[personal profile] irinaetoya

Набоков написал эти лекции, когда приехал в Америку и устроился преподавателем в Стэнфорд. Работу лектора он не любил, студентнов называл розовощёкими любителями комиксов, но выбирать не приходилось. 800 долларов за лекции в месяц - сумма огромная для любого русского эммигранта, а Набоков был самым успешным из них. Ему нужно было уложить тексты в академические часы, что наверняка далось ему нелегко (не потому что не мог, а потому что не хотел, был выше этого), и иногда он нарушал хронологические, а также другие рамки, споря с принимающей стороной. Лекции эти пропитаны его характером и стилем. Он всё тот же высокомерный сноб, который вынужден иногда признать, что кто-то пишет гениальнее его. Но если уж признаёт, то находит самые лучшие слова, чтобы убедить в этом других. Рейтинг Набокова таков:
«…первый – Толстой, второй – Гоголь, третий – Чехов, четвёртый – Тургенев. Похоже на выпускной список, и разумеется, Достоевский и Салтыков-Щедрин со своими низкими оценками не получили бы у меня похвальных листов.»
Меня удивило, например, что Тургенев у него на четвертом месте, а Достоевский и Салтыков-Щедрин вылетели в трубу. Мне самой Тургенев при недавнем перечитывании показался хорошим, но средним писателем. Хотя я поняла, почему он нравится Набокову, и, пожалуй, пересмотрю своё мение.

«Идеи в литературе не так важны, как образы и магия стиля», - считает Набоков. Ему важно не что, а как. Ведь он сам так пишет! Завернуть красиво фразу для него важнее, чем продвинуть сюжет. И у других писателей он ищет того же и выискивает такие речевые обороты, которые ценнее, чем повороты сюжета. Поэтому его рейтинг, конечно, субьективен. Хотя сложно не начать ему поддакивать, потому как очень убедителен.
Почему Набоков не любит Достоевского? За мутность его, бредовость. И еще его смешат женские образы в духе Сони Мармеладовой, проститутки-праведницы, он считает их совершенно нежизненными, надуманными.

Как говорится - кому не нравится, тот может выйти. И некоторые студенты уходили с его лекций, на которых он припечатывал их любимых писателей. Но большинство, конечно, оставалось и смотрело на нетипичного профессора если не с обожанием, то с огромным интересом.
Он резок даже с теми писателями, которые ему нравятся. Про Гоголя, с которого лекции начинаются, пишет так, что возникает чувство брезгливости. Набоков не любит его "Вечера на хуторе близ Диканьки", но о "Мёртвых душах" рассказывает с таким восторгом, что хочется перечитать их немедленно! Вообще Набоков цитирует любимых авторов огромными кусками и после его лекций остается ощущение, что заодно перечитал несколько книг.
Толстого он обожает, а самым лучшим романом всех времён и народов считает "Анну Каренину". Доказывая это, он цитирует такие отрывки, которые ты вообще или почти не помнишь! Так что роман предстаёт в каком-то совершенно новом свете, и совершенно по-другому в нём расставлены акценты, уводя от внешнего сюжета, который банален, к внутренней жизни героев, тому, что происходит в голове у Анны, в ее мозгу, в подсознании. И книга действительно кажется гениальной. Ещё он постоянно проводит параллели с "Мадам Бовари" Флобера, так что после лекций я прочитала Флобера и мнением своим потом тоже поделюсь.

Можно только представить, как Набоков гневался на студентов, читая их сочинения: "Стиль Толстого – на редкость громоздкое и тяжеловесное орудийное средство. Читая экзаменационные сочинения студентов, я часто натыкался на подобные фразы: «Его стиль прелестен и прост», или: «У него простой и изысканный слог», или «Стиль его прост и совершенно очарователен». Запомните: «простота» - это вздор, чушь. Всякий великий художник сложен. Прост «Сетердей ивнинг пост». Прост журналистский штамп. Просты пищеварение и говорение, особенно сквернословие. Но Толстой и Мелвилл совсем не просты."
Мелвилл - американский писатель, автор "Моби Дика".

Больше всего мне легло на душу то, как он написал о Чехове. Лучше и точнее просто не скажешь:
"Чехов писал печальные книги для весёлых людей; я хочу сказать, что только читатель с чувством юмора сумеет по-настоящему ощутить их печаль. Мир для Чехова смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймёте его печали, потому что они нераздельны. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь, его муза одета в будничное платье. Чехов умел передать ощущение красоты…освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок – средний между цветом ветхой изгороди и нависшего облака. Его спокойный и тонкий юмор пронизывает серость созданных им жизней."

Конечно, у Набокова были крутейшие лекции, возможно, лучшие лекции по русской литературе в мире, и его студентам можно только позавидовать. К тому же он любил быть ярким и внешне, одевался как лондонский дэнди, причём, эксцентричный. Умел удивлять не только на словах, используя простые, но эффектные приёмы.

Такое не забудешь! Хотя я бы не удивилась, если бы вместо "Толстой" он произнёс "Сирин")) Такой у Набокова был псевдоним в эмиграции, и он нередко, рассказывая студентам о гениях русской литературы, вносил в этот список писателя Сирина и разбирал его стиль.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2019-06-26 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com

Ирааа, а ты так пишешь о книгах, что их хочется читать немедленно!

Date: 2019-06-26 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ира, спасибо!) Главное мне самой найти и прочитать такие книги, о которых захочется так написать, что и другим захочется прочитать))

(no subject)

From: [identity profile] i-parker.livejournal.com - Date: 2019-06-26 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ирина Чижикова (Резницкая) - Date: 2019-06-28 07:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-28 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ирина Чижикова (Резницкая) - Date: 2019-06-28 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ирина Чижикова (Резницкая) - Date: 2019-06-28 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smolensk-mogil.livejournal.com - Date: 2019-06-28 04:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] sca-germany.livejournal.com

аудио этих лекций не слушала?

Date: 2019-06-26 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Там сам Набоков говорит?)
Вообще я предпочитаю читать.

(no subject)

From: [identity profile] sca-germany.livejournal.com - Date: 2019-06-26 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 08:42 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] mrssuperman.livejournal.com
подброшу сюда замечание о том, что те, кто любят Толстого обычно терпеть н емогут Достоевского. и наоборот - исключений пока не встречала

Date: 2019-06-26 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Может быть, если быть прям фанатом Толстого или Достоевского. Мне Толстой ближе, когда он не морализаторствует, а Достоевский хорош, но болезненный, посе него как-то муторно. Но крутые оба. Великий русский писатель Толстоевский) Представляешь, оказывается есть книга Загадка Толстоевского, в которой утверждается (кажется, в шутку), что все произведения Д и Т написал один человек)))
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] larianda.livejournal.com - Date: 2019-06-26 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mr-wandergood.livejournal.com - Date: 2019-06-27 06:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cassandratroie.livejournal.com - Date: 2019-06-28 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elzaijulia.livejournal.com - Date: 2019-06-28 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zofuz.livejournal.com - Date: 2019-06-28 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liilgalina.livejournal.com - Date: 2019-06-29 07:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 02:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liilgalina.livejournal.com - Date: 2019-06-30 02:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jovialma.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liilgalina.livejournal.com - Date: 2019-07-01 12:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liilgalina.livejournal.com - Date: 2019-06-30 02:16 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
Посмеялась над Сириным :)
С радостью прочту эти лекции! Хотя бы потому, что обожаю Толстого и недолюбливаю Достоевского как раз за то же, за что и Набоков)

Date: 2019-06-26 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Уверена, Набоков только упрочит твое мнение) А я теперь хочу найти его лекции по зарубежной литературе, потому что действительно интересно!
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frost-11.livejournal.com - Date: 2019-06-27 08:29 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-sama7.livejournal.com
Как же хорошо ты пишешь о книгах, Ирина!
Очень интересно!)

Date: 2019-06-26 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо, Лена! Хорошо пишется о том, что нравится)

Date: 2019-06-26 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Красочно - про шторы на лекции :)) такие лекции и правда всегда интересны, даже если ты не согласен и думаешь иначе.

А я Достоевского сейчас перечитываю. Посмотрела сериал "Бесы" и захотелось перечитать, может потом и пост напишу. В институте у нас был прям отдельный спецкурс по Достоевскому, такая колоритная старушка вела его - так что с Набоковым я не согласна, конечно :)

И спасибо тебе за пост, как всегда интересно очень!

Date: 2019-06-26 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Мне кажется, Набоков так невзлюбил Достоевского, опять же, потому что сам как писатель был слишком далёк от него. Хотя он признает, что Достоевский вполне лихо закручивает сюжеты, но это для Набокова не главное. И вообще все цитаты, которые он приводит у любимых авторов, они в духе Набокова) Метафоры, сравнения, игра слов... Напоминает, короче) Как будто кто-то написал как он, но еще лучше!
Бесы мне тоже, помнится, понравились, в универе читала.
Всегда рада разговорам о кино и книгах, и вообще) Ради чего и пишу посты, в частности)

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:34 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2019-06-26 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Еще бы самого Улисса для начала почитать) Я начинала в универе, но далеко не продвинулась.

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:21 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:30 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 04:39 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] yodopazavatyi.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:10 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 04:54 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 05:09 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] magnolia1985.livejournal.com

Недавно перечитала Муму, можно сказать, прочитала, так как чтение в 5 классе ни следа не оставило. Поняла, за что Тургенева считают гением :)

Date: 2019-06-26 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Слушай, надо и мне тоже)) Наверное, плакать буду. А в школе все было смешно. Набокову больше всего нравились у Тургенева Записки охотника.

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
обожаю читать твои посты о книгах и писателях:) я твой студент:)))
а из рейтинга я бы одного Чехова оставила:))

Date: 2019-06-26 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Как там у Довлатова? (Порылась в цитатах) "Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова." Спасибо, Катя)) Вообще, когда читаешь приведенные Набоковым цитаты, все кажутся классными))

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2019-06-27 07:50 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Макаров (from livejournal.com)
Самый успешный из эмигрантов ? Зворыкин и Сикорский конечно ж неУспели ничего -(

Date: 2019-06-26 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я про писателей.

(no subject)

From: [identity profile] antonio bandaliero - Date: 2019-06-28 06:40 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2019-06-26 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
К счастью, он написал свои лучшие произведения до того как увлекся собственным толстовстовом) И это слишком круто, чтобы считаться беллетристикой. Не помню точно, что на этот счет писал Набоков, а точнее - смутно помню. Чуть не согласилась, что Набоков холодный. А Другие берега вы читали? А поэзию его? Мне кажется, когда он пишет о своем детстве, юности, то очень теплеет.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 05:32 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:41 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 02:09 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 03:33 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:15 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 03:35 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:19 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 09:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eugenear.livejournal.com - Date: 2019-06-28 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-28 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sidorow.livejournal.com - Date: 2019-06-28 09:29 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] verkudski.livejournal.com
Этот пост хорош. Хотя бы тем, что, возможно, кто-то из читающих захочет добраться до лекций Владимира Владимировича. А они - очень ярки. И читать их - одно удовольствие!

Date: 2019-06-26 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я теперь и до его лекций по зарубежной литературе хочу добраться)

(no subject)

From: [identity profile] verkudski.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verkudski.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verkudski.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verkudski.livejournal.com - Date: 2019-06-26 06:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] peter314.livejournal.com - Date: 2019-06-26 07:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elzaijulia.livejournal.com - Date: 2019-06-28 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-28 10:26 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] yodopazavatyi.livejournal.com
Вкусная история - о переводе Лолиты на русский.

Date: 2019-06-26 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] cambria-1919.livejournal.com
Набоков, конечно, писатель - а всякий писатель своё писание считает если не самым гениальным, то самым правильным.
Иначе зачем писать так же, как другой, только хуже.
Сами по себе лекции Набокова как раз мало что скажут о русской литературе. Тем более американцам. О нём самом - много.

Date: 2019-06-26 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О нем самом точно скажут) Но и о русской литературе тоже кое-что, особенно, когда ему писатель нравится. Но он немного самозванец, конечно, среди профессоров))

(no subject)

From: [identity profile] verkudski.livejournal.com - Date: 2019-06-26 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cambria-1919.livejournal.com - Date: 2019-06-26 08:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] semenoff.livejournal.com
Лучшая обзорная книга о русской литературе из когда либо написанных в прошлом, и из тех которые еще настрочат в будущем :)
Ее следует преподавать в России в обязательном порядке в виде учебника. Коротенько и по делу.

Мне самому из русской литературы все еще нравится "Идиот" Достоевского и "Дым" Тургенева, и пожалуй это все.

Критика Набоковым Достоевского, уже прилично надоевшая (как и его же хвала Гоголю), тоже, на мой взгляд, совершенно корректна. Но кривые образы у Достоевского, и абсурдные сюжетные ходы в тех же книгах, соответствуют реальным кривым характерам из российской жизни...так что все равно захватывает.
Может быть профессор был излишне критичен, клише Достоевского "проститутка с золотым сердцем" сейчас встречается в каждом третьем сериале, и выглядит неплохо.
Edited Date: 2019-06-26 08:15 pm (UTC)

Date: 2019-06-26 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, лекции отличные. Можно не соглашаться (да и можно ли написать так, чтобы все были согласны?), но они заставляют думать, восхищаться, и хочется что-то перечитать или восполнить пробелы.

(no subject)

From: [identity profile] semenoff.livejournal.com - Date: 2019-06-26 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 05:04 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-26 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] gggspb.livejournal.com
Согласна со списком Набокова. Первый прозаик у нас - Л.Толстой (к которому почтительно равнодушна). А вот нумеровать первую тройку не стала бы: каждый из названных писателей самоценен (правда, у Гоголя есть провал - на мой взгляд, конечно - "Мёртвые души"). Но самое интересное: кого включать во вторую тройку?

Date: 2019-06-27 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот как все по-разному оценивают литературу) По мне так Мертвые души не провал, а как раз ближе к вершине.

(no subject)

From: [identity profile] Александр Олейников - Date: 2019-06-29 12:02 am (UTC) - Expand

Ответ на письмо

From: [identity profile] gggspb.livejournal.com - Date: 2019-06-29 05:03 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2019-06-27 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Самолюбование - это да.

(no subject)

From: [identity profile] prisposoblenec.livejournal.com - Date: 2019-06-29 05:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-06-27 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] aasheron.livejournal.com
Как по мне, г-н Набоков так и не смог дорасти до Достоевского, у которого очень тяжелые, но интересные и многогранные книги.
А поставить Толстого на первое место - это фэйспалм.Толстой чудовищно скучен, пафосен при полной картонности персонажей.

Date: 2019-06-27 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вы видете в Толстом не то, что видит Набоков. Ему же важнее не что, а как. В лекциях он приводит, к примеру, большую цитату из Анны Карениной, там Анна засыпает в поезде, а потом просыпается, но не совсем, и находится между сном и явью, и в ее сон вплетаются звуки из реальной жизни. Очень круто написано, и главное - узнаваемо! и поражаешься, как такое можно передать словами.

(no subject)

From: [identity profile] aasheron.livejournal.com - Date: 2019-06-27 04:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-27 05:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aasheron.livejournal.com - Date: 2019-06-27 05:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nataliabarsa.livejournal.com - Date: 2019-06-28 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonio bandaliero - Date: 2019-06-28 06:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:50 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] aasheron.livejournal.com - Date: 2019-06-29 07:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 01:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitokorleone.livejournal.com - Date: 2019-06-30 01:44 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-27 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] apelt.livejournal.com
Читать Набокова, то же самое, что слушать гаммы или соревнования по скорости исполнения "Полёта шмеля". Какая то болезненная, абсолютная графомания, чем скорее его забудут, тем лучше

Date: 2019-06-27 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Не забудут. Есть любители)

Date: 2019-06-27 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-4u.livejournal.com
а Розанов считал Толстого глупым

а я думала
что только я одна считаю Толстого глупым
после "Крейцеровой сонаты"

Date: 2019-06-27 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Крейцерова соната - это дааа)

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2019-06-27 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-4u.livejournal.com - Date: 2019-06-28 02:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Олейников - Date: 2019-06-29 12:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonio bandaliero - Date: 2019-06-28 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-4u.livejournal.com - Date: 2019-06-28 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonio bandaliero - Date: 2019-06-28 07:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-4u.livejournal.com - Date: 2019-06-28 07:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonio bandaliero - Date: 2019-06-28 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-4u.livejournal.com - Date: 2019-06-28 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonio bandaliero - Date: 2019-06-28 07:28 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-27 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] bizon-2015.livejournal.com
Было бы совсем неплохо, если молодежь читала бы сами книги авторов.

Date: 2019-06-27 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
И не только молодёжь)

(no subject)

From: [identity profile] bizon-2015.livejournal.com - Date: 2019-06-27 06:34 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-27 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
В страшном сне привидится Набоков,который любит Достоевского.

Date: 2019-06-27 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
)) Хотя Набоков признает, что в юности был очарован Преступлением и наказанием. А потом перечитал и...чур меня, чур)

(no subject)

From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com - Date: 2019-06-27 06:05 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-27 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] lisa077.livejournal.com
ага ага) прочитала описание и сразу захотела окунуться в Набокова)

Date: 2019-06-27 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Или в тех, о ком он пишет)
From: [identity profile] dubomir.livejournal.com
... помимо стиля, что понятно, имела 3 причины (я огрубляю, конечно):
- филосемитизм (Вера)
- антимонархизм (его отец, КД, "Руль", вот это всё)
- и, вероятно, антихристианство/атеизм, хотя тут всё достаточно тонко, и, скорее, Набоков упорно избегал высказываний на эти темы (об этом занятно рассказано у Д.Е.Галковского).

С чего бы ВВН ФМД любить?

Что, конечно, не отменяет величия ВВН.
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это вы перечисляете то, что было свойственно Набокову? и в чем он противоположен Достоевскому? КД, Руль, Галковский, а также филосемитизм - придется гуглить)

(no subject)

From: [personal profile] ne_letay - Date: 2019-06-28 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-28 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] ne_letay - Date: 2019-06-28 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2019-06-28 06:25 am (UTC) - Expand

Date: 2019-06-27 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Ира, какой интересный пост! У нас моя любимая преподавательница по зарубежке очень хвалила лекции Набокова по зарубежной литературе) До сих пор помню её восторг, что Набоков даже фанатично повторял все маршруты Эммы Бовари. Но вот сама так и не прочитала, вот теперь прямо очень захотелось.
Какой сильный момент со шторами на лекции!
И немножечко не в тему: а ты "Обещание на рассвете" Ромена Гари не читала? Это не мемуары, конечно, но очень автобиографичная книга. Сейчас о ней много говорят в связи с выходом фильма. Меня саму она сильно зацепила.

Date: 2019-06-27 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, я читала Обещание на рассвете! Очень люблю! Пыталась потом смотреть фильм - не то. А книга зацепила за живое, до слез.
Я как раз Бовари прочитала, надо теперь лекциями Набокова закрепить) Жаль, не могу пройтись по ее маршрутам))
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 12:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios