикам так и не покорились. Пришлось развязывать Гражданскую Войну — самый кровавый конфликт в истории России на тот момент (9 миллионов жертв).

Date: 2022-04-25 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, Керенский был совсем не таким жалким и смешным, как его выставляли потом большевики. Слушаю сейчас воспоминания юриста из Киева. Когда Керенский приезжал в 1917-м к ним выступать, это был триумф, принимали восторженно.

Date: 2022-04-25 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
у Керенского был один недостаток, который крыл все его достоинства — самоирония. Такое в России не прощается.

Date: 2022-04-25 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Не знала)
(deleted comment)

Date: 2022-04-24 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] burzhuin.livejournal.com
Временное правительство было вынуждено по некоторым видам товаров перейти к карточной системе и начать продразвёрстки.

министр земледелия Российской империи Александр Риттих 29 ноября 1916 года подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года. Продразверстка предполагала обязанность крестьян продавать зерно по установленной государственной цене.

Часто взамен зерна выдавались не деньги, а расписки или бумажные марки.

За два месяца — с момента выхода указа до свержения царизма — было зафиксировано до ста случаев насильственного изъятия зерна у крестьян.
Edited Date: 2022-04-24 07:02 pm (UTC)

Date: 2022-04-24 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com

Вот вам неросредственный участник тех событий. Смотрите и слушайте взгляд из нутри того времени - https://youtu.be/AvuKG-Ekkhk

Date: 2022-04-24 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] samara-163-rus.livejournal.com
Ленин — худшее, что могло произойти с Россией. Не получилось с монархии перескочить в демократию. Втюхал русофоб-сифилитик тоталитаризм под видом выдуманного "социализма", несуществующего в природе строя. Монархия тоже ложь, построенная на том, что единовластие царя даровано ему выдуманным божеством. Но тоталитаризм, выдаваемый за "диктатуру пролетариата" это ещё чудовищнее враньё. И превратилась Россия в страну нескончаемого вранья, в империю лжи. 1000 лет так и ходит Россия по кругу тирании: монархия-тоталитаризм-автократия. Увы.

Date: 2022-04-24 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] realeksandr.livejournal.com
Если Россия уже тысячу лет ходит по кругу тирании, то разве Ленин в этом виноват? На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Какую партию не создавай, все равно получается КПСС. Какой строй, ни замути — все в итоге тирания. Но не социализма в том вина. Просто не в коня корм.

Date: 2022-04-24 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Ирочка, я почитываю дневники Ивана Хрипунова 1937 по 1941 год, осмелюсь доложить, что ничего особо не изменилось.
Это подросток, он записывает все, что видит, читаю вслух Нюсе, ей нравится, как она говорит, что там ходят, едят, погода, коровы, магазины. Страшное не читаю, там про все.
Обнимаю тебя крепко. Л.

Date: 2022-04-25 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ой, мне теперь тоже нужны дневники этого подростка!)
Спасибо за комментарий, Леночка. Живой человек среди знающих и поучающих, которых я знать не знаю))

Date: 2022-04-25 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ага, я уже погуглила) Это его рисунок такой красивый? как много в нем.

Date: 2022-04-25 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Он и рисовал. Хотел быть художником и писателем, очень много читал. Ночи напролёт.

Date: 2022-04-24 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] pens-anonimus.livejournal.com
если вас резать начнут и вы побежите, куда подальше ...

Date: 2022-04-24 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com
До войны 1914 года никто и не думал, что династии Романовых скоро придет конец


— Революция 1905-07 гг. как бы ни о чём не намекала этим людям? Странно 🤔

Date: 2022-04-24 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] glavsnab.livejournal.com
"Лиры крыл пулемет-обормот,
и, взяв лирические манатки,
сбежал Северянин, сбежал Бальмонт
и прочие фабриканты патоки."

Date: 2022-04-24 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] love-cards.livejournal.com
Это я удачно зашла в ТОП. Шикарный пост!

Date: 2022-04-24 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] pusets.livejournal.com
Да что-то по Окаянным дням не скажешь, что интеллигенция приняла революцию.

Date: 2022-04-25 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] alsa70.livejournal.com
Фактически революцию понимали как освобождение от надоевшей самодержавной монархии. Но не понимали, что есть ведь и НЕ самодержавная монархия — монархия Британская! Просто Россия слишком долго сидит в своих традициях и скрепах, динамичности не хватает. А поэтому и доходит дело до Взрыва. А в Британии все как у нормальных людей...

Date: 2022-04-25 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] employee10.livejournal.com
И ни слова, что говорили в то время тогдашние таксисты — извозчики. А уж они то знали наверняка, но т.н. интеллигенция никогда не слушала, что говорят осведомлённые люди из низов. За дворников вообще молчу — этот бесценный кладезь достоверной информации. Привратники и сторожа тоже неплохо были информированы, но часто перевирали, что подтверждается свидетельством упоминаемого в статье университетского сторожа, который знал про судьбу царя Николая 2, но про способ казни соврал...

Date: 2022-04-25 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Там интересно то, что он растёт и взрослеет, меняется язык, он талантлив и очень наблюдателен.

Date: 2022-04-25 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вспоминаются дневники Льва Федотова.
Хочу почитать, конечно.

Date: 2022-04-25 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

А кто такой Лев Федотов?

Date: 2022-04-25 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Тоже советский школьник. Я писала о нем когда-то:
https://irinatrubacheva.livejournal.com/530535.html
Молжет, как-нибудь перелопачу текст и еще раз выложу)
А ты как набрела на эти дневники? Случайно или кто-то посоветовал?

Date: 2022-04-25 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Случайно, статья по социологии, там Ивана, его дневники приводят в качестве источника. И мне стало интересно, а потом нашла статью, как получается эта книга, племянники сохранили и напечатали.
Иван погиб в 1941 или 42 году. Два раза пропал без вести, как писатель и как художник.
Оставил такой документ. Подлинник эпохи.

Date: 2022-04-25 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Поняла! Все равно книги приходят к нам неслучайно.

Date: 2022-04-25 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Согласна. Нет вопросов, не будет и ответов.

Date: 2022-04-25 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Заказала себе эту книгу) 30 апреля придет.

Date: 2022-04-25 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com

Ага! Значит напишешь о Иване. Он тебе понравится.

Date: 2022-04-25 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Он мне уже нравится)

Date: 2022-04-25 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
интеллигенция поддержала Февральскую революцию, а не Октябрьский переворот

Date: 2022-04-25 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Можно и так сказать. Но большАя часть творческой интеллигенции и большевиков поддержала тоже. Думали, с новой властью получится построить новый мир. Те же авангардисты. Да и литераторы. Пару лет все это очень бурно развивалось, а потом большевикам надоело играть в демократию.

Date: 2022-04-25 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
творческая интеллигенция — никто и звать их никак. Важна научная и техническая, поддержка части которой описывается знаменитой сталинской формулой — "Гитлеры приходят и уходят, а Германия остается".

Date: 2022-04-25 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] komahin.livejournal.com
Интеллигенция поддержала Февральскую революцию и демократию, но не Ленина и большевиков, которые к Февралю никакого отношения не имели.

Date: 2022-04-25 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Ир, мне однажды вот такое попалось, вдруг тебе интересно будет:
Записи 1966 года русский эмигрант (или эмигрантЫ? я не все части слушала) в проекте колумбийского университета рассказывает о дореволюционной жизни и революции (что-то типа радио-архива как я поняла, не лекция, а именно в антропологических целях записи)
https://dlc.library.columbia.edu/catalog/cul:wh70rxwg6m

Date: 2022-04-25 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Начала слушать! Интервьюер тот же самый! Он видать серию записал, молодец, успел!
Послушаю под вышивание) Спасибо!
Edited Date: 2022-04-25 12:07 pm (UTC)

Date: 2022-04-25 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] temir davronov (from livejournal.com)
Вы еще тот историк. Пропустили одну революцию, узурпацию власти большевиками, два переворота у большевиков и отказ от первоначальных лозунгов. А потом задаетесь вопросом — почему те кто поддерживал в начале, к концу смылся.

Date: 2022-04-26 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Ира, у нас тут в книжном чатике очень хвалили воспоминания фрейлины Анна Тютчевой, дочери Федора Тютчева: "Анна Тютчева: Воспоминания. При дворе двух императоров. Дневник". Я сразу о тебе вспомнила, что ты любишь такое. Если еще не читала, обрати внимание. А мне будет интересно потом твои впечатления почитать))
А про голос — да, я бы услышала отдельно, на Вертинского бы подумала. Действительно, совсем другие по тембру голоса были. А ты кстати новый сериал про Вертинского смотрела? Его вроде бы даже хвалили.

Date: 2022-04-26 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, что-то слышала. Как-нибудь прочитаю. Я сейчас заказала себе дневники одного юноши из 1920-30-х, жду книжку)
Вертинского начинала смотреть, но что-то дело не пошло. Не помню, что мне не понравилось. Наверное, еще раз попробую.

Date: 2022-05-08 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] pulemetchizza.livejournal.com
Всё-таки как я обожаю твои посты.

Недавно окончательно поняла, что у меня с мемуарной литературой категорически роман не складывается, хоть убейся. А в твоём пересказе так увлекательно, и столько нового узнаю! Спасибо, Ир!

Date: 2022-05-08 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я рада) Мне очень приятно, Аня)

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 05:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios