[personal profile] irinaetoya
Моя любимая сказка Пушкина - "Сказка о царе Салтане". Недавно не удержалась и купила такую с иллюстрациями Натальи Гончаровой, не жены Пушкина) Но, между прочим, её правнучатой племянницы, так что связь есть!


Вот ещё чуть о ней и о книге. Крутая!



Но рассказать и показать сегодня я хотела не одну эту книгу, а все три, которые у меня есть. Сначала у нас была одна книжка, та, что по центру, "Все сказки Пушкина".

Кстати, там не все сказки Пушкина, отсутствует "Руслан и Людмила" (ограничились "Лукоморьем"). Не люблю я такие хитрости. Не помню, как я её купила, кажется, по интернету заказала, почти не глядя. И вот читала я Ане сказки Пушкина, и так меня иллюстрации эти коробили... Некоторые ничего так, терпимо, и чувствуется, что автор старался, а некоторые...

Захотелось, чтобы пусть уж не все сказки Пушкина, но хотя бы моя самая любимая, были у нас в том оформлении, которое приятно моему глазу. Когда заказывала книгу с иллюстрациями Гончаровой, заказала заодно и с иллюстрациями Билибина, гулять так гулять! А теперь покажу в сравнении. Выберите те, которые вам нравятся больше. А я, конечно, предвзята.

Название. Кстати, орнаменты художнику А.Лебедеву, мне кажется, удаются куда лучше изображений людей. Но с Гончаровой не сравнить.


А с Билибиным? И котейка чудесный ходит. А шрифты!


"Три девицы под окном пряли поздно вечерком". У Гончаровой.


"Во всё время разговора он стоял позадь забора". У Билибина. Русь-матушка. Зимний вечер. Глубокий снег, по которому прихрумкали царь с собачкой. Внутри тепло и уютно, а снаружи морозец.


"Речь последней по всему полюбилася ему". У Лебедева.


Пропускаем коварных ткачих-поварих-бабарих, царицу с младенцем уже заточили в бочку и бросили в окиян.
Бочка у Билибина. Ничего не напоминает? В конце покажу картину, на которую она похожа. А брызги пляшут что ли, как человечки? только сейчас заметила.


"Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся..." Наверное, моя любимая иллюстрация из книги Гончаровой. Как мадонна с младенцем. Напоминает и иконы, и деревнерусские летописи. Именно древнерусскими книгами она и вдохновлялась.


"Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук". У Лебедева.


Сын с матерью видят неизвестно откуда взявшийся город. У Билибина.


У Лебедева.


Тут уже князь Гвидон, благодаря царевне-Лебеди, "в точку уменьшился, комаром оборотился". Или мухой, в другой раз.
С выпученными глазками, у Лебедева.


Классической мухой, не вошедшей в картину, у Гончаровой.


И самое изящное решение у Билибина, мне кажется. Высокая линия горизонта, в которую втиснулся комар. много воздуха, пространства. Ах!


"Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт". Очень наглядно у Лебедева.


Очень своеобразно и "по-детски" у Гончаровой.

Билибин белку не рисовал.
Теперь дядька Черномор с богатырями.
У Гвидона ручки короткие. Черномор качок. Котик внизу неуместный.


У Гончаровой вид сзади. Нестандартно!


У Билибина круто! И серьёзно, без шуточек.


"Лебедь тут, вздохнув глубоко, молвила: Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта - я!" Ай да Пушкин, как слова складывает, идеально!


У Гончаровой вот такая. Кстати, это всё стиль "примитив", к которому относится народное прикладное искусство, лубок, иконопись. Гончарова вместе с мужем, тоже художником, изобрела стиль - неопримитивизм. Кажется, что так рисовать просто, ан нет.


У Билибина момента превращения нет, но есть просто лебедь. Идеальная, как логотип)


Знакомство со свекровью)


Мать с иконой чудотворной Слёзы льёт и говорит: Бог вас, дети, наградит".


А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой... У Лебедева.


У Гончаровой.


У Билибина. Орнаменты!


Ну и пир.


Меня добил этот ножик.

Что с ним? Он стоит, лежит, висит в воздухе?

У Гончаровой всё просто.


У Билибина - роскошно и с необычной перспективой.


А ещё я поняла, кого мне напомнил Билибин, а точнее - его бочка. Хокусай. Вид на гору Фудзи.

Ощущение, что Билибин не только его волной вдохновился, но и вообще всем творчеством, стиль похож!

[Poll #2090181][Poll #2090181]
Можно выбрать двоих, или троих)
Спросила у Ани, за кого она. Говорит, за Билибина. А вообще её и Лебедев устраивал, когда мы читали. Хотя потом она тоже замечала странные лица, странные пропорции, когда я ей на них указывала. Мне кажется, следовать за тем, "что нравится ребёнку" вообще не очень верно, потому что у детей ещё слишком маленький опыт, они не могут сравнивать, видеть нюансы, обычно им чем ярче, понятнее, смешнее, тем лучше. А это не всегда лучше.

Date: 2019-02-23 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] glady-sheva.livejournal.com
У меня в детстве была книжка с иллюстрациями Билибина. До сих пор "Сказка о царе Салтане" ассоциируется именно с его рисунками. А для детей, мне кажется, интереснее Лебедев - много подробностей можно разглядывать - лица, костюмы, терема...

Date: 2019-02-23 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У Лебедева самое наглядное, да. И родителям многим тоже нравится)

Date: 2019-02-23 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] bubica1.livejournal.com
У меня вообще была толстенная книга еще довоенного издания без иллюстраций. Но Билибина все же где-то видела...
Гончарова - совсем не мое:(
Лебедев для детей, конечно, понятнее:)

Date: 2019-02-23 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Жаль, что довоенная без иллюстраций.
Да, понятнее. Но в Третьяковскую галерею Лебедева не возьмут)
Edited Date: 2019-02-23 11:26 am (UTC)

Date: 2019-02-23 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] bubica1.livejournal.com
Там на полях были типа рисунки поэта, а также были старинные гравюры с видами тех мест, где он жил. Портреты семьи были... А вот иллюстраций к произведениям не было.

Date: 2019-02-23 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] oksanaw.livejournal.com
Ира, привет! "Руслана и Людмилу" не включили в сказки, потому что это поэма. Так что здесь все по-честному :-)
Билибин это классика, вне конкуренции!

Date: 2019-02-23 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Привет, Оксана!) Конечно, честные) И даже вступление про Лукоморье включили, хоть оно и не из сказки)
Билибин да, всех переигрывает, как ни крути. Такая уверенная рука мастера.

Date: 2019-02-23 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Спасибо, что так подробно показала, я как раз подумываю о покупке сказок Пушкина с хорошими картинками. Забавно, что текстов в доме штук 5 в разных изданиях, но все без иллюстраций.
Билибин крут! Классно подметила сходство с Хокусаем. Кради, как художник)))
Гончарова понравилась, но не как иллюстрации, а отдельно как картины.
А Лебедев совсем мимо, не люблю такие лубочные, когда дорого-богато, Гвидон вообще гибрид Емели и принца Чарминга))
У меня в детстве были с картинками Конашевича, жалко потерялись, до сих пор нравятся.
А Лукоморье я купила книжку-раскладушку с иллюстрациями Кочергина, тоже очень любим..

Date: 2019-02-23 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Привет, Настя! Сколько я времени сегодня потратила с этими фотками, уменьшая их, поправляя, вставляя в жж. Как всё неудобно стало( В другой раз подумаешь - стоит ли затеваться? а времени у меня уже меньше, чем раньше. Но я рада, что и сама поделилась, и другим интересно)
Ага, кради как художник) Чёткость эта, яркие цвета, обводочка, ракурсы)
Да, Лебедева как иллюстратор не воспринимается. Мне мать с сыном в бочке прям как картину хочется на стену. Кстати, к книге прилагаюся раскраски, и эта иллюстрация тоже - нецветная картинка на плотной бумаге, которую можно самой раскрасить или Ане дать и как раз на стену) хоть и некуда уже)
Лебедев прям Шилов от иллюстрации. Несмотря на явно набитую руку, чувствуется халтурность. Ему плевать на огрехи, пропорции, тени, лепит по-быстрому. Главное, что дорого-богато и разноцветно. И нет, кстати, ощущения достоверности костюмов, например. А у Билибина есть, и не столько по расцветкам, сколько по покрою и по тому как она вообще в целом смотрится, сидит. А лица - отдельная песня. Царевич с царевной как красавчик-Макконахи в своих первых ролях) а царевна у него на руках то ли Анджелина Джоли то ли какая-то гламурная чика.
Книжку с иллюстрациями Конашевича прямо только что в руках держала, только не сказки Пушкина, у нас есть с французскими детскими песенками. Хороший, интересный художник. И чувствуется, что сформировался он явно до революции, такое в его иллюстрациях несоветское всё, как и у Билибина.
Ой, какие замечательные иллюстрации Кочергина! Если б я их увидела раньше, они могли бы претендовать на роль самых лучших!
Edited Date: 2019-02-23 05:19 pm (UTC)

Date: 2019-02-24 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Ой и не говори, как много теперь времени на возню с фотками уходит( Я ещё столько времени потратила на удаление с фликра «лишних» фотографий, чтобы дыр в постах не было.
Вроде и записать всё хочется, а не всегда получается. У нас ещё драма на работе: нас выгоняют с насиженного места, мои коллеги увольняются, и вряд ли на новом месте в опенспейсе у меня будет возможность читать или писать в жж(
«Шилов в иллюстрации» - точно!
А вообще в какое замечательное время мы живём: хошь читай с иллюстрациями Билибина, хошь с Конашевичем и ещё 20 вариантов на любой вкус)))

Date: 2019-02-24 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, хорошо, что можно выбирать) С другой стороны (я это тебе как раз в твоём посте написала)) - впечатление, что в советские времена плохих иллюстраторов не было вообще, и уж точно они не допускались к иллюстрированию сказок Пушкина. Но нынешнее время лучше, потому что можно выбрать, и не только иллюстратора, но и книги, их содержание! И современных авторов, и классиков, и иностранных авторов, раньше всё сквозь сито цензуры проходило и до читателей доходили только "правильные" книжки.
А у меня теперь так с дырами и висят посты, в основном, о кино. Я не нашла сил везде там фотки позаменять. Ты теперь тоже вставляешь через жж dropbox? Интересно, надолго ли это хватит? Очень неудобно, и даже хочется всё бросить. Но вот ты меня сегодня вдохновила своим постом на пост и про нашу жизнь) так что сижу, пишу, вставляю.

Date: 2019-02-24 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Я проголосовала "Кто-то другой", хотя, конечно, Билибин очень классный. А Лебедев совсем ужасный, фу, не люблю такое!
Но у меня есть свои любимые с детства иллюстрации к этой сказки! Художника В Конашевича!
https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3154621
У меня с его иллюстрациями еще Путаница (Чуковского) и еще что-то.. В общем, люблю его с детства.
А еще у нас есть вот такая книжка: https://www.labirint.ru/books/332093/
В принципе хорошие иллюстрации, я не фанат, но они неплохи очень.

Date: 2019-02-24 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Конашевич чудесный! Заметила, что он рисует всегда с одного ракурса - как бы сбоку, и в основном герои в профиль. Это не минус, просто особенность. И очень понравилась вторая книга, никогда не видела эти иллюстрации Мавриной. По сравнению с ними Лебедев тоже жалкий. Вообще обычно Пушкина дают иллюстрировать достойным художникам, но бывают и подделки, я на такую как раз нарвалась.

Date: 2019-02-24 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Сейчас по-моему, никто не парится - кто и что иллюстрирует и умеет ли вообще этот иллюстратор рисовать. Нашлись деньги на издание - вот единственный критерий. От некоторых детских книг прям кровь из глаз :(
Edited Date: 2019-02-24 09:39 am (UTC)

Date: 2019-02-24 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ты знаешь, зависит от издательства. В некоторых прям чувствуется, что люди со вкусом работают - это видно и по выбору авторов, и иллюстраторов. А в некоторых... Лишь бы деньгу зашибать.

Date: 2019-02-24 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Я даже не помню, как выглядели иллюстрации в моем детстве. Наверное, было что-то еще. Я не узнала в твоих вариантах знакомое.

Date: 2019-02-24 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У меня тоже были другие! Я таких пока не нашла. Классические, понятные и точно прекрасно нарисованные, не халтурно. Помню изящную лебедь с изогнутой шеей.

Date: 2019-02-24 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Билибин тоже напомнил японские гравюры. Шикарно!
Гончарова хороша, но мне кажется, детям было бы немного скучно рассматривать такие иллюстрации.
Лебедев - ноу коммент. У нас есть несколько подобных подарочных книжек. Янка веселится, когда находит какие-нибудь подобные несуразности, а мне по-снобски приятно, что она замечает эти вещи и не покупается на богатую картинку)))

Date: 2019-02-24 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, приятно, когда твой ребёнок тоже замечает халтуру и морщит нос))
Согласна, что Гончарову дети в большинстве своём не оценят. Дети любят поконкретнее.
Билибин - мощь! Я читала, что ему после революции пришлось уехать из страны, скитаться, и для заработка иллюстрировать восточные сказки где-то в восточной стране. И он так им их проиллюстрировал, что это тоже стало классикой и достоянием культуры.

Date: 2019-02-24 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Как интересно про Билибина! Надо погуглить этот его период в жизни...

Date: 2019-02-25 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Любопытный журнал, часто всплывает то тут, то там... Но этот пост не читала, спасибо за наводку. :)

Date: 2019-02-25 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я у неё потом по тэгу Билибин прошлась и поняла, что я далеко не первая, кто увидел сходство Билибина с Хокусаем) Но я сама догадалась!))

Date: 2019-02-25 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-sama7.livejournal.com
У меня была другая книжка, но вот перерыла все детские и не нашла((
Может потом еще поищу.
А среди этих - Билибин мне больше всех нравится.

Date: 2019-02-25 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У меня тоже другая была, и тоже я такой не встречала. А вообще Пушкина очень много прекрасных художников иллюстрировало.

Date: 2019-02-26 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] missmarymorstan.livejournal.com
У меня тоже несколько изданий сказок Пушкина и отдельно есть книга с поэмой Руслан и Людмила. Понравился твой пост, надо и мне собраться, показать свои боХатсва.

Date: 2019-02-26 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Покажи-покажи) Только так утомительны все эти манипуляции с фотографиями - уменьшение. вставка в жж... ты как вставляешь? через dropbox?

Date: 2019-02-26 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] missmarymorstan.livejournal.com
Нет у меня оказывается дикое количества места в ЖЖ на диске, так что вставля прямо в редакторе ЖЖ.

Date: 2019-03-03 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] wazhenka.livejournal.com
Мне понравилась Гончарова и Билибин, у Гончаровой стиль необычный, люблю такой, а Билибин вообще прекрасен, можно долго рассматривать и любоваться. Лебедев не понравился, я такое не люблю, вроде ярко, но много неточностей, и выражения лиц не нравятся. А детям может, и понравится, они любят все яркое и красочное.
Хорошо, что Ане нравится Пушкин. У нас сказки Пушкина из собрания сочинений,без иллюстраций, я дочке читала, и сама она пробовала читать, но не нравится ей, может дело в иллюстрациях и без картинок ребенку не интересно?

Date: 2019-03-03 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Гончарова крутая. Самая Художник/ца из всех. Билибин всё же иллюстратор, хоть и тоже мега-крутой) А Лебедев так, мимо проходил. А лицам, позам и прочему он как будто у Шилова учился)) Очень поверхностно, из серии "и так сойдёт".
Очень советую повыбирать книгу Пушкина с классными иллюстрациями, которые понравятся ребёнку. Выше в комментариях упоминали разных иллюстраторов. Конашевич, Кочергин, Маврина. Наверняка ещё есть хорошие.Это я с Лебедевым промахнулась))

Date: 2019-03-07 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
крутые иллюстрации. А зачем три книги? ))

Date: 2019-03-07 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну, первая попалась дурацкая, захотелось другую купить. Заказала с иллюстрациями Гончаровой, и за компанию Билибина добавила)

Date: 2019-03-07 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
да ты маньячина ))

Date: 2019-03-07 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
В зачаточном виде)

Date: 2019-03-07 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
ну-ну ))

Date: 2019-03-07 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
я фанат Билибина:) у меня есть альбом про его творчество, обожаю.


а сказки Пушкина у нас дома с иллюстрациями А.Елисеева, мне нравятся:)

Date: 2019-03-07 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Посмотрела иллюстрации Елисеева - тоже замечательные! И как меня угораздило с такими дурацкими в первый раз купить?) Билибин мега-крут, да!

Date: 2019-03-07 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
мы просто, наверно, не подозревали, что есть столько разных вариантов иллюстраций:))
Пушкина, наверно, не меньше иллюстрировали, чем Алису:) тоже каждый считал своим долгом:))) да и издают его постоянно, ну, в России, не во всем мире, тут с Алисой не сравнить:)

Date: 2019-03-09 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] pulemetchizza.livejournal.com
Ой, по-моему всё красиво! И Лебедев тоже.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 10:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios