[personal profile] irinaetoya

Княгиня Ольга Палей была женой великого князя Павла Александровича. В 1918-м году большевики расстреляли ее мужа и сына. В эмиграции княгиня написала полные боли и ненависти к мучителям мемуары. Тонкая книжечка, которую не так-то легко прочитать. Настолько спрессованны в ней мысли и переполнявшие автора чувства.





Книга воспоминания княгини Ольги Палей

Книга воспоминания княгини Ольги Палей



Но прежде чем рассказывать о мемуарах, в которых отразились в основном события 1917-18 годов, пробегусь по биографии княгини. Очень уж она любопытна.


Ольга была дочерью камергера и женой генерала Пистолькорса. Родила генералу четверых детей, старшая дочь умерла в младенчестве. Ольга мечтала попасть в самое высшее общество и ей это удалось: на её светских вечерах всегда звучала музыка и смех, были танцы и царила она - "мама Лёля", как ее называли. У "мамы Лёли" бывали царские особы и сам Николай II, а также его дядя, вдовец Павел Александрович, с которым у Ольги начался страстный роман.





Ольга и великий князь Павел Александрович (справа)

Ольга и великий князь Павел Александрович (справа)




Царская семья снисходительно относилась к интрижкам Романовых даже с замужними дамами. Стерпела она и то, что Ольга родила Павлу сына. Но когда та развелась с мужем и Павел собрался на ней жениться, тут же последовал строгий запрет на морганатический брак. Однако Павел уже все решил: он отправился вместе с Ольгой в Италию, где и обвенчался. Николай II осерчал и запретил Павлу возвращаться в Россию, а также лишил всех титулов. Детей от первого брака - Марию и Дмитрия - отдали на воспитание дяде Сергею Александровичу. Мария позже в мемуарах описала свое детство в доме "князя Ходынского".





Ольга Палей и Павел Александрович с детьми - Володей, Ириной и Натальей

Ольга Палей и Павел Александрович с детьми - Володей, Ириной и Натальей



А Павел Александрович с Ольгой безбедно (предвидев гнев государя, Павел предусмотрительно захватил с собой за границу несколько миллионов) и счастливо зажили во Франции. Ольга родила еще двоих дочерей. Спустя годы Ольга получила сначала титул графини Гогенфельзен, а затем стала княгиней Палей, что автоматически позволило ей "дотянуться" до мужа. Николай II разрешил семье вернуться в Россию.


Удивительно, но в своих воспоминаниях Ольга ни разу не упрекает царскую семью за несправедливое наказание Павла Александровича и за презрительное отношение к ней. Кажется, она сама принимала правила игры на 100% и воспринимала Романовых богоизбранными, а себя - лишь счастливо влившейся в их семейство.


Так Ольга Палей выглядела накануне своего возвращения в Россию, в 1912 году.





Княгиня Ольга Палей, 1912

Княгиня Ольга Палей, 1912



Триумф! Ей 37 лет, она родила семерых детей и отвоевала себе право быть законной женой князя и стать полноправной частью семьи Романовых. Теперь она даже могла слегка критиковать царские вкусы. Например, ей не нравился Ливадийский дворец, она считала его мешаниной стилей и безвкусицей. Свой же свежепостроенный дворец в Царском селе она обожала. И потом не желала расставаться с ним даже вопреки здравому смыслу:


"Поздней, когда государя сослали в Тобольск и ничто нас в Царском не удерживало, они-то, ценности, предметы искусства, и погубили нас! Нам бы уносить ноги, пока не поздно, а мы сидели как пришитые, не в силах расстаться с любимыми вещами. Могла ли я помыслить, что отдам за них самые мои великие сокровища: жизнь мужа и жизнь сына!"




Вестибюль дворца князя Павла Александровича и княгини Палей в Царском селе

Вестибюль дворца князя Павла Александровича и княгини Палей в Царском селе



Какое-то время после революции большевики позволяли семье Павла Александровича жить во дворце. Ольга водила по нему экскурсии для пролетариата. С каждым днем у них оставалось всё меньше слуг: в 1914-м их было 64 человека, в 1917-м - 22, в 1918-м - 2, и, наконец, нисколько. Автомобиль Павла реквизировали сначала в пользу Временного правительства, а затем на нем ездил Ленин.


О Ленине Ольга отзывается хлестко:


Немцы прекрасно поняли, кто добьет умиравшую Россию, и за свой счет послали нам Ленина, запечатав его в вагон как ядовитый газ в банку. Посланец занял дом балерины Кшесинской и долгое время говорил оттуда речи толпе. Сулил он ей землю, особняки, чужое добро и диктатуру пролетариата.

Не скрывает Ольга и свой антисемитизм, поэтому читать некоторые ее высказывания нелегко. 





Председатель Петроградской ЧК Урицкий

Председатель Петроградской ЧК Урицкий



Понятна ее ненависть к Моисею Соломоновичу Урицкому, председателю Петроградского ЦК, который постановил всем Романовым мужского пола явиться в ЦК, а затем отправил сына Ольги, Володю, в ссылку. Фамилия у Володи была не Романов, но это Урицкого не смутило. Он предложил юноше письменно отказаться от отца, что тот с возмущением отверг. О последующей трагедии в Алапаевске пишет в своих мемуарах сестра Володи, Мария Павловна.





Княгиня Палей с мужем и сыном, 1910-е

Княгиня Палей с мужем и сыном, 1910-е



Павел Александрович из-за болезни какое-то время еще оставался в Царском селе, а затем его забрали в тюрьму. Поразительно, но у князя было множество возможностей сбежать из России, которыми он не воспользовался. Например, он не захотел бежать на поезде в Данию и там переодеваться в пленного австрияка, отказался улетать ночью на самолете, отвергал все "маскарады". Уже будучи в тюрьме, за несколько дней до расстрела, окончательно отверг предложение о побеге, сказав, что в таком случае оставшихся точно расстреляют из мести. В поведении Павла прослеживается та же линия, что и в поведении Николая II - надежда, что "Бог спасет" победила чувство самосохранения. О трагедии царской семьи Ольга написала:


"Есть что-то бесконечно трагическое и пронзительное в убийстве царской семьи на глазах у бесстрастной, почти безразличной Европы".

Ольга до последнего билась за своего мужа, надеясь вызволить его из тюрьмы, обивая пороги разных большивистских начальников. После объявления о расстреле в газетах она, находясь в полуневменяемом состоянии, поддерживаемая старшей дочерью (младшие уже уехали), бежала в Финляндию, а затем жила в Париже.





Княгиня Ольга Палей в эмиграции

Княгиня Ольга Палей в эмиграции



После воспоминаний в книге следуют письма от сына Володи (Боди, как его звали в семье) из пажеского корпуса и из ссылки 1918 года, а также его дневниковые записи и стихи.


Ольга Палей написала свои воспоминания исключительно для того, чтобы излить свою боль и показать всему миру, какие звери большевики. Но рассказала больше, чем думала, и о себе, и о царской семье, и о происходящем в те страшные годы.


Рекомендую также почитать статью о великом князе Александре Михайловиче (Сандро), которому чудом удалось спастись после революции, а также - серию статей о жизни старшей дочери Павла Александровича, Марии Павловне, например, о ее роскошной свадьбе в Царском селе.




Date: 2021-02-21 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-02-21 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Спасибо, ваша обратная связь помогает делать систему категоризации лучше!

Date: 2021-02-21 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] 3450123.livejournal.com
везде при смене общественного строя старую элиту частично уничтожали.
и еще советской власти служило немало дворян.

Date: 2021-02-21 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] Артаксеркс Конев (from livejournal.com)
Но ведь в 1991 году никто не уничтожал членов Политбюро и их потомство.
Мао не уничтожил Генри Пу-И, в Восточной Европе никто никого не уничтожал массово.
Значит не везде.
Edited Date: 2021-02-21 08:57 am (UTC)

Date: 2021-02-21 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] 3450123.livejournal.com
это все просто о понятно объясняется накалом борьбы. где новые чувствуют что их власть колеблется, без раздумий режут старую или конкурентов (Троцкий и ко)

Date: 2021-02-21 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] Артаксеркс Конев (from livejournal.com)
Накал борьбы обусловлен массовой резней.
Большевики начали истреблять население по социальному и национальному признаку, и накал борьбы сразу возрос.
Не начали бы массового истребления, и накал бы понизился.
Edited Date: 2021-02-21 01:26 pm (UTC)

Date: 2021-02-21 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 3450123.livejournal.com
почитайте для начала про вековое закабаление народа, продажу и обмен людей, про право "первой ночи" у дворян и гаремы у них же, про скотские условия жизни пролетариата, про про расстрелы демонстраций, про войны за тогдашних олигархов за чужие интересы (концессии на Ялу, французские кредиты).

народ массово пошел в революцию, затем с оружием в руках защищал тот строй. пока та элита не кончилась, тут вам овет на ваш вопрос про 89 год.

Date: 2021-02-21 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] Артаксеркс Конев (from livejournal.com)
Не надо сказок, хорошо?
Не было в России "права первой ночи", за такие штуки можно было отправиться в Сибирь-матушку по Владимирке, звякая кандалами.
И за гаремы тоже на каторгу.
Ага и крепостное право в России отменили раньше, чем во многих европейских странах. Скотских условий жизни пролетариата совки достигли аж в 1967 году. А потребления мяса в 1960.
Короче, слушай сюда.
Япония напала на Россию подло без объявления войны в 1904 -м году.
Германия напала на Россию в 1914-м году.
Для России обе эти войны справедливые и священные.
Еврейский народ массово пошел в революцию, ну и заработал себе в новом мире массу новых вещей. Русские что ли шли в революцию? А потом и революционеры кончились, причем совсем.
И в 1991 году СССР и КПСС слиняли без следа.

Date: 2021-02-21 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] 3450123.livejournal.com
:-)))))))))) спасибо, посмеялся, я когда то же был незамутненным дурачком и хотел в 91 ехать защищать как мне казалось демократию.
после этого я начал читать и смотреть, этого вполне хватит что бы адекватно оценивать окружающий меня мир.

для саморазвития вашего — поинтересуйтесь слова какого генерала изложены в цитате "мясо 40 процентов КРЕСТЬЯНСКИХ призывников впервые попробовало в армии." крестьянских, мать их за ногу...

можно посмотреть цифры по душевому потреблению зерна в России и сравнить их с физиологическим минимумом.

во сколько раз больше была российская смертность по основным видам болезней европейской.

много интересного вас ждет, когда вы немного отойдете от хрустобулочной пропаганды. если сумеете :-)

ладно, ваше образование в мои интересы не входит. откланиваюсь :-)))))))
p.s. думал такие незамутненные уже давно в заповедниках, ан нет, есть, есть, вижу.

Date: 2021-02-21 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] Артаксеркс Конев (from livejournal.com)
Легко.
Фамилию генерала и источник этого фейка в студию про 40% крестьян,не евших мьяса.
Только документальный.
Зерна в России потребляли больше, чем в Германии и Бельгии на душу населения.
Болезни и смертность в Псковской области на уровне Англии,в Бухарском эмирате на уровне Бенгалии.
Вы мне совкодрочерские анекдоты пересказывать беретесь,а за свои слова не отвечайте.

Date: 2021-02-21 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] 3450123.livejournal.com
я мог бы
грудью закрыть амбразуру вражеского дота
мог бы

да неохота

:-)))))))))))))))))))))))))))

Date: 2021-02-21 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] Артаксеркс Конев (from livejournal.com)
Потому что это фейк, который придумал Гоблядь.
Глупый, смешной фейк, ты уже немолодой человек,а его повторяешь.
Зачем?
Edited Date: 2021-02-21 05:11 pm (UTC)

Date: 2021-02-21 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] 3450123.livejournal.com
пациенты, по койкам ;-))))))

Date: 2021-02-21 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Артаксеркс Конев (from livejournal.com)
Самоотбой? Не скачешь?

Date: 2021-02-21 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] alinica.livejournal.com
Верю, что это интересно, но почему-то мне даже аннотацию читать тяжело. Аресты, расстрелы... (

Date: 2021-02-21 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ты знаешь, арестыи расстрелы, но сталинские репрессии были куда хуже, вот там пытки, унижения. А тут, как бы цинично ни звучало, расстреляли и дело с концом. А кто смог — сбежал. К князю Павлу до последнего доктор регулярно приходил и жену пускали, и еду она ему приносила, кормила. Конечно, результат все равно ужасный, но вот для меня про 30-е гораздо тяжелее читать, очень редко я такие воспоминания читаю, и дозированно.

Date: 2021-02-21 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
эти две темы тяжелые очень по потерям и страданиям *если войну не считать* : революция с гражданской и 30-е
но у меня, как и у тебя, я уже прочитал тут, 30-е *и их продолжение - через войну и аж в 50-е* вызывают более сильные эмоции...
Edited Date: 2021-02-21 02:54 pm (UTC)

Date: 2021-02-22 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, в 30-е унижение человеческого достоинства, издевательства, лагеря, пытки, и все это — годами, десятилетиями. А в революцию все быстро произошло, страшно, но быстро.

Date: 2021-02-22 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
первым написано унижение человеческого достоинства, я тоже написал бы его первым

Date: 2021-02-24 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] ersi13.livejournal.com
Да, нужно уметь оценивать ситуацию и вовремя уходить.

Date: 2021-02-24 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, досиделись. И не верили до конца, что с ними так можно поступить, как большевики поступили.

Date: 2021-02-24 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] ersi13.livejournal.com
Я их отчасти понимаю, сама оптимист. Да и мир их перевернулся, с этим тоже не каждый смирится

Date: 2021-03-08 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Красивая женщина! Мне было бы интересно прочесть ее воспоминания.

Date: 2021-03-08 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Знаешь, ее тонкая книжечка воспоминаний почему-то тяжелее читается, чем обширные воспоминания Марии Павловны. Наверное, потому что там концентрация 1917-18 годов, и понимаешь, что с каждой страницей будет только хуже.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 08:07 am
Powered by Dreamwidth Studios