[personal profile] irinaetoya

Ну вот и пришло моё время взять в руки антиутопию «1984», написанную Джорджем Оруэллом в 1949 году. Книга произвела на меня сильное впечатление. И тяжелое. Хотя написана она простым языком. Поначалу и вовсе думаешь: как забавно, и узнаваемо, прям почти реализм. Мы в этом живем и ничего. А потом — все тяжелее и тяжелее, и осадок — очень горький. Просто какой-то мазохизм в наше время читать Оруэлла. Но что уж тут, дело сделано. Напомню сюжет и поделюсь некоторыми откликнувшимися цитатами.





Обложки книги "1984" Дж. Оруэлла

Обложки книги "1984" Дж. Оруэлла



Уинстон Смит, 39-летний потухший и уставший мужчина, работает в Министерстве правды и занимается тем, что вносит исправления в уже вышедшие ранее документы, ежедневно переделывая историю в угоду партии.


При этом Уинстон — мыслепреступник, он подвергает сомнению правильность происходящего вокруг. Втайне он ведет дневник, за одно существование которого смертная казнь гарантирована.


Общество, в котором он живет, состоит из партийной верхушки, возглавляемой мифическим благодетелем — Старшим Братом, внутренней партии (куда входит Уинстон), внешней партии – карающе-надзирающей полиции, и пролов – подавляющего большинства, копошащегося в нищете, в трущобах. 


На фасаде Министерства правды, в котором работает Уинстон, три лозунга:


ВОЙНА – ЭТО МИР


СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО


НЕЗНАНИЕ – СИЛА


Есть еще Министерство мира, ведающее войной, Министерство любви, в котором происходят пытки и убийства, и Министерство изобилия, отвечающее за скудную экономику.



Старший брат – большое лицо с усами и темными волосами, плакаты которого расклеены везде, — будто бы наблюдает за тобой. Это ощущение подкрепляется тотальной слежкой — камеры и жучки повсюду. К тому же все стучат на всех, и даже дети играют в шпионов и сдают своих родителей.


При этом государство постоянно с кем-то воюет и одерживает победы, после которых у обычных граждан еще больше урезается паёк:


«Жди неприятности, подумал Уинстон. И точно: вслед за кровавым описанием разгрома евразийской армии с умопомрачительными цифрами убитых и взятых в плен последовало объявление о том, что с будущей недели норма отпуска шоколада сокращается с тридцати граммов до двадцати».

Ежедневно для всех работников устраиваются двухминутки ненависти, и регулярно проводятся Недели ненависти. Людей учат ненавидеть врагов из других стран, а также тех, кто призывает к свержению власти и свободе слова. Уинстону же хочется присоединится к некоему Голдстейну, предводителю сопротивления, которого он должен ненавидеть больше всех.


В книге большую роль играет новояз — слова, придуманные новой властью для сокращения и упрощения языка: самостоп, двоемыслие, белочерный и т.п. «Самостоп – инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли». Нужно научиться не замечать логических ошибок, иными словами это – спасительная глупость, которую труднее всего выработать мыслящему человеку.


Двоемыслие – умение держаться одновременно двух противоположных убеждений. Например, Уинстон знает, что мошенничает с действительностью, но при этом сам должен верить в создаваемую с его помощью тотальную ложь. 





Обложки книги "1984" Дж. Оруэлла

Обложки книги "1984" Дж. Оруэлла



Однажды Уинстон знакомится с женщиной по имени Джулия и заводит с ней тайный преступный роман. Она занимается общественной работой в Молодежном антиполовом союзе — организации, участники которого отвергают секс как нечто мешающее построению светлого будущего. На шествии Джулия всегда несет транспарант, никогда ни от чего не отлынивает, и мыслит так:


«Всегда ори с толпой – мое правило. Только так ты в безопасности».

«Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие».

Необходимость Антиполового союза для партии Джулия объясняет просто:


«Когда спишь с человеком, тратишь энергию; а потом тебе хорошо и на все наплевать. Им это – поперек горла. Они хотят, чтобы энергия в тебе бурлила постоянно. Вся эта маршировка, крики, махание флагами – просто секс протухший. Если ты сам по себе счастлив, зачем тебе возбуждаться из-за Старшего Брата, трехлетних планов, двухминуток ненависти и прочей гнусной ахинеи?»

На примере Уинстона и Джулии показаны два варианта мышления и поведения людей,  понимающих, что живут в тоталитарной системе. Оба вынуждены подстраиваться, скрывать свои мысли, но один постоянно страдает и напряженно думает об изменении ситуации, а другая – делает все, что требуется, ничем себя не выдавая, не мучаясь совестью и выкраивая свои маленькие выгоды. 


Уинстон мечтает об очажках сопротивления – группках людей, которые пойдут против партии, и пусть погибнут, но хотя бы дадут надежду будущему поколению. Джулия же говорит, что следующее поколение ее не интересует. «Меня интересуем мы». «Ты бунтовщица только ниже пояса», - отвечает он, чем очень ее веселит. 


Чем закончится их преступная связь? В чем главная цель партии и Старшего Брата? Произойдет ли встреча Уинстона с оппозиционером Голдстейном? И главное — можно ли остаться человеком несмотря ни на что, хотя бы в мыслях, чувствах? А также — что происходит в комнате 101 Министерства любви? Все это вы узнаете, прочитав данное художественное произведение английского автора первой половины 20 века. От которого бросает в дрожь и сейчас.


— Сколько я показываю пальцев, Уинстон?
— Четыре.
— А если партия говорит, что их не четыре, а пять, — тогда сколько?

Date: 2022-03-28 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ratrussian.livejournal.com
Сложите 1+9+8+4.

Ладно-ладно: я не нумеролог и не конспиролог, ухожу.

Date: 2022-03-28 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] alinica.livejournal.com
Я не читала 1984, но лет в 18 прочла Замятина. "Мы" была написана почти на 30 лет раньше, но ощущения у меня были от нее примерно как у тебя от Оруэлла. Причем книга актуальна и сто лет спустя

Date: 2022-03-28 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я тоже читала Замятина в юности, помню, в "Мы" был секс по розовым талонам) И всегда думала, что Замятина мне достаточно. Но вот тут, по дружескому совету, все-таки решилась прочитать Оруэлла. И, кажется, это еще хуже, еще сильнее.

Date: 2022-03-28 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alinica.livejournal.com
Конечно, Замятин проще, "Мы" написаны в 20 году, до второй мировой. А в "1984" уже есть собирательный образ усатого главного злодея. Ох, я даже не знаю, стоит ли сейчас читать Оруэлла. Тут многие про Швейка вспоминают, а я как раз нашла дома собрание Гашека. Может, веселое читать будет проще?

Date: 2022-03-28 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Тяжко Оруэлла. Я сейчас читаю про Бродского в эмиграции. Потом, может, Довлатова почитаю.

Date: 2022-03-28 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] witness2022.livejournal.com
Самое удивительное, что 1984 универсально описывает практически любое современное государство: США, Россия, Великобритания, Китай, и т.д., и т.п.

Везде двухминутки ненависти, newspeak, doublethink, запреты на инакомыслие, переписывание истории ...

Создаётся впечатление, что всем миром управляют некие общие силы.

Date: 2022-03-28 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Что Вы ерунду несете? Где это Вы в США пятиминтки ненависти видели? Или в Великобритании? Да нехрен там им делать, что ли? Или "запреты на инакомыслие", где?
Я читала 1984 ещё в перестроечные времена. Как только тогда разрешили. И поразилась, как точно всё описано. А ведь сейчас переворачивание информации с ног на голову более актуально. А поскольку я взрослым человеком стала ещё при советской власти, то могу все это сравнивать.
Вам, юные вы мои, сильно не повезло. Мы хоть фильтровать базар умели, а вам это дается с трудом.

Date: 2022-03-28 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] witness2022.livejournal.com
Я стал взрослым человеком ещё при советской власти.
Оруэлла перечитывал неоднократно - от "Испанских дневников" до "Фермы животных" до 1984, в том числе и в оригинале.
Возможно вам будет интересно узнать, что Оруэлл писал 1984 именно про Англию.

Date: 2022-03-28 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
от того, что Вы читаете что-либо в оригинале, вовсе не выходит, что Вы понимаете происходящее сегодня.

Date: 2022-03-29 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com
Каждое прочтение текста — его интерпретация. Это не означает, что автор писал, не опираясь на происходящее в своей стране в конкретную эпоху. О том, что Оруэлла беспокоили прежде всего язвы современного ему британского общества, когда он писал "1984", — это просто факт, который следует знать. И если Оруэлл пошёл дальше сиюминутной конкретики и создал картину универсальную, выходящую за её рамки, то это ему лишь плюс к писательской карме, что совсем не отменяет источники его наблюдения и вдохновения.

Date: 2022-03-28 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я посмотрела жж этого человека, и мне кажется, с ним лучше не спорить, не тратить силы. Я ждала таких комментариев — что так во всех странах, и именно от, скажем так, незнакомцев.
Вот еще хорошая цитата из Оруэлла:
"Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать".
Большинству наших людей даже не с чем сравнивать, потому что жизнь в других странах они наблюдают через телевизор-излучатель. А вот вы сравнили, пожили, вас трудно обмануть.

Date: 2022-03-28 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Так не во всех странах, но Оруэлл писал не про нас теперешних и даже не про нас тогдашних (уж как минимум не только про нас). Как любое гениальное произведение — оно универсально, имхо. В разных странах и разных временах можно найти актуальные черты.

Date: 2022-03-28 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
— Сколько я показываю пальцев, Уинстон?
— Четыре.
— А если партия говорит, что их не четыре, а пять, — тогда сколько?

А если партия говорит, что этот мужчина не мужчина, а женщина?
Просто везде мыслепреступления разные — зависит от страны и времени.

Date: 2022-03-28 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
В таком случае можно и не думать, что где-то бывает лучше. Это даже успокоительно. Особенно, сейчас.

Date: 2022-03-28 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Мне кажется дело не в том, что где-то лучше или не лучше. Живем-то мы тут и теперь. И не знаю что успокоительного в том, что человеческая история представляет из себя почти беспросветную хтонь. И даже не история, а человек как вид. На днях читала статью о том, что по проценту убийств внутри вида Homo sapiens обогнали только сурикаты. https://moskvichmag.ru/lyudi/po-protsentu-ubijstv-vnutri-vida-nas-obognali-tolko-surikaty-antropolog-elena-sudarikova/?fbclid=IwAR1rIDaRwjuxajs3X_N901riBx45Aw5vPVKPiuIOPeRgQVtDUvAPSUef77I
Это утешительно или нет? Это же не оправдание, это просто описание — вот так есть. Но каждый отдельный человек может спасти свой отдельную бессмертную душу.

Date: 2022-03-28 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это да. Человек убивает не только ради выживания. Буду стараться не множить зло и растить человека с нормальными ценностями (по моей версии), что еще остается.

Date: 2022-04-04 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] dfs-76.livejournal.com
Цитата в тему: "...Вообще, по
моим воспоминаниям, роман впечатлял в основном барышень: камера No 101 и
невозможность трахнуться без разрешения парткома -- на них этот набор ужасов
действовал безотказно. Скептикам же и прагматикам вроде меня было очевидно,
что гомункулус по имени "Ангсоц", заботливо выращенный Оруэллом в колбе
западных стереотипов, -- существо абсолютно нежизнеспособное; будучи
ввергнут в грубую реальность, он сдохнет точно так же, как ужасные
уэллсовские марсиане.
Это ведь только западник может упустить из виду, что "телескрины" --
основополагающий элемент системы тотального контроля -- будут бесперечь
ломаться; и купить их за нефть на "загнивающем Западе" тоже нельзя -- за
отсутствием такового, вот ведь в чем ужас-то... Как будет работать в
условиях социализма (хоть английского, хоть какого) служба "телеремонта",
объяснять, надеюсь, не надо: приедут на аварию, разломают стену -- а потом
поминай как звали. Конечно же, нормальный обыватель начнет отслюнять им на
лапу, чтоб перегоревший телескрин в его квартире просто пометили в отчете
как починенный; а поскольку запчастей для ремонта все равно нету, а
отчитываться наверх надо -- будут брать, к обоюдной пользе; ну, а народные
умельцы из этой конторы станут за доступную плату подключать желающих к
закрытым телескринным сетям для начальства, по которорым ночами крутят
порнуху Малабарского производства (или где они там воюют).
Дальше наверняка выяснится, что и те запчасти к телескринам, что есть,
производят (для всех трех империй!) все в том же Малабаре; никакой "войны"
там, конечно, нет и в помине -- зато есть посольства, резидентуры и прочие
"загранучреждения", всосавшие всех поголовно начальственных отпрысков.
(Сюжетик: идейный... скажем так -- чудак старой закалки подает начальству
прожект усовершенствования телескринной сети, позволяющий сократить закупки
импортной техники и сэкономить для Родины валюту; а у начальника есть
племянник, он как раз и сидит в Малабаре на этих закупках... Товарищ
Гельман, товарищ Липатов, ау-у!!)"
(с) К. Еськов. Наш ответ Фукуяме.

Кстати, примерно так тоталитарное будущее описано в вышедшем ближе к реальному 1984 году фильме Терри Гиллиама "Бриазилия".
Edited Date: 2022-04-04 10:34 am (UTC)

Date: 2022-03-28 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] zendala.livejournal.com
подверждаю из Канады... один в один все

Date: 2022-03-28 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Канада, записываю)
Я думаю, что это есть в некоторой мере везде. Разница в дозировках.
Edited Date: 2022-03-28 08:03 pm (UTC)

Date: 2022-03-28 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] zendala.livejournal.com
Угу (( антиутопии сейчас читаешь как хронику (( Рисунок с натуры, блин

Date: 2022-03-28 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Я его в университете читала с очень похожими ощущениями, прямо сейчас бы не рискнула перечитывать. Правда, мы с Алисой регулярно переслушиваем "Джельсомино в стране лгунов", а там практически то же самое, только для детей.

Date: 2022-03-28 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А я вот в университете только Мы Замятина прочитала, и думала, что тему с антиутопиями закрыла. Но вот открыла, и прямо еле дочитала. Казалось бы — не мемуары о лагерях, а художественное произведение, выдуманное, но так тяжко. Особенно, сейчас. Но не случись бы последних событий, я бы и не прочитала бы никогда, наверное.

Date: 2022-03-28 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
А я наоборот, Замятина не читала, только Оруэлла и Брэдбери. В любое другое время было бы скорее всего тоже непросто, но все же не настолько тяжко.
Если вдруг — у него очень интересные эссе. И про какие-то бытовые вещи, и про литературу.

Date: 2022-03-28 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] evaarharova.livejournal.com
Image

Это "Большой брат" — лорд Герберт Китченер. Именно им вдохновлялся Оруэлл, когда описывал этот персонаж.
Министерство правды — это здание ВВС — Оруэлл работал там во время войны. Ну и характер военной пропаганды — то чем занимался главный герой романа — писатель взял из своего военного опыта.
Знаменитые лозунги он "позаимствовал" у Черчилля. Тот был мастером парадоксальных и громких заявлений.
Голод, карточки и гнетущая атмосфера — это голод, карточки и безнадёга Лондона во время войны.

Date: 2022-03-28 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Так вот почему у него в романе город Лондоном назывался.

Date: 2022-03-31 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] evaarharova.livejournal.com
Провидец же)))
Любой (каждый) писатель пишет хорошо лишь тогда, когда он отлично знаком с предметом своего творчества.
Даже фантаст.
Чем детальнее он описывает окружающую его действительность, тем гениальнее произведение.
Edited Date: 2022-03-31 12:07 am (UTC)

Date: 2022-03-28 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Книжку я не читала, но вот фильм посмотрела. Жутко, конечно.

Date: 2022-03-28 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Фильм, снятый в 1984 году? Его в комментариях ругают, говорят, что не получилось кино, хоть и очень близко к тексту. Я в любом случае сейчас на эту тему больше ничего не хочу, передоз.

Date: 2022-03-28 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vmesto-menya.livejournal.com
Весь мир сошел с ума.

Date: 2022-03-30 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
А еще Оруэлл когда-то заметил, что "чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто ее говорит".

Крутая рецензия получилась, Ира. :)

Date: 2022-03-30 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо, Алёна! Если бы не ты, я бы так и не собралась эту книгу прочитать) А теперь хочу скачать дневники Оруэлла, ну, это мое любименькое — правда жизни, которую человек описывает в момент проживания событий))
1984 еще и потому так страшно, что каждая строчка — в самую точку! Я замучилась цитаты вделять! и потом хотелось цитировать все подряд.

Date: 2022-03-30 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Рада, что ты ее прочитала. :) Хоть в текущих реалиях такое чтение дается нелегко...
О, у него и дневники есть? Тоже хочу!

Date: 2022-03-30 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, есть, и их хвалят. Я тут хочу скачать:
https://www.litres.ru/dzhordzh-oruell/dnevniki/otzivi/

Date: 2022-03-31 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Очень давно читала, но до сих пор помню свой ужас от концовки. И лишнее подтверждение, что страшнее человека зверя нет.
Я сейчас, наоборот, читаю книги максимально далёкие от реальности, уютные детективы, и параллельно "Анну Каренину" слушаю.

Date: 2022-03-31 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это называется эскапизм) Планирую им заниматься в ближайшие... не знаю, годы, десятилетия, как пойдет
Анна Каренина, наверное, в самый раз. Не слишком легкомысленно, но далеко от нынешних кошмаров. А Оруэлл — слишком близко, прям вот тут и есть. Хотя хочу его дневники почитать, но это немного другое.

Date: 2022-04-11 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
Я сам уже три раза начинал слушать в машине, но это надо на длинное расстояние. В городе все время что-то отвлекает и можно потерять мысль. Дойду до печатной версии. А пока читаю детские книги, чтобы мозг не сильно кипел после ежедневных сводок в телеге )

Date: 2022-04-11 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Мозг кипит, это точно( Мне очень тяжко было дочитывать, именно морально. В другое время было бы легче, наверное.
Еще Глуховский в своем телеграме бесплатно выложил свою последнюю книгу Пост.

Date: 2022-04-12 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
я у Глуховского только речи слушаю. Пока не читал даже Метро

Date: 2022-04-12 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я тоже не читала. Максим читал и в игру Метро играл. Там целый мир. Кстати, украинские разработчики ее делали.

Date: 2022-04-12 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
ну я по книге знаю, жена рассказывала. Дома есть, но я как-то не очень люблю множественные миры и массы героев )

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 10:04 am
Powered by Dreamwidth Studios