[personal profile] irinaetoya

В "Успехе" (1984) Филатов играет столичного режиссера, приехавшего в провинцию, чтобы поставить "Чайку", а в "Сукиных детях" (1990) он же, будучи еще и режиссером фильма, предстаёт в роли чиновника, противостоящего взбунтовавшимся артистами. Между фильмами пролегла пропасть, хотя разница в съемках - всего 6 лет. "Успех" - это уютное советское кино, "Сукины дети" - нервозное дитя 90-х.





"Успех" (1984) и "Сукины дети" (1990)

"Успех" (1984) и "Сукины дети" (1990)




Начнём с еще советского "Успеха". Режиссер Фетисов (Филатов), прибывший в провинциальный театр, как будто намеренно портит отношения сразу со всей труппой и ведёт себя крайне непоследовательно. Сначала он говорит артистам, что им нужно не думать, а лишь исполнять его указания. Потом, когда на него обижается местная прима, играющая роль Аркадиной (Алиса Фрейндлих), он буквально вымаливает ее прощение. Со знакомым еще с института товарищем, играющим роль Треплева (Александр Збруев), он пресекает панибратство, зато с другими артистами чуть позже выпивает и смеется.





"Успех", 1984

"Успех", 1984



Но хуже всего он ведет себя с добрейшим Павликом (Лев Дуров), которому, как он считает, не подходит роль Тригорина. Унижая его при всех, он хочет выжать из него эмоции, необходимые для роли. Лев Дуров прекрасно играет и актера Павлика с тонкой душевной организацией, и свою версию Тригорина (на мой нережиссерский взгляд).





"Успех", 1984

"Успех", 1984



Правда, без того эмоционального взрыва, который производит столичный режиссер в провинциальном театре, его "Чайка" не возымела бы успеха. (Но стоил ли успех такой цены?) На каждого актера он воздействовал определенным образом, вызывая в нем необходимые чувства: возмущения, злости, отчаяния, влюбленности. Каждого он связал с чеховским героем, заставил буквально стать им.





"Успех", 1984

"Успех", 1984



В "Успехе" - роскошный актерский состав в самом плодотворном и прекрасном возрасте: молодая Лариса Удовиченко, царственная Алиса Фрейндлих, замечательные Александр Збруев и Лев Дуров и, конечно, харизматичный Леонид Филатов. И ниточка к Чехову, и связь с лучшими образцами советского кино.


В трагикомедии "Сукины дети" связь времен обрывается, и сразу же, с первых же кадров, да что там - с названия, понятно, что это уже 90-е. Хотя актёры все те же, любимые советские, и еще не старые. Но они почему-то вдруг начали ругаться и обнажаться! Потому что теперь уже можно! И нельзя винить режиссера Филатова в том, что он раздел Удовиченко (его герой-режиссер в "Успехе" такого себе не позволил бы), да она и сама сделала это с каким-то отчаянным вызовом - вот так могу! Просто время настало такое. И "Сукины дети" его отразили.





"Сукины дети", 1990

"Сукины дети", 1990






"Сукины дети", 1990

"Сукины дети", 1990



Что касается сюжета, то это фантазия на тему реальных событий 1984-го года, когда режиссера Таганки Любимова лишили советского гражданства. Нового режиссера Эфроса труппа приняла в штыки и начала травить. Одним из зачинщиков травли был Леонид Филатов. Когда Эфрос умер от сердечного приступа, Филатов испытал жесточайшее чувство вины. "Сукины дети" стали его попыткой переосмыслить произошедшее, показать, какое отчаяние двигало актерами, и, возможно, оправдаться.





"Сукины дети", 1990

"Сукины дети", 1990



В фильме нет нового режиссера взамен уволенного, но есть чиновник в исполнении самого Филатова, который требует от актеров коллективного письма с осуждением опального режиссера. Те же в ответ бунтуют, объявляют голодовку и барикадируются в здании театра. Выглядит все это феерично, местами смешно, но довольно глупо. Их требования неисполнимы, да и, по сути, недовольны они не столько конкретным случаем несправедливости, сколько всей системой, которая прогнила и вот-вот рухнет.


Звездный актерский состав здесь также укоплектован полностью: Евстигнеев, Абдулов, Ильин, Кравченко, Шацкая, Удовиченко, Филатов, Маковецкий, Цыплакова, Ахеджакова и другие.





"Сукины дети", 1990

"Сукины дети", 1990



В целом "Сукины дети" - это кино о кризисе системы, которое становится актуальным в подобные же острые моменты. А советский фильм "Успех" ближе к классике и к тому, что называется - на все времена. Посмотреть стоит оба.


Еще отличное кино с Филатовым - детектив "Петля". А если хотите о театре, то рекомендую посмотреть две киноверсии «Театра» по Моэму: советскую, с Вией Артмане, и несоветскую, с Аннетт Бенинг, тут я их сравниваю.




Date: 2021-04-07 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Успех очень люблю, пересматривала на днях. Для меня это самый лучший фильм Филатова.

Date: 2021-04-07 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я, чувствую, тоже буду пересматривать. И еще Забытая мелодия для флейты хороша. И спектакль про Федота-стрельца)

Date: 2021-04-07 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Сукины дети я смотрела (эту историю знаю, конечно и Филатова слегка недолюбливаю именно из-за нее, хотя он талант). А вот Успех у меня в списке стоит давно, надо устроить месяц советского кино опять и посмотреть наконец.

Вообще я тут проводила ревизию своих списков и кинопланов — у меня только тем для киномесяцев больше тридцати (тут фейспалм) и фильмов гораздо больше десятки на каждую тему. Ыыыыы...

Date: 2021-04-07 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, отношение несколько видоизменяется, когда узнаешь подробности этой травли. Но вроде как Филатов переживал потом, уже после смерти Эфроса. Наверное, думал, что можно было бы по-другому.
Слушай, а у меня фильмы как-то в темы не складываются. Я думаю: как бы так составить постик для Дзена из уже просмотренных на какую-нибудь тему. И ничего не могу придумать) Или уже писала на какую-то тему. Мне проще про один фильм писать, чем про много сразу. И восхищаюсь твоей последовательно — взять и сразу 10 фильмов о море посмотреть, или о политике. или еще о чем-то.
Успех советую. Хороший, и такой теплый-ламповый. Наши актеры такие все чудесные и молодые еще там. И при этом прям на пике своих возможностей.

Date: 2021-04-08 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
А мне как-то даже легче на тему какую-то собрать (иногда трудно собрать именно десятку, но вот выбрать саму тему — они как-то сами образуются) и про каждый фильм я тогда пишу намного меньше, чем ты. Иногда бы и хотела побольше, а не получается. Зато ты вот молодец в этом — можешь подробнее писать, у меня такое получается только если мне или очень нравится или наоборот очень бесит :))
Охотно верю, что хороший фильм, не зря ж я его записала — видимо хвалил кто-то где (у меня так в список и попадают фильмы, когда по отзывам кажется, что интересное что-то).

Date: 2021-04-08 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А у меня вот проблема — коротко написать! Я прям мучаюсь, когда надо сразу про несколько фильмов и про каждый по три предложения. Мне легче про один много. Краткость — не моя сестра, и я не читала книгу "Пиши, сокращай") Ну, я могу сокращать, но каждый раз это прям работа)

Date: 2021-04-08 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
А мне наоборот :)) Хотя книжку я тоже не читала :) Но просто два слова — типа "фигня, не стоит и смотреть" или наоборот — "круто, всемсмотреть срочно" — вот и вся краткость :))

Date: 2021-04-08 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ой, чё там мы в этой книжке не знаем?) Я хотела купить, потом почитала отрывки, почитала отзывы и поняла, что все это я уже знаю. Собственно, вся суть в названии)
Ты не просто пишешь фигня или круто) Ну и мне если для статьи, то вроде как надо покрасивше и коротко написать, а это сложно.

Date: 2021-04-08 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Да вот именно, берем и сокращаем, делов-то :)))
Ну не знаю, мне кажется так и пишу примерно :) Ну или у меня есть одна какая-то мысль или впечатление после просмотра и тогда я пишу их :))

Date: 2021-04-09 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот это классно, когда есть четкая мысль, впечатление, и ты можешь ее в одном-двух предложениях высказать. Мне, кстати, проще так сделать не для статьи, а, например, в комментарии кому-то, а для статьи, поста, кажется, что вроде как надо что-то более вумное написать. А на самом деле — не надо)

Date: 2021-04-09 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Вот! В этом мой секрет — я пишу просто так, для себя и нескольких жж-френдов, ничего умного, так что можно не париться :))

Date: 2021-04-07 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
я видел фильмов десять с Филатовым, где-то так
пришел к выводу, что это "не мой" актер, хотя в некоторых фильмах понравилось, как он играл
если навскидку : Соучастники (1983), Грачи (1982)

про Сукиных детей : методика странная, эгоистичная... безнравственная какая-то... )

Date: 2021-04-07 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Методика чего? Съемок фильма? или поведения персонажей? или чего?)
Соучастники и Грачи не смотрела, надо попробовать. Мне кажется, Филатов везде похожий, плюс-минус, ну, или я такие фильмы смотрела. Но он харизматичный, естественный, органичный.

Date: 2021-04-07 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
режиссерская методика... сильно вызывает вопросы
я понимаю, что для чего-то там *чтобы актеру заплакать и т.д.* можно всколыхивать какие-то моменты из жизни
а чтобы сыграть ненависть, можно себе дополнительно представлять кого-то, кто страшенно неприятен
но все равно, это по-другому и иначе как-то предполагается делать...
ну, мне так кажется

о Филатове : мне в актерах не нравится этот "таганский налет" ) ну, это когда жилы вздуваются на шее...
"хрипенье, и крики, и скрежет зубовный" (с)
у Филатова это намного слабее, чем у некоторых других оттуда, но тоже есть - у него по-своему выражается )

Date: 2021-04-08 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Поняла! Да, это ж издевательство над людьми, насилие. Но раньше многие режиссеры такое проделывали. Тот же Тарковский. А уж история с Бертолуччи на "Танго в Париже"... Сегодня, мне кажется, получше ситуация, хотя наверняка современные актеры узнают все эти приемы и добавят еще своих примеров. Вообще смотришь и думаешь: ради чего все эти страдания? ради спектакля, который даже если получится, то его потом забудут. И зависимость актеров от режиссера — тоже нездоровая вещь.
Понимаю насчет Таганки. Сразу Высоцкий представляется. Но у него это органично было, и в кино он это приглушал.

Date: 2021-04-08 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
Тарковский вообще *по-моему* без чувства юмора был напрочь... ((
если будешь еще как-то раз что-то из его смотреть, понаблюдай за этой стороной )

а Последнее танго это ты мне хорошо напомнила
если ровно в двух словах, то гадостный фильм, фильм чоткая бяка без вопросов !!
я его с какого-то момента дальше смотрел, только чтобы потом какой-то сноб мне не ткнул,
что я типа даже Танго Бертолуччи не смотрел )))

Date: 2021-04-08 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, Тарковский без чувства юмора! Правда, те, кто с ним работал, иногда говорили, что он шутил, т.е. чю вроде как было. Но ни в его дневниках, ни в интервью этого нет. И в кино тоже. Иногда что-то проскальзывает, но, мне кажется, это могло бы получиться и случайно. У него все ужасно серьезно. Он к самому себе крайне серьезно относился, и к тому, что он создает. К счастью, для тех задач, которые он ставил, это вполне подходило. Ему надо было вырезать из памяти воспоминания послевоенного детства и перенести на пленку — и у него это прекрасно получилось в "Зеркале". В Сталкере есть ирония, но там и текст изначальный Стругацких.

Date: 2021-04-08 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
с Тарковским мне сильно навредило Иваново детство )
я его посмотрел - ну, понятно, что ранняя работа (1962), но там же следом уже крупные его пошли
а мне по ходу Иваново детство совсем (!) не понравилось
какие-то сразу режиссерские амбиции, по максимуму, претензии... каждый кадр два дня выставлялся *наверно* )
все швы видно, искусственное все такое... моменты китча бросались в глаза - ну, с развалинами там, и т.п.
и сильно ощущалось, что он видел нашумевшие тогда режиссерские шедевры, и работать решил "не на меньше"

Date: 2021-04-08 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ага, понимаю. Он хотел, шоб красиво и на века. Сразу. Получилось довольно искусственно. Но кадр с поцелуем над окопом красивый. Там именно кадры красивые, как фотографии. Андрей Рублев уже гораздо интереснее. А Зеркало и Сталкер — вершина. И индивидуальность, за что Тарковского и любят. Последние его фильмы, как мне кажется, снова именно покадрово красивы, а впечатление уже не то. Жертвоприношение я не досмотрела.

Date: 2021-04-08 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
а, вот этот кадр )



я цинично подумал, что щас в ремейке она после прохода по бревну прыгнула бы на него, обхватив его ногами )))
прикинь - он стоит такой, с ней на нем, ногами в стороны упертый над пустотой... и поцелуй ! )

не прикалываюсь - тема не та, чтобы прикалываться, но перед этим смотрел, точнее, начал смотреть Спутники (2015)
тоже "не та" тема, но им же можно (?..) ну, я и бросил смотреть

Date: 2021-04-08 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Аааа, ржу прям в голос)) Точно, с ногами бы! Очень смешно)))) Тарковский бы от такого вертелся бы в гробу как вентилятор)))
Ну вот как смотреть наше современное кино? Особенно, про войну? Только зря время терять.

Date: 2021-04-08 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
хотел еще пару слов по Танго добавить, прояснить )
я не ханжа аж ни разу и не закрыт для посмотреть всякое
но там кинематографичецки (!) это плохо, дико грубо и животно и неясно даже, зачем все это
мне жаль тех, кто ввязался сняться там

Date: 2021-04-08 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я давно смотрела, помню, Брандо там такой противный. Девочку жалко, и саму актрису еще больше.

Date: 2021-04-08 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Мне оба фильма нравятся, но я вообще фанат Филатова, причем мне кажется, его харизма близка к харизме самого Чехова.
И блин, но почему же сейчас такого кино наши не снимают? Даже лучшие образцы, вроде "Аритмии" недотягивают?
Я читала, что на Таганке сложная ситуация была, Эфрос тоже себя сразу по-хозяйски повел, чем и настроил труппу против себя, в общем все дров наломали, на примере таких фильмов как раз хорошо видно, насколько артисты — это зависимая, сложная и неоднозначная профессия, зрители же только одну сторону медали видят.

Date: 2021-04-08 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ага, точно, к Чехову близко. Вроде циничный (особенно, с женщинами), а все равно, глобально, очень человечный.
Согласна, что даже Аритмия не дотягивает! Тогда вообще очень много кино снималось, и есть очень плохое, даже по Культуре иногда показывают и видно, что вот прям лажа, даже иногда и с актерами хорошими. Например, я случайно начала смотреть "Вот моя деревня" с Соломиным, прям ыыы, такой явный патриотический заказ про идеальную деревню с идеальными крестьянами, которые говорят исключительно на литературном языке. Так неестественно! Т.е. снимали ОЧЕНЬ много, давали возможность многим попробовать. А сейчас надо либо присосаться к гос.деньгами и гнать про патриотизм, либо делать выгодные проекты типа тупых комедий, которые соберут кассу. Вообще долго можно размышлять, но я сама окончательно не могу понять. Вот Успех — не самый известный фильм не самого известного режиссер, а лучше подавляющего большинства современных фильмов.
Эфрос, наверное, сам как Филатов в фильме Успех пришел, а там все такие тоже с гонором. вот и нашла коса на камень.

Date: 2021-04-08 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Они просто были радикально разные по творческому методу — Эфрос и Любимов. Эфроса назначили главой театра, как он мог себя вести? Он должен был командовать всеми и всем, это и была его работа. Конечно, артистам Таганки было неприятно получить "сверху" режиссера вместо обожаемого Любимова, да еще и настолько иного. Но артисты реально травили его — вещи портили, интриговали, саботировали, как школьники, злые школьники причем.

Date: 2021-04-09 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
У кого-то недавно в интервью попалась фраза, что хороший режиссер это те столько профессия, сколько образ жизни. Если ему, например, позвонит оператор и скажет, что в аварии только что погибла вся его семья, он из сочувствия великодушно разрешит тому прийти на съемки на полчаса позже. Наверное, это близко к истине. Не зря Ума Турман до сих пор не может простить Тарантино из-за аварии на съемках ради красивого кадра. Поэтому оба фильма так и впечатляют, что такого рода истории вполне в духе и артистов, и режиссеров.
Я вот не знала таких подробностей про конфликт на Таганке, читала только, что все были хороши, но может быть, это как раз кто-то из тех артистов-зачинщиков вспоминал, поэтому на Эфроса и кивал.

Date: 2021-04-09 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
А я знала подробности, к сожалению и развидеть это уже невозможно. То есть к Эфросу претензия, что он "продался" советской власти (должен был вместе с таганцами требовать возвращения Любимова (который не факт, что хотел возвращаться и вообще так уже страдал без своего театра) и в том, что был совсем не такой — другие темы, другая работа с артистами, все иное, не со всеми артистами складывалось (что нормально, отношения режиссер-артист очень сложные). Все это по-человечески понятно и объяснимо. Но ему-то дырявили шины, резали одежду, срывали репетиции — все это так мелочно, глупо и недостойно, фу.

Date: 2021-04-14 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Очень захотелось посмотреть "Успех". Филатов — интереснейший человек, но так мало фильмов с ним видела. Надо исправляться. :)

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 02:30 am
Powered by Dreamwidth Studios