[personal profile] irinaetoya







Вот такие дневники-письма, а также воспоминания Анны Петровны Керн я прочитала. И параллельно ознакомилась с биографией «чудного мгновенья». Ох. Мало что хорошего пишут сейчас об Анне Керн, а всё больше гадости и скабрезности, и с подачи Пушкина, между прочим. 






Анна Петровна Керн. Неизвестный художник. 1830-е гг

Анна Петровна Керн. Неизвестный художник. 1830-е гг



В 16 лет Анну, хорошо воспитанную романтичную девочку, выдали замуж за 52-летнего генерала Ермолая Керна. Так решил её отец, и она не посмела противиться. Она много пишет об этом в воспоминаниях, считает, что её практически продали в рабство. 


Против подобных браков, то есть браков по расчету, я всегда возмущалась. Мне казалось, что при вступлении в брак из выгод учиняется преступная продажа человека, как вещи, попирается человеческое достоинство, и есть глубокий разврат, влекущий за собою несчастие...

Муж её был военным, этаким солдафоном. Кричал на неё, но вроде бы не бил. И она бы ещё могла примириться с его присутствием, если бы не приходилось выполнять супружеские обязанности. Об этом она пишет в своем «дневнике для отдохновения» — так она называет многостраничные письма, которые пачками отсылает подруге в Лубну. 





Ермолай Керн, герой войны 1812 года

Ермолай Керн, герой войны 1812 года



Муж ей отвратителен, а мысли её витают в тех краях, где живёт подруга и родители. Там Анна была несколько месяцев назад и познакомилась с симпатичным молодым человеком, которого называет в письмах по-французски то Шиповником, то Иммортелем. Все ее мысли и сны о нём, а рядом — постылый муж и маленькая дочь. И она снова беременна.


Собственно, все её письма подруге, которые она писала на протяжении нескольких месяцев, об одном и том же, она постоянно ходит по кругу в своих жалобах на мужа и желании перенестись туда, где подруга и Иммортель. О дочери она пишет мало, беспокоится, когда та болеет, но признается, что вообще не хотела бы от Керна детей. Анна напомнила мне... нет, не Анну Каренину, а скорее Эмму Бовари. Её романтические представления из юности, плюс темперамент и несозревшая душа были всучены какому-то старому солдату, не знающему слов любви — на, пользуйся! И выход она нашла один — мечтать о других и изменять. Дети, семейная жизнь, домашние дела — видимо, все это ей было чуждо. В этом она не реализовывалась. Анна вынуждена была ездить за мужем-военным «по гарнизонам» и маяться от скуки и неудовлетворёности. 





Рисунок А.С. Пушкина, 1829 год

Рисунок А.С. Пушкина, 1829 год



Пушкин встретил Анну в ее 19-летнем возрасте, попытался ухаживать, но она не ответила, а потом они встретились несколько лет спустя, в Тригорском. Там была милейшая компания, шутки, флирт. Там Пушкин написал и посвятил ей «Я помню чудное мгновенье...» Анна разрешила ему писать себе письма, и Александр Сергеевич писал, довольно фривольные. Он явно рассчитывал на личные встречи с ней, но при этом советовал не ссориться с мужем: 


«Постарайтесь...наладить отношения с этим проклятым г-ном Керном. Побольше мягкости, кокетства (и главное, бога ради, отказов, отказов и отказов) — и он будет у ваших ног, — место, которому я от всей души завидую, но что поделаешь?»

Дальше — больше:


«Сейчас ночь, и ваш образ встает передо мной, такой печальный и сладострастный: мне чудится, что я вижу ваш взгляд, ваши полуоткрытые уста. Прощайте — мне чудится, что я у ваших ног, сжимаю их, ощущаю ваши колени, — я отдал бы всю свою жизнь за миг действительности. Прощайте, и верьте моему бреду; он смешон, но искренен» (из письма от 21 (?) августа 1825)

Но как бы ни был красноречив Александр Сергеевич, а его друг Вульф его опередил, и Анна предпочла его. А потом и с Дельвигом роман крутила, и с другими. От мужа она отселилась в 27 лет, предпочтя жить во грехе и осуждении, но делая то, что хочется. Потом и до Пушкина, наконец, очередь дошла, но он ей неразборчивости не простил, и грубо, пренебрежительно отзывался о ней в письмах друзьям, называя её «наша вавилонская блудница» (и это ещё не самое грубое выражение). А еще говорил, что «у дамы Керны ноги скверны», забыв обо всех своих ранних письмах. Когда же Анна решает подработать переводами и просит Пушкина свести её с издателем, тот отказывает, а в письме другу называет ее дурой, возомнившей, что она может переводить Жорж Санд. 





Предполагаемый портрет Анны Керн. А. Арефов-Багаев. 1840-е гг. (По другой версии здесь изображена Анна Бегичева, дочь И. М. Бегичева)

Предполагаемый портрет Анны Керн. А. Арефов-Багаев. 1840-е гг. (По другой версии здесь изображена Анна Бегичева, дочь И. М. Бегичева)



А потом Анна Керн и вовсе влюбилась в троюродного брата, которому было 16, а ей на тот момент — 36. Можно провести параллели: когда-то она сама почти ребенком была отдана замуж, а теперь вот, получается, будучи взрослой женщиной, нашла себе мальчика. Но тут же по любви, по её мнению. А вот и действительно оказалось по любви. О чём говорит один совсем не прагматичный её поступок. Когда ей было 40, муж, который Керн, умер, и она осталась официальной вдовой с приличной пенсией. Казалось бы, сбылась мечта — живи и радуйся с молодым любовником на пенсию мужа.


Но что же делает Анна? Она официально выходит замуж за юношу и становится Марковой-Виноградской, тем самым лишаясь пенсии, а вместе с ней — безбедной жизни. У них с молодым мужем растет сын. Живут они довольно бедно, но в целом счастливо. Муж в Анне так вообще души не чает, считает её подарком судьбы. Умирают они почти одновременно, он - в 60, она, спустя несколько месяцев, почти в 80. 


Не знаю, была ли она глупой, как считал Пушкин... Как минимум, она была начитанной и образованной. Скорее всего, кокеткой, несколько зацикленной на играх в любовь. Мне запомнились её рассказы о детстве, в котором ей повезло только с доброй и понимающей учительницей-гувернанткой, родственники же были грубы и глухи к ней. Не исключено, что в мемуарах она слегка привирала и что-то приукрашивала. В одном она точно не привирала — первого мужа она терпеть не могла.  




Date: 2020-08-07 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Интересно! На последнем портрете красивая женщина, но она мало похожа на ту, что сверху, так что думаю, что это все же иная Анна.

Date: 2020-08-07 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Мне тоже кажется, что это не она. И какая-то слишком кроткая.

(no subject)

From: [identity profile] olsim68.livejournal.com - Date: 2020-08-09 07:42 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-07 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
кажется, она все правильно сделала...
начало ее взрослой жизни было как-то не очень *нелюбимый чел вплотную рядом*
но потом ей удалось все поправить...

ну, не знаю, в общем ))

Date: 2020-08-07 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да я вот тоже не знаю) Главное что она мимолетным виденьем мимо Пушкина вовремя прошла) Ну и при ее характере, нраве и желаниях это лучше, как она свою жизнь устроила, чем если бы она сделала все как положено и была бы никем не осуждаемой правильной женой. А так - пропорхала, и с не последними людьми, кстати, романы крутила)

(no subject)

From: [identity profile] 739ru.livejournal.com - Date: 2020-08-08 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] general-dreamer.livejournal.com - Date: 2020-08-08 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 739ru.livejournal.com - Date: 2020-08-08 07:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-07 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Никогда особо не интересовалась, но было очень интересно прочитать. Жалко таких женщин. Но она вроде бы неплохо компенсировала. =)

Date: 2020-08-07 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
По сути, у женщин тех лет (из это из богатых семей!) - было два пути: либо посвятить себя семье и бесконечному рождению детей, либо крутить романы при живом муже, а потом обрести свободу, став веселой вдовой. А она так вообще теперь в веках осталась, и муж ее заодно, Керн)

Date: 2020-08-07 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] thunderella.livejournal.com
Огромное спасибо. Бедные. Она, Софья Андреевна, тьма их.

И это Пушкин еще считается менее токсичным по сравнению с другими...

"«наша вавилонская блудница» " -- посмотрите кто говорит!

Какой феминистичный пассаж о рабстве.

Почему, почему "Каренину" изучают в школе (по крайней мере, в списках доплитературы она есть; а я считаю, что очень рано, не по детскому опыту), а дневники такие -- нет?

Date: 2020-08-07 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, мужчинам можно было все - и до брака, и во время брака, а женщинам ни-ни, иначе осуждение, насмешки, позор.
Ее высказывание про рабство очень современное. Видимо, много думала она на этот счет в течение своей жизни.

Date: 2020-08-07 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] homo-paparaccis.livejournal.com
У вас в текст закралось расхождение: Анна вышла замуж второй раз уже после смерти Пушкина, то есть просить его помочь издать переводы она не могла (или она ими увлекалась ещё до смерти Керна? в общем, хронология нарушена).
А вообще молодец женщина, сильная, умная, и жизнь устроила довольна неплохо для тех реалий.

Date: 2020-08-07 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Действительно, расхождение! Поправила, перенесла это на более раннее время. Как я понимаю, муж ее еще до смерти ограничил в средствах из-за соответствующего поведения, поэтому она решила зарабатывать переводами. И после второго замужества продолжила, т.к. жили они бедно. Меня поразило, что она от пенсии мужа отказалась, это именно принцип, и фамилию сменила, освободилась. Хоть и осталась в истории Анной Керн.

(no subject)

From: [identity profile] homo-paparaccis.livejournal.com - Date: 2020-08-07 06:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-08 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg sheleg (from livejournal.com)
Кто любит спорт сюда💪👇
https://t.me/powerandbeauty

Date: 2020-08-08 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mikh0000.livejournal.com

https://media.giphy.com/media/l1J9Mzy2S7vWhwJSE/giphy.gif

Date: 2020-08-08 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] anonimouse1.livejournal.com
Мда... ИМХО, лучший учитель благочестия - любовь. Николай II женился по любви, и в итоге стал святым. Анну Керн выдали замуж за противного ей человека, и это сделало ее "вавилонской блудницей". А вот во втором браке мы видим уже благородные поступки. Тем более что Церковь, если не ошибаюсь, не признает браки, заключенные под физическим или нравственным давлением. Ну, по заявлению потерпевшей стороны.

Сугубое ИМХО...

Date: 2020-08-08 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoliy-121.livejournal.com
Пожалеть можно, но не оправдать.

Date: 2020-08-08 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-antivata.livejournal.com
Блядина была та еще, прости-господи.

Date: 2020-08-08 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] avitio.livejournal.com
Папенька её был неправ, говоря мягко. Родное дитя сдать прадедушке...

Date: 2020-08-08 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kwintina.livejournal.com
Видимо, он хотел как лучше

Date: 2020-08-08 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] semenoff.livejournal.com
>>>> у дамы Керны ноги скверны

Это сильно. Пушкин, как обычно, бесподобен.

Надо бы эту фразу преподавать в паре с "Я помню чудное мгновенье".

Спасибо, любопытная история жизни.
Edited Date: 2020-08-08 07:50 pm (UTC)

Date: 2020-08-08 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Начало влюбленности и ее конец. Вот так и бывает, дети)

(no subject)

From: [identity profile] swordfish-77.livejournal.com - Date: 2020-08-10 09:17 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-08 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] frese.livejournal.com
В начале вашего поста ошибка. Керн была Анна ПЕТРОВНА. (У вас - Павловна). Поправьте, пожалуйста.

Date: 2020-08-08 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо, поправила!

Date: 2020-08-09 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] baolgina.livejournal.com
Не всегда любовь всегда оправдывает. Даже если она взаимная.

Date: 2020-08-09 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] magpie73.livejournal.com
Спасибо огромное, очень интересно - и становится, наконец, понятны эти нарочито грубо-оскорбительные отзывы о ней "нашего всего". А на верхнем и нижнем портретах одна и та же женщина, даже с почти тем же выражением лица - только возраст разный

Date: 2020-08-09 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, Пушкин был очень вспыльчивый, вскипал гневом в секунду, не зря же на дуэли нарывался. И ей в письмах писал, что то любит, то говорит о ней гадости, сам признавался! Ну и отношение к женщинам тогда такое было, что мужчинам можно все, а женщина должна быть порядочной, хотя при этом сам же добивался ее при живом муже, как говорится.
Есть портрет ее младшей сестры Лизы. Мне кажется, есть общее с дамой с первого портрета, а вот та, которая в черном чепчике, кажется мне другой.

(no subject)

From: [identity profile] ecostrat.livejournal.com - Date: 2020-08-10 06:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] magpie73.livejournal.com - Date: 2020-08-10 08:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ecostrat.livejournal.com - Date: 2020-08-10 08:32 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-09 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] antialle.livejournal.com
этот пост заслуживает того, чтобы к нему возвратиться по-серьезному, не в воскресный день. Что я и сделаю)))

Date: 2020-08-09 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] freemosk.livejournal.com
А еще говорил, что «у дамы Керны ноги скверны», забыв обо всех своих ранних письмах.
Что здесь странного? Пушкин по молодости аленил, но потом прозрел. И создал нетленный образ дуры-бабы у разбитого корыта ...

Date: 2020-08-09 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] boris germann (from livejournal.com)

Пушкина, арапчёнка, продинамили, вот он и надулся.
Говнецо из "великого" поэта попёрло.

Date: 2020-08-09 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] oldtimer-lj.livejournal.com
Спасибо.

Большое дело. Вот такая картинка, и остается человек с нами. Потом всё равно, конечно, забвение, когда последующим поколениям не будут интересны ни Керн, ни Пушкин. Но сейчас Вы подставляете еще один кирпичик в пирамиду НАШЕЙ цивилизации.

А насчет Пушкина, не думал. что мое мнение о нем может пасть еще ниже. Но случается.

Date: 2020-08-09 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Он был человек со своими страстями, и жил в то время, когда к женщине относились определенным образом - это накладывало отпечаток. Его темперамент в итоге его и загнал, привел к той самой дуэли.
Я бы разделила творчество и личность. Не думаю, что его скоро как поэта забудут.

(no subject)

From: [identity profile] oldtimer-lj.livejournal.com - Date: 2020-08-09 03:20 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2020-08-09 06:29 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] kymyl.livejournal.com - Date: 2020-08-09 08:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-08-09 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] roar22.livejournal.com
Сегодня Пушкина обсквернили. Завтра рука на Путина поднимется. Так и страна под откос.

Date: 2020-08-10 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] ecostrat.livejournal.com
Я тоже читал. Чего то я упустил про второе замужество.
Они как-то жили с первым мужем и ей даже положение генеральши нравилось, судя по воспоминаниям. Отдельные его моменты. Встречи с императором, которые она описывает.

Что интересно, то что она была замужем, когда конкурировала с Натальей Гончаровой. Ведь она писала письмо подруге Карс хорошеет. Она ревновала. Я этого не знал раньше, что она была уже генеральшей, когда с Пушкиным шашни у нее были.

Date: 2020-08-10 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Она не пишет в воспоминаниях про второе замужество. Это уже из других источников. А про императора пишет, да.
Но не связывает удовольствие видеть его с мужем. С мужем она вообще никакие удовольствия не связывает, и как только появилась возможность - сбежала от него. А муж, я где-то читала, какие-то прошения до последних лет писал, в духе "урезоньте мою жену и заставьте вернуться ко мне, законному мужу".

(no subject)

From: [identity profile] ecostrat.livejournal.com - Date: 2020-08-10 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2020-08-10 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ecostrat.livejournal.com - Date: 2020-08-10 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2020-08-10 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ecostrat.livejournal.com - Date: 2020-08-10 08:27 am (UTC) - Expand

Date: 2020-08-14 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
ну дневники всегда же представляют себя лучше, чем есть на самом деле. В них ты всегда прав и просто молодец )) так что воспоминания современников более объективны. А то что говорят через 200 лет - это не история, а догадки и домыслы. Это, конечно. не так как Библия, которую вообще спустя 150-500 лет писали, после предполагаемых событий, но тоже так себе источники )

Date: 2020-08-14 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Многие довольно самокритичны в дневниках. Кстати, у Керн по сути не дневники, а письма, она их писала для подруги и отсылала, и вот тут уже больше напоказ, для кого-то, подружке она жаловалась на мужа и хотела выведать про Иммортеля-своего возлюбленного тогдашнего) Для меня главная ценность и прелесть дневников - в том, что человек их пишет онлайн, как говорится, прямо из горящего танка. И часто он даже не понимает, насколько важные детали он фиксирует, какие-то описания других людей, разговоры, обстановку. А 50 лет спустя, когда жизнь уже сложилась, он умудрен опытом, кое-что подзабылось, а что-то и не хочется вспоминать. Вот тут уже гораздо больше неточностей и расхождений, и человек уже пишет с высоты своего жизненного опыта, а не изнутри ситуации. Так что больше верю дневникам, чем мемуарам, но люблю и то, и другое!

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 02:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios