[personal profile] irinaetoya







«Цвет ликующий» - книга дневников художницы Татьяны Мавриной. Что я могу сказать после её прочтения? Что я не полюбила автора. Хотя еще больше оценила её как художника. Какой мне показалась Татьяна Маврина? Она показалась мне резкой, жёсткой, честной, страстной, очень близкой к природе и любящей больше её явления, чем людей. А еще она была красивой женщиной, и в 20, и в 90.











Татьяна Маврина родилась то ли в 1900-м, то ли в 1902-м году (вроде как сама себе уменьшила возраст), и прожила то ли 94, то ли 96 лет, в любом случае – много. Она была замужем за художником Николаем Кузьминым, и он тоже прожил больше 90 лет. Они познакомились во ВХУТЕМАСе, сообществе молодых художников, созданном после революции. 





Вечеринка во ВХУТЕМАСе. Как думаете - это суп или глинтвейн? Татьяна Маврина (тогда еще Лебедева) - крайняя слева.

Вечеринка во ВХУТЕМАСе. Как думаете - это суп или глинтвейн? Татьяна Маврина (тогда еще Лебедева) - крайняя слева.



Начинаются дневники с 1937 года. Татьяна с мужем, который был старше неё лет на 10, проводят тёплое время года на даче и много рисуют. Ощущение, что им лет по 20 максимум, а на самом деле им под 40 и под 50. Наверное, вот это отсутствие тяжести возраста и способствовало, в частности, их долголетию. Татьяна очень долго ощущала себя молодой, а в плане творчества у нее было только восхождение, до самых последних лет. 





Муж - Николай Кузьмин

Муж - Николай Кузьмин



В её дневниках до войны много личного и даже интимного, неловкого для читающего. Причем, понимаешь это не сразу. Татьяна и Николай курсируют между домом и дачей, каждый день рисуют, ссорятся и мирятся, соперничают как художники. Она пишет, что часто ходит голая по дому и ощущает себя красавицей. 


17.1.39 Дождь. Я очень красивая.


















Рисует себя и подругу (или сестру) обнаженной. А с мужем они целыми днями поют. И хором поют, и по одиночке поют, и дома поют, и в лесу поют, и днём, и ночью. Просто хор Пятницкого какой-то, пока в голову не закрадывается мысль, что подразумевается под словом «петь». И есть там еще одно короткое описание… В общем, это очень странное чтение, скажу я вам. Кроме того, говорят, что из этих дневников очень много вырезано составителями, посчитавшими слишком личным некоторые записи. Не знаю даже, возмущаться ли по этому поводу. 





Обнаженная Мавриной

Обнаженная Мавриной



Никак не отражены в дневниках ни репрессии, ни война. Все мысли сконцентрированы на рисовании, на поездках на природу, на своей внешности, на отношениях с мужем. Во время войны единственное, что прорвалось в дневники из внешнего мира – голод. Они стали голодать, как и все, даже пришлось есть кошек.


27.2.42 Болит брюхо, я мало двигаюсь. Ели кошку. Сначала я выплюнула, потом все же проглотила. Ощущение преступности и озорства.


Пели уже гораздо меньше, на голодный желудок как-то и не хотелось. Известно, что во время войны у Татьяны умирают мать и отец, от болезней. А они с мужем как-то перебиваются, не участвуют в военных действиях, что-то рисуют.





Татьяна Маврина

Татьяна Маврина



А потом дневники прерываются аж до 60-х годов. И там нас уже встречает совсем другая женщина, состоявшийся мастер, уверенный в себе и абсолютно бескомпромиссный. С мыслями об искусстве, о красках, о цвете ликующем. О песнях — ни слова.





Татьяна Маврина

Татьяна Маврина



Необычный «наивный» стиль Мавриной, с уклоном в лубочность, народность, оказался востребованным в советской детской литературе. Она проиллюстрировала огромное количество русских сказок и все сказки Пушкина. И с каждым годом ее известность только росла: в 70 лет она работала больше, чем в 60, а в 80 – больше чем в 70. Вот это, конечно, круто. 





























Иллюстрации Мавриной

Иллюстрации Мавриной



Муж ее тоже иллюстрировал Пушкина, в классическом стиле. Он тоже был признан и без работы не сидел. Но его манера рисования напоминает многих, а Маврина такая одна.





Иллюстрация Н. Кузьмина

Иллюстрация Н. Кузьмина



Она резко критиковала большинство художников. Но отмечала талант Петрова-Водкина, Марка Шагала и особенно Пикассо. Коллекционировала вместе с мужем иконы и городецкую роспись. Без устали гуляла на природе и путешествовала по старинным русским городам. 





Маврина на пленэре

Маврина на пленэре











До 90 лет ездила за границу на разные мероприятия и вручение премий, но лучше всего ощущала себя на даче в Подмосковье. 





Кузьмин и Маврина

Кузьмин и Маврина



Жила как будто над советской действительностью. Когда умер муж, она, кажется, ощутила себя совершенно свободной. Слушала музыку, много читала, любила стихи Блока, удивлялась появлению компьютеров, смотрела фильмы Тарковского. Вспоминала детство. Не ходила на похороны. И ни дня не провела без рисования. Постоянно отмечала красоту цвета, света, сочетание необычных цветов в природе. В последние годы ничто не отвлекало ее от искусства.   





Татьяна Маврина в своей квартире

Татьяна Маврина в своей квартире






Date: 2020-02-26 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
отличная запись получилась ! просто мощнецкая ! с магией винтажных фото и этих ее картин !
детско-фантастического жанра ))

насчет "не полюбила" художницу : я пришел к выводу, что главное в этом - КАК нам их творчество...
тепло или холодно вообще... торкает или нет...
будь они хоть подлецы, даже ))

Date: 2020-02-26 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо) Да. Возможно, ее жесткость и эгоизм как раз и помогли ей отсечь все лишнее и сконцентрироваться на искусстве, особенно, во второй половине жизни.

Date: 2020-02-26 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] lena-sama7.livejournal.com
Знаю эту художницу. У меня старые детские книжки остались с ее иллюстрациями. Но вот в детстве я как-то прохладно к ним относилась. Они меня даже немножко пугали своим буйством.

"Целыми днями поют" - смешно))

Date: 2020-02-26 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У меня в детстве была книга с ее иллюстрациями "Журавли", там не слишком ярко, не вырви глаз, но все равно необычно. Для ребенка слишком художественно. Но книгу я запомнила, и гораздо лучше, чем другие книги о природе с более нейтральными картинками.
Да уж, впервые встречаю такое кодовое слово))

Date: 2020-02-26 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Любопытно. Не поняла стоит ли это читать, но жизни такой нельзя не позавидовать.

Date: 2020-02-26 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это точно, не позавидовать нельзя. Распорядилась своей жизнью оптимально, не тратилась на то, что ей не подходит. И, кажется, совсем не переживала, что у нее нет детей, они бы ей только мешали.

Date: 2020-02-26 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] mint-lavender.livejournal.com
Да, мне в этом видится мудрость и удачливость, в конце концов найти себя, свое место, понять, чего ты хочешь, не вестись на чужое и не разбрасываться, пожалуй, что истинный путь к счастью.

Date: 2020-02-26 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, не разбрасывалась. И при этом никому не делала плохого. Просто хотела, чтобы все от нее отстали и она могла спокойно рисовать. Общение, в основном, по делу.

Date: 2020-02-26 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] thunderella.livejournal.com
Вот! Может, поэтому сил у нее так много было и осталось?
(Кто о чем, а лысый о расческе))))

Date: 2020-02-26 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
))) Ты бы сомневалась, наверное, а у нее сомнений не было вообще) Человек с четким пониманием своего предназначения. Но не всем же быть такими четкими и однозначными)

Date: 2020-02-27 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] thunderella.livejournal.com
Очень повезло ей, что никакие потрясения не затронули... умудриться надо так прожить. И после Сталина ведь бывало много "хорошего"...

У меня, кстати, не так давно умерла неродная тетушка. 91 год. Детей нет.
(Правда, есть и две родные бабушки: умерли не своей смертью, одна в 87 лет, другая в 89. Детные. Но больше тех, кто умерли более молодыми...)

Спасибо за рецензию! Получила представление, читать не надо). Иллюстрации ее люблю.

Date: 2020-02-26 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Вспомнила книги с ее рисунками. Не могу сказать, что они мне в детстве нравились.

Date: 2020-02-26 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Они, наверное, слишком художественные для детей. Сейчас мне ее работы больше нравятся. Вон, весенний кот какой красавчик)

Date: 2020-02-26 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] zhezhertva.livejournal.com
а, это ж я утром забыл про фильм написать !
Galia (1966, Фр.-Ит.) по-нашему он как "Галя" проходит

дело в том, что я вчера в одном месте вынужден был начать его смотреть... )
не мое, но тут я не могу удержаться от посоветовать его

Date: 2020-02-26 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Любопытно! Попробую посмотреть)

Date: 2020-02-26 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] aidillee.livejournal.com
Надо же. Мне Татьяна Маврина представлялась всегда такой бабушкой, открывшей для себя рисование ближе к 70-ти) Наверно спутала ее с кем-то.
Судя по твоему рассказу о ней - довольно любопытная фигура. Попробую найти ее дневники и прочитать.

Date: 2020-02-27 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Она лет в 70, наверное, как раз была в расцвете, но открыла для себя рисование гораздо раньше)
Любопытная, но совершенно не душевная. Но зато на лишнее не отвлекалась, особенно, во второй половине жизни.

Date: 2020-02-26 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com

Ой, Ира, спасибище тебе за такую интересную статью! Утвердилась в желании прочитать, может быть прямо вот следующей книгой и начну, в читалке уже закачана :)
Мне очень нравится читать дневники и воспоминания таких вот людей, вне времени и пространства. И поглощенных своим делом. Ну, и вообще, судя по всему, она яркой индивидуальностью была (что, конечно, и в работах отражается).
Иллюстрации ее мне как-то совсем не близки, правда, хотя я знаю многих любителей, которые ее коллекционируют. А мне, пожалуй, только ее "Царевна-лягушка" нравится, но она сильно из общего ряда выбивается, это из более раннего творчества.
Про "петь", смешно, конечно )) И непривычно так всегда что-то подобное в книгах того времени читать. Ну, "в СССР секса нет" же :)

Date: 2020-02-27 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Она очень поглощённая, да. Слушая, Царевна лягушка! А у нас есть такая книжка! И я бы ни за что не подумала, что это Маврина! Может, другая Маврина?) Вот совершенно другой же стиль. Но тоже здорово. Но и ее наивное-яркое-безумное мне тоже нравится. Такая смелость в этом и самоуверенность даже, как ребенок, но при этом - мастер.
Я вообще поразилась насчет петь)) А это еще и конец 30-х. Ну, прочитаешь, может, мне чего-то не того показалось, хотя я не сомневаюсь)
Во второй половине очень много упоминаний разных художников, большинство из которых я не знаю. Лень было лезть в интернет, т.к. перед сном читала, а так правильнее было бы их открывать и смотреть, за что она их критиковала, например. Тебе будет любопытно, думаю)

Date: 2020-02-28 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com
Да нет, та же ) Просто именно ранняя, это на рубеже 40 и 50-х, по-моему, было нарисовано. Ранняя - чудно, да? ) Такую она долгую жизнь прожила! А ей же под 50, получается, было.
Ой, ещё интереснее, если про иллюстраторов советских! Про них же не очень много воспоминаний.

Date: 2020-02-28 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, забавно, что ранняя - это когда ей вокруг 50-ти было)
Я сейчас еще интересные воспоминания нашла - скульпотра Ястребенецкого. Он до сих пор жив, ему 96! И мемуары называются "Такая долгая жизнь". Подпитываюсь энергией долгожителей)

Date: 2020-02-27 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Мне кажется, это великое счастье - прожить всю жизнь с любимым человеком и заниматься любимым делом. Не отвлекаясь и не размениваясь.
Если бы читалка уже не лопалась от количества книжек, которые хочется прочитать вот прям щас, начала бы ее дневники. Скачаю и как-нибудь обязательно доберусь. :)

Date: 2020-02-27 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это точно! В одном фильме говорится: Счастье - это когда тебя понимают, а у Мавриной: Счастье - это когда ты сам себя понимаешь) и это даже, кажется, важнее. И да, если упорно бить в одну точку, двигаться в одном направлении, тем более, при наличии таланта, результат будет обязательно! Но у большинства людей таланты не столь явно определены, или они не могут понять, как ими распорядится.

Date: 2020-02-28 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Прикольная тетенька. Я, кажется, была на выставке ее работ когда-то давно - такие яркие жизнерадостные цветы там были - очень в ее стиле.

Date: 2020-02-28 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Тётенька - огонь) И иллюстрации ее такие же, немножко вырви глазик, но мне нравятся)

Date: 2020-03-02 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
У меня сразу в голове голосом Теда из КЯВВМ: "Дети, в те годы мы ели очень много сэндвичей!" :)))
Какая интересная женщина. Стиль ее мне совсем не близок, но всегда очаровывает, когда человек вот так сразу разобрался, что ему надо, и потом всю жизнь этим в самом деле горел.

Date: 2020-03-02 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А там какой-то подвох в этой фразе про сэндвичи?)
Да, не разбрасывалась вообще. Не делала ничего, что бы ее могло отвлечь от творчества. И всю жизнь ее глаз искал сочетания цветов, необычные, интересные, в окружающем мире, чтобы использовать в своих работах. Что-то от компьютерной программы в этом есть)

Date: 2020-03-02 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Да, они так и в кадре, и в разговорах косяки шифровали :)
От компьютерной программы тоже что-то, это верно :) Но все равно удивительно, особенно учитывая, в какое время она жила. С другой стороны, такая увлеченность своим делом во многом и вытащила, наверное.

Date: 2020-03-03 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] missmarymorstan.livejournal.com
Очень интересная личность. Были у меня какие-то сказки в детстве ею иллюстрированны, или стихи, не помню. Заинтересовалась , надо будет поискать ее иллюстрации.

Date: 2020-03-03 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Мне кажется, мало детей, которые вот прям действительно искренне любили именно ее иллюстрации. Все-таки она больше художник, чем иллюстратор, и, несмотря на яркость и кажущуюся простоту, сложновата для детей. Это как если бы, например, Марк Шагал иллюстрировал детские книжки. Но ей повезло, что она в советские времена нашла такую нишу как детская литература, была восстребованной, хорошо жила.
У меня были ее Журавли, и там я помню рисунок с чертенятами-анчутками. Я Аню часто называю анчуткой) И природы там много было, ярко и размашисто нарисованной. Мне нравилось, что, кроме рисунков, она еще надписи добавляла прямо на иллюстрации, как бы комментарии.

Date: 2020-06-07 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] miihaaiil.livejournal.com
Своеобразный художник.
Но, например, рисунок кота - пугает. )
А интересно, дневник её был предназначен для публикации, или она писала его для себя?

Date: 2020-06-07 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Кажется, она была не против публикации. Мне кажется, ей было пофиг)
Что-то в ее рисунках есть на грани с нормальностью, слишком ярко, слишком бросается в глаза. Некоторые картины, особенно, пейзажные, мне нравятся, а другие не так. У меня есть книга с ее иллюстрациями - Царевна-лягушка, они в классическом стиле, но тоже яркость, даже где-то кислотность цветов хочется поубавить. Хотя в целом очень красиво, мастрестки нарисовано.

Date: 2020-06-07 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] miihaaiil.livejournal.com
Многие одарённые люди - на грани нормальности.
По крайней мере, талант у неё большой.

Date: 2020-07-03 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] an9riyan.livejournal.com
Красивые картины, красивая жизнь, завидую

Date: 2020-07-03 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Жизнь по существу, по делу, чётко по предназначению)

Date: 2021-03-17 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] niktoinikak.livejournal.com
Имхо художник она совершенно средний. Жизнью своей рспорядилась как хотела. Её личное дело

Date: 2021-10-21 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kastrulenka-6.livejournal.com

Спасибо за прекрасную статью!

Date: 2021-11-04 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nitoc.livejournal.com

Забавный, очень наивный отклик.
Что-то типа: а был еще такой художник, Ван Гогом звали, этот, не поверите, был почти сумасшедшим, ухо себе отрезал

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 01:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios