Написанные в 1909-м году по горячим событиям воспоминания реально действующего лидера боевой организации партии эсеров, одного из организаторов успешных покушений на министра внутренних дел Плеве, на московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и других высокопоставленных лиц, сами по себе производят эффект разорвавшейся бомбы, только в мозгу.
Борис Савинков приоткрывает завесу над кухней террора. Как нормальный человек может вообще захотеть заниматься такими вещами? Ради чего? Какое-то сектанство видится в этом жутком выборе, который делался осознанно. Но нет, это была не секта. А если и секта, то в ней не было бога и лидера, а был анти-бог и враг – царизм и его самые заметные представители. Члены боевой организации верили, что в данный исторический момент только террор может изменить ситуацию в стране. Все остальные способы – бездейственны либо малоэффективны.
Да, во главе стояли такие люди как Савинков, авантюристы, которые сами под бомбы не очень-то лезли, а предпочитали управлять, оставаясь серыми кардиналами. Но если бы не они, желание «бросить бомбу в царя» все равно никуда не делось бы, и отдельные террористы действовали бы по своей инициативе тут и там. Такое настроение витало в воздухе. И атмосфера сгущалась. Подтверждение тому – огромное количество сочувствующих и помогавших боевой организации. В том числе, материально. Среди знакомых Савинкова были, например, Максимилиан Волошин, Бальмонт, Мережковский и Гиппиус и многие другие.
Кто шёл «работать в террор»? Как ни странно, в большинстве случаев - молодые образованные люди. Либо те, кто не смог окончить университеты из-за участия в студенческих волнениях. Многие уже успели отсидеть за беспорядки, побывать на каторге. Многие были евреями, что не удивительно, учитывая, как ущемлялись их права в царской России. Так, например, евреям не разрешалось постоянное поселение на территории империи, кроме как в пределах черты оседлости на территориях современных Украины и Белоруссии. Но и там «вольницы» не было. Художник Марк Шагал, живший в Витебске, вспоминал, что с евреев взимали 50 рублей за поступление в начальную школу, которая для нееврейских детей была бесплатной.
Особенной «любовью» у террористов пользовался московский губернатор великий князь Сергей Александрович, при котором произошло массовое выселение евреев из Москвы. Также его считали виновным в трагедии на Ходынском поле.
В основном, в террор шли мужчины, но и женщины тоже были не редкостью, мало того, часто они жертвовали собой еще более отчаянно, даже будучи беременными и имея детей. Непосредственные исполнители, метальщики, испытывали личную неприязнь, ненависть к "угнетателям народа". Для их руководства удачное покушение означало, что организация набирала вес и могла влиять на политические события, внушала страх.
В книге приведены письма террористов из тюрем к товарищам и родственникам. К маме. Они написаны очень литературно, проникновенно, с жалостью к родным и убежденностью, что все сделано правильно.
Как готовились к покушению? Очень основательно. Начинали со слежки за объектом, которая могла длиться месяцами. «Летучий отряд» прибывал в город с поддельными паспортами и рассеивался, чтобы встречаться конспиративно. Каждый становился другим человеком: кто-то шел работать в извозчики, кто-то в коробейники, газетчики, чтобы, не вызывая подозрений, ходить по тем же улицам, по которым ездит объект, устанавливая его расписание и выбирая правильный момент для нападения. Савинков в извозчики не шел, ему больше нравилась роль какого-нибудь иностранца-инженера, ведь он был на особом счету – мозг. Как и еще больший мозг – Азеф, который всегда незримо был с ними и затем сыграл свою роковую роль.
Отдельная категория террористов — химики, которые готовили бомбы. Часто бомбы взрывались раньше времени, о чем следовали подробные отчеты в газетах с мест происшествий. У одной из террористок бомба взорвалась в руках, но не убила ее, а оторвала несколько пальцев. И в таком состоянии она смогла незамеченной выйти из дома, дойти до больницы, сказать, что взорвалась газовая горелка и получить первую помощь. Потом ее нашел террорист, для которого она и готовила бомбу, помог перебраться в другую больницу, и только там ее настигла полиция. Женщину отправили в ссылку, в которую поехал и террорист, предложивший ей стать его женой. Чем не сюжет для фильма?
Были ли у террористов принципы? Самые наэлектризованные страницы книги - о покушениях, которые удались, тем более, что Савинков расписывает все буквально по минутам: кто где стоял, кто как действовал. Метальщики стояли по пути следования кареты, держа тяжелые бомбы под одеждой. И должны были за секунды принять решение - благоприятный ли момент или нет? С князем Сергеем Александровичем произошла вынужденная задержка на день. Террорист Каляев в последний момент заметил в карете с великим князем его племянников – Марию и Дмитрия, и не смог бросить бомбу в детей. Великая княжна Мария Павловна, когда выросла, только из воспоминаний Савинкова узнала, что случайно осталась жива.
Члены организации старались не совершать покушения, если могли погибнуть случайные люди, если их объект находился в толпе.
В террор не брали сомневающихся и морально не готовых. Хотя в исключительных случаях могли дать шанс. Так произошло с матросом корабля «Рюрик», который вызвался убить Николая II, прибывшего с осмотром на крейсер. В руках у матроса был заряженный браунинг, но выстрелить он так и не решился. Хотя стоял совсем близко и даже подавал Николаю бокал шампанского. Савинков пишет, что не винит человека, который сломался, но, наверняка, мысленно воскликнул «ах, чёрт!»
Что стало с террористами после? Почти все они кончили плохо. Кто-то погиб от бомбы, кто-то покончил жизнь самоубийством, кого-то застрелили во время задержания, кого-то казнили в тюрьме, кто-то умер от болезней на каторге. А кого-то уничтожали свои, как это произошло с одним из террористов, заподозренным в связях с полицией. Другой же, гораздо более крупный провокатор, работавший на два фронта, ускользнул от товарищеского суда, что стало шоком для Савинкова, считающего себя очень проницательным. В его книге "Воспоминания террориста" как раз передается постепенное осознание - "предатель среди нас". Сомнительным типом оказался и поп Гапон, которого эсеры за сотрудничество с царской охранкой устранили.
Террористическую организацию в итоге погубили не внешние враги, а сами же ее участники, она самоуничтожилась, разъедаемая скверной: обманом и корыстью одних и тотальным недоверием других. Революция пожирает своих детей, а уж террор и подавно.
После развала организации Савинков скучал за границей и писал мемуары, романы и даже стихи. Но, как только царь отрекся от престола, приехал в Россию и занял место рядом с Керенским во Временном правительстве. Очевидно, мечтал руководить страной. Но большевики нарушили все его планы, захватив власть. В гражданской войне Савинков поддержал Белое движение. Потом снова уехал за границу, откуда был выманен хитростью, и в 1924 году осужден в России. Когда-то из царской тюрьмы ему удалось сбежать, а вот тут уже шансов не было. Напоследок Савинков признал советскую власть, а потом покончил с собой в камере.
Книга воспоминаний Савинкова – ценнейший документ смутного времени, возможность проникнуть в мозг тех, кого сейчас сложно понять. Рекомендую к прочтению, потому что я рассказала лишь малую часть.
Также рекомендую и мнение другой стороны: той же Марии Павловны, великой княжны, выросшей в доме убитого террористами «князя Ходынского» Сергея Александровича. Или младшей сестры Николая II Ольги Александровны, которая считала, что ее отца и брата все любили. Наконец, княгини Палей, которая после революции водила экскурсии по своему дворцу для пролетариата, но это не спасло ее мужа и сына от гибели.
no subject
Date: 2021-07-19 05:37 pm (UTC)и классно соединила портрет С. с картиной М. - и объяснила, почему
no subject
Date: 2021-07-19 06:19 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-19 06:41 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-19 06:41 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-19 06:53 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-19 07:50 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-20 04:30 am (UTC)У него автобиография есть, как я узнала.
no subject
Date: 2021-07-20 05:36 am (UTC)no subject
Date: 2021-07-20 06:35 am (UTC)По-моему, у Алексея Федярова в ФБ нашла о нем.
no subject
Date: 2021-07-19 06:44 pm (UTC)и вот нарыл такой сайт
а я читал книжку Волошина "Путник по вселенным" и типа помнил, что там если и было о Савинкове, то как-то мало...
но там на сайте и это "мало" тоже есть, они там цитируют )
но еще там оказалось *лично для меня* неожиданно много о его творчестве ! )
"Карьера Б. Савинкова как политического и военного деятеля немного затмевает его творчество. Но Борис Викторович (В. Ропшин) интересен и как писатель. Литературным творчеством он начал заниматься с 1902года. Писал рассказы, очерки о революционерах, товарищах по боевой организации и знаменитых терактах. В основе сюжета автор часто использовал реальные события. Б. Савинкову была присуща необычность изложения, вызывающая у современников оживленное обсуждение и нередко негативную критику. Возможно, это было связано с тем, что в его произведениях прослеживалась тема некоторой дискредитации идеалов революционного террора, к которой в русской литературе никто не обращался. — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
no subject
Date: 2021-07-19 06:52 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-19 07:05 pm (UTC)а вдруг там Everything You Always Wanted to Know About Savinkov But Were Afraid to Ask !.. )))
no subject
Date: 2021-07-19 08:15 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-20 08:59 am (UTC)