[personal profile] irinaetoya
Решила я тут "Лолиту" перечитать. На свежую голову, так сказать. Потому что то, как я читала эту книгу дцать лет назад, чтением назвать нельзя - это было перескакивание с одной неприличной сцены на другую, без особого понимания смысла. И, конечно, как и все, кто не читал или читал давно, я знала, о чем там - о страсти взрослого мужчины к нимфетке Лолите.

И вот. Я прочитала это, от начала и до конца. Очень хотелось бросить на середине. Очень мерзко было. И я наверняка бы бросила, если бы это был неизвестный автор, а не Набоков. И надо, наверное, что-то об этом сказать.

Это не про любовь. И даже не про больную любовь, не про извращенную любовь. Здесь никто никого не любит, даже если Гумберт-Гумберт пытается убедить вас в обратном. Это - история болезни, извращения. Это история маньяка, который всегда мечтал совокупляться с девочками 9-14 лет, и когда ему, наконец, представилась такая возможность, осуществил это в полной мере. Он женился на матери такой девочки, при этом каждую секунду представляя, как он заполучит ее дочку, и ведя об этом дневник. Когда дневник находит его ничего не подозревающая жена, она, в состоянии аффекта, выскакивает на улицу и попадает под машину, чем очень облегчает Гумберту задачу. Он едет в лагерь за девочкой, забирает ее оттуда и везет в отель. Поначалу он планирует усыпить девочку, и дает ей соответствующую таблетку, которая не действует. А потом под утро девочка поворачивается к нему сама и дает ему то, чего он так жаждет, потому что она хоть и девочка, но не дурочка. И вот тут птичка попалась.

Далее следуют эротические сцены одна за другой. "Папочка" целый год возит 12-летнюю девочку по отелям Америки, восторженно совокупляясь с ней по три раза в день. По ночам девочка плачет, а днем довольно злобно с ним общается. Он давит на нее психологически, убеждая, что если она сбежит и расскажет об их отношениях, она попадет в закрытый интернат и жизнь у нее будет гораздо хуже, чем сейчас. По сути, Гумберт Гумберт ничем не отличается от маньяка, который когда-то поймал Наташу Кампуш и посадил в подвал на 8 лет. Он тоже заботился о ней. Ведь это была его вещь, его игрушка, которая должна была как можно дольше доставлять ему удовольствие.

Есть мнение, что Лолита сама была той еще штучкой, что ей все это нравилось, что она сама совратила папочку. Это все чушь. Достаточно прочитать книгу (а не только посмотреть фильм) и все встает на свои места. Она нимфетка, но не нимфоманка, и нет никаких указаний на то, что ей вообще нравилось заниматься с Г. сексом. Она воспринимала это как повинность, замешанную на зависимости, и, чуть повзрослев, стала отказывать ему все чаще, а он покупал ее ласки за деньги, по сути приучая заниматься проституцией. В целом же она - обычный ребенок. Девочка 12-ти лет со всеми увлечениями, свойственными ее возрасту. Что характерно, Гумберту на ее детский мир насрать. Он считает ее глупышкой и это же его и заводит. Апофеозом становятся раздумья Гумберта о том, что он будет делать с Лолитой, когда она постареет, т.е. когда ей исполнится 15 лет и больше. И вот до чего он домечтался: он женится на ней, а потом она забеременеет и родит девочку - нимфетку вторую, и вот когда эта девочка дорастет до 9-ти лет, он, еще совсем не старенький, станет ее обучать своим шалостям. Согласитесь, с клипом Алсу "Зимний сон" это имеет мало общего.


Лексикон Гумберта в отношении Лолиты и нимфеток отвратителен (я не буду приводить примеры, хотя без них трудно доказать, но он правда очень мерзкий и сюсюкающий, только что слюна не каплет). Он мой ровесник, а кажется, что старый похотливый пердун (ближе по возрасту к Набокову, который написал Лолиту за 50). Он полон самолюбования и жалости к самому себе. Он пытается убедить читателя в том, что хотел для Лолиты только самого лучшего, что он сам чуть ли не жертва. А пишет-то за него не абы кто, а Набоков, и пишет хорошо, и остроумно, и красиво. И возникает ощущение, что если ты восхищаешься какими-то речевыми оборотами, метафорами, которые извергает Гумберт-Гумберт, значит, ты на его стороне. Значит, как-то в чем-то даже оправдываешь его. Вроде как - ну и что, что девочку растлил, зато вон как красиво описал все это.

Меня, конечно, не отпускала мысль о том, почему Набоков всю силу своего таланта вложил в уста маньяка-педофила? И я не верю, что такое можно написать, не испытывая в реальности ничего подобного. К тому же Набоков не из тех, кто выдумывает сказочные миры. У него все произведения напрямую связаны с его собственными увлечениями, переживаниями, воспоминаниями. И "Лолита" не исключение. Хотя известно, что мысль о романе вперые пришла ему в голову после заметки о похищении девочки взрослым мужчиной, но каких только заметок мы не читаем десятками каждый день. Думаю, реальной связи с 12-летней девочкой у него не было, но вот со студентками профессор Набоков романы крутил неоднократно. Причем, особенно привечал выглядящих младше своего возраста и глуповатых. А зачем ему умная? У него жена была - ходячая энциклопедия. Она, кстати, на студенток внимания не обращала, а "Лолиту", как и все книги своего мужа, считала гениальнейшим произведением. А Набоков с благодарностью посвятил "Лолиту" ей. Вот он - секрет семейного счастья!

О, как мне хотелось, чтобы этого козла Гумберта наконец-то схватили за задницу! И чтобы Лолита наконец набралась смелости и сбежала от него. Чтобы он пострадал, гаденыш такой. И он пострадал, хотя все равно не достаточно. И в итоге, можно сказать, сдался сам, убив "похитителя" Лолиты непонятно зачем. Заканчивается книга уверениями Гумберта в вечной любви к Лолите и надеждой на встречу где-то там в параллельной вселенной. Да не дай бог. Она тут от тебя чудом избавилась, а ты еще на тот свет мечтаешь запустить свои липкие ручонки.

В общем, я бы не стала эту книгу запрещать, как это было сделано поначалу во многих странах мира. Но, повторюсь, я бы навряд ли ее дочитала, если бы не имя писателя и мое к нему уважительно-восхищенное отношение. Книга очень неприятная. И, кажется, я наелась пока творчеством Набокова.

Date: 2017-01-23 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] thunderella.livejournal.com
Еще "Коллекционер" вспомнился.

Date: 2017-01-23 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
И Парфюмер. "Лолита" корежит тем, что повествование ведется от лица маньяка, который пытается обаять читателя всеми языковыми средствами писателя Набокова.

(no subject)

From: [identity profile] thunderella.livejournal.com - Date: 2017-01-23 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thunderella.livejournal.com - Date: 2017-01-23 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thunderella.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thunderella.livejournal.com - Date: 2017-01-23 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elpal.livejournal.com - Date: 2017-01-23 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 03:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-25 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] kotikeksik.livejournal.com
А еще есть "Консъерж" Альберта Марини.
Я его и Коллекционера прочитала в прошлом году почти подряд.
Как бабочек наелась. Но Консъерж более мерзкий...

Ира, спасибо за описание. Я тоже Лолиту не особенно помню... Перечитать что ли.
А еще мне кажется, что ты во многом как мама девочки это читаешь ;) Конечно, гадость

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-25 08:03 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ulysssa.livejournal.com

Я много раз читала. Мне кажется, что все-таки про любовь. И про то, как она даже извращенцев меняет.

Date: 2017-01-23 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А мне кажется, он просто обезумел, потому что его игрушку отобрали. А на нимфеток он и дальше заглядывался.

(no subject)

From: [identity profile] ulysssa.livejournal.com - Date: 2017-01-23 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 12:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Гадость, она и есть гадость, какими бы словесами не покрывали её, как бы не пытались свести с ума, говоря, что белое это черное, а черное это белое.
Когда я вижу много девочек, которые стайками бегают по двору, качаются на качелях, катят кукол в колясках, прыгают за мячом, я всегда оглядываюсь по сторонам, потому что абсолютно точно знаю, что это чудовище рядом и оно смотрит, пусть оно знает, что за ним следят.
Я училась в школе, где матемтик обрюхатил нескольких своих учениц, он ходил с ними в походы, его жена знала, все знали и пострадали только девочки, а историк соблазнял, но предохранялся, моей знакомой девочке, а как её назвать ей было 14 лет, пришлось уйти в другую школу - проходу завуч не давал.
Мне плевать на то, что они там себе считают это любовью, это преступление, потому что жизнь ребенка ровно с этого момента заканчивается и начинается Ад, я их не боюсь, я боюсь за девочек чистых и наивных, которых учат про любовь и про то, что надо быть умнее, а "Лолиту" в печь.

Date: 2017-01-23 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Какой кошмар. Бедные девочки. Да, роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет. А дерьмо пахнет дерьмом.

Date: 2017-01-23 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Вот, кстати, это то, почему я считаю педофилов преступниками и злюсь, когда читаю всякие рассуждения о "возрасте согласия" и не верю ни в какие страсти (ну точнее в страсти-то как раз верю, в то, что называется страстями в христианстве). О какой любви может идти речь, когда любовь - это к личности, к определенному человеку, и тогда вообще должно быть неважно - исполнится объекту любви 15, 20, 30, 40 или даже 70! А когда "объект" только с 12 до 15 то никакой любви быть не может по определению, а есть использование (причем использование человеком старшим, более опытным, сильным человека заведомо младше, слабее).
Кстати, я первый раз (и единственный) тоже давно читала "Лолиту" и у меня сразу было какое-то не очень приятное чувство (то есть вот этого - откуда его люди берут?! "ах, кака любовь!" не возникло) и перечитывать не хотелось.

Date: 2017-01-23 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я даже скорее могу понять, когда какие-то чувства (или просто любопытство) зарождаются между ровесниками-подростками, когда они оба глупыши и подражают взрослым. Но вот когда взрослый мужчина развращает девочку, как бы он это ни называл, это ужасное преступление без всяких но. А про любовь пусть молчит в тряпочку. Любил бы - подождал бы.

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aidillee.livejournal.com
Вот-вот, мысль "я не хочу об этом знать" каждый раз возникала у меня, когда я слышала, что неплохо бы "Лолиту" прочитать, классика все же. Книгу так в руки и не взяла, не хотела принципиально. При всей широте взглядов на возможные пороки, я разделяю взрослых и детей. Взрослые по обоюдному согласию - да ради бога, на что фантазии хватит. Детей - не трогайте, как бы самим детям не хотелось побыстрее повзрослеть.
Примерно года два назад послушала аудио-вариант. Из прослушивания уловила, что и сама Лолита тоже была... той еще штучкой. И что ей нравилось мутить с Гумбертом. И мать она воспринимала как соперницу, и не слишком убивалась, когда той не стало. Короче говоря, все хороши, но Лолиту жалко, а Гумберт отвратителен.

Date: 2017-01-23 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Лолита вела себя как озлобленный подросток. И с матерью у нее были нелады. Но она не была развратной (скорее - она была недолюбленной и никому не нужной) и от секса с Гумбертом не получала удовольствия. В итоге он сделал из нее проститутку, которая давала ему за деньги. Жестяка, короче.

(no subject)

From: [identity profile] aidillee.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] 4elitos.livejournal.com
захотелось перечитать, потому что, когда я читала меня ужасно бесила сама Лолита :)

Date: 2017-01-23 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Перечитай!)

Date: 2017-01-23 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] katenita.livejournal.com
"Лолита" моя любимая книга у Набокова всегда была.
Честно скажу, ни разу не рассматривала её с точки зрения извращений.

Точнее описания извращений.
Edited Date: 2017-01-23 01:40 pm (UTC)

Date: 2017-01-23 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Как тебе это удалось?)

(no subject)

From: [identity profile] katenita.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] katenita.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 01:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] bubica1.livejournal.com
Такие же чувства...
Только Лолита мне не менее омерзительна.
В фильме даже больше, чем в книге, брррр...

Date: 2017-01-23 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
В фильме с Джереми Айронсом? В фильме их уравновесили - она более развратная, а Гумберт более хороший и несчастненький.

(no subject)

From: [identity profile] bubica1.livejournal.com - Date: 2017-01-23 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bubica1.livejournal.com - Date: 2017-01-23 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com - Date: 2017-01-23 03:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 03:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] Евгений Муравин (from livejournal.com)
У Набокова, в первую очередь, надо читать не "Лолиту", а "Другие берега" (вариант на русском) и "Приглашение на казнь". Увы, Набокова считают все-таки американским писателем, а никакой перевод не даст правильного представления о его великолепном образном языке...

Date: 2017-01-23 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Лолиту Набоков сам для русских читателей перевел)
Другие берега я читала, мне очень понравилось. Писала тут об этой книге: http://irinatrubacheva.livejournal.com/482572.html
Еще мне понравилась "Король, дама, валет", тоже о ней писала. Защита Лужина понравилась меньше.

Date: 2017-01-23 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
Знаешь, мне даже предыдущая описанная тобой книга была омерзительна именно по языку, оборотам вот этим противным и тошнотворным. Книгу не дочитала )
Лолиту читала давно и тоже невнимательно. Не уверена, что дочитала.
Брр. Ужас, ужас. Наверное, есть ценители, но не я.

Date: 2017-01-23 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ты имеешь в виду "Король, дама, валет"?
У тебя накладывается еще и неприятие его как писателя, тогда от Лолиты может в прямом смысле стошнить.

(no subject)

From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com - Date: 2017-01-23 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-23 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2017-01-27 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com - Date: 2017-01-29 02:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-23 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] iunya.livejournal.com
О-о, терпеть ненавижу эту книгу. И впечатление перенеслось на автора. Ощущение гадливости какой-то. И после "Парфюмера" также. Когда этот фильм по телику показывали, я старалась избежать даже случайного попадания на этот канал

Date: 2017-01-23 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Понимаю. И перенос на автора понимаю. Я аж сама от Набокова отшатнулась, хотя до этого дифирамбы пела. Правда, потом, думаю, все же вернусь к другим его книгам.
А книга Парфюмер, мне кажется, все же лучше фильма. Хоть и противно и то, и то.

P.S. Верунь, у меня твоя баночка-контейнер с зеленой крышкой на видном месте стоит! каждый день на него смотрю и сокрушаюсь, что забыла его на встречу взять)

(no subject)

From: [identity profile] kotikeksik.livejournal.com - Date: 2017-01-25 07:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-25 07:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iunya.livejournal.com - Date: 2017-01-25 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iunya.livejournal.com - Date: 2017-01-25 08:35 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-24 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] magnolia1985.livejournal.com
Рекомендую Быкова :) https://www.youtube.com/watch?v=L6IHmqsXCOg

Date: 2017-01-24 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, это интересно! Согласна уже с фразой: "Если бы Набокова не интересовали маленькие девочки, скорее всего, вас бы не интересовала "Лолита".
Дослушала)) Со многим согласна. Понравилось, как он сказал в финале, когда его спросили - о чем будет его вторая лекция о "Лолите" (он их несколько читал), и он ответил, что много о чем:
"Поверьте мне, греховная любовь, в отличие от пошлой страсти здоровых людей, неисчерпаема")
Edited Date: 2017-01-24 07:56 am (UTC)

Date: 2017-01-24 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] missmarymorstan.livejournal.com
Не самая любимая книга у Набокова. Да ощущение, что главный герой очень больной человек. Но книга, явно написана на потребу публики. Был ли сам писатель извращенцем, я даже интерисоваться не хочу.

Date: 2017-01-24 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Набоков этот роман 6 лет писал. Считал его самым лучшим на момент издания. Он вообще насчет публики не заморачивался, он был сноб и писал только то, что сам хотел. Ему было плевать на мнение окружающих. Есть мнение, что он таким образом избавлялся от собственных демонов и свою страсть к нимфеткам преодолел посредством написания романа.

(no subject)

From: [identity profile] missmarymorstan.livejournal.com - Date: 2017-01-24 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-24 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] missmarymorstan.livejournal.com - Date: 2017-01-24 09:51 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-24 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] a-shata.livejournal.com
Вчера читала журналистское расследования об учителях-гумбертах, которые много лет в московской школе находили девочек себе для забавы. Девочки выросли, осмыслили все и рассказали.

Date: 2017-01-24 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
И каждый Гумберт потом мог кричать, что я любил, любил ее, призывая понять и простить. Хотя, скорее всего, они говорили - ачотакова? или - она сама пришла!

Date: 2017-01-24 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Ох... Пожалуй, я все-таки не буду читать эту книгу.

Date: 2017-01-24 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я, честно говоря, до внимательного прочтения, думала, что там как-то помягче. А там маньячина неприкрытый. И, что поразительно, многие читатели посчитали, что это про любовь.

(no subject)

From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com - Date: 2017-01-24 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-24 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com - Date: 2017-01-24 10:41 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-24 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Как раз на днях думала, не прочитать ли наконец-то "Лолиту", в книжном флешмобе есть как раз пункт про давно откладываемую книгу. И тут твой пост... Нет, все-таки не буду ее читать, меня аж затрясло от гадливости. Я до этого более схематично сюжет представляла и была уверенна, что ей лет 15.

Date: 2017-01-24 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ага, 12, а познакомился он с ней, когда ей было 11, а 15 - это уже старая для него. Там пока он вожделеет - еще можно читать, а когда уже заполучил свое и все это расписывает - вообще прям блеват кидат.

Date: 2017-01-25 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] kotikeksik.livejournal.com
Знаешь, мне кажется, может, кто выше и написал уже об этом, что Набоков умышленно написал столь прекрасно. Чтобы было понятно, что нет оправданий таким людям...

Слушай, а посоветуй мне почитать что-то у него.

Date: 2017-01-27 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Ой как интересно, Ира! Спасибо большое за этот пост! Я слышала много негативных отзывов на Лолиту, но вот так подробно и развернуто впервые о ней такое читаю:) получила большое удовольствие. И ведь с тобой ни в чем не поспоришь, все правильно, все так и есть.
Надо мне тоже перечитать. Я ее много раз перечитывала в юности, а потом долго не брала в руки. Интересно, вдруг и мне она сечас покажется не прекрасной книгой, а мерзкой и противной:) мерзовкусным шишгурцом:)
хотя вряд ли. это одна из любимейших книжек...
а с другой стороны, вон я Ремарка как любила, а с возрастом уже совсем по-другому воспринимаю все эти любовные истории в его книгах.. и продолжаю любить, но за другое уже.
Вот интересно, кстати, не подозревали ли Набокова в педофилии, да, ведь в самом деле он отлично вжился в образ, так все "изнутри" описал. Хотя, наверно, ему это было нетрудно... он же гений был...
помню, с каким удовольствием я еще комментарии читала в конце книжки, которые объясняли разные зашифрованные в тексте отсылки к другим книгам, игры слов и тп. И поражалась, сколько всего там между строк, о чем не каждый догадается.

Date: 2017-01-27 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, мерзовкусный шишгурец - это самое то! Особенно, когда ГГ начинает расписывать свои соития с Лолиточкой. Я, читая, вспоминала про тебя, я помню, что ты перечитывала эту книгу неоднократно! И все думала - ну что там перечитывать именно что с удовольствием? Возможно, ты (и я, когда читала лет в 17) была тогда ближе по возрасту к Лолите и как-то не воспринимала описанное как нечто совершенно неприемлемое.
Первую половину книги я читала без чувства гадливости, когда он только мечтал о Лолите. Смеялась над тем, как на него мать Лолиты повелась, как он с ней был предельно обходителен, а сам мечтал ее то утопить, то еще что, чтобы потом взгромоздиться на Лолиту. А потом все у него так удачно сложилось и наступает полное маньяческое счастье. Я представила эту девочку, которая под видом его дочки вынуждена ездить по отелям Америки, не учиться, не общаться со сверстниками, а только, извиняюсь, отсасывать какому-то мерзкому мужику и исполнять прочие его фантазии. И он же ни на секунду не дает забыть, сколько ей лет, все время кричит, что ей 12, что она ребенок. И как будто участвуешь в извращении.
Насчет Набокова и педофилии. Дмитрий Быков в своей лекции по Лолите процитировал кого-то: лучше бы Гумберт написал свой романе не после, а до того как заполучил Лолиту. Или даже вместо. И сам Быков добавил: Возможно, Набоков так и сделал, таким образом преодолев своих демонов (цитирую по памяти).
Я Ремарка тоже очень любила! Цитаты из него выписывала. На второе, кажется, свидание, принесла Максиму почитать Три товарища, а потом он делился со мной впечатлениями) романтические были времена.

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2017-01-27 07:43 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-27 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
почитала тут комментарии. Смотю, ты уже нескольких человек отвадила от чтения этой книжки.

Пришло в голову вот что сейчас. Наверное, некоторым читателям - тем, кто считает, что "Лолита" это по любовь, им очень не хватает внимания и любви, и вот эту сумасшедшую зацикленность Гумберта на Лолите они воспринимают чуть ли не как высший эталон любви, преклонение и обожание, и мечтают, чтобы и их ктото вот так любил, думал день и ночь, в дневнике про них писал и мечтал о них. Я тот еще психолог, разумеется. Но знаю, что некоторые именно так и представляют себе "сильную любовь" - когда зацикленность на объекте и попытки любыми средствами и способами добиться объекта. А другие люди скажут, что это сталкерство и нарушение личных границ. И это я уже молчу про возраст героини. Читатели-то взрослые и примеряют ситуацию на себя...
да, если что, я не имела в виду кого-то из комментаторов твоего поста. Я еще не все комментарии пролистала и не знаю, есть ли тут кто вообще, кто любит Лолиту, как я, и кто ее дочитал и перечитывал не раз:) пойду гляну:)
или тут все "не читал, но осуждаю":)))))
ой, что-то я развеселилась с утра. Хлебом не корми, дай погвоорить о любимых книжках:)

Date: 2017-01-27 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Второй комментарий под постом - положительный. Девушка перечитывала несколько раз и считает, что это любовь. Она, кстати, преподаватель русской литературы в вузе)
Я, кстати, до последнего прочтения думала, что я-то не ханжа, я не буду уж прямо так прямолинейно все осуждать. Я не помнила, сколько лет было Лолите. Может, 15. Может, она сама та еще юная провокаторша. Как ее показывали в кино. Но нет! Она, может, и была слегка увлечена Гумбертом абстрактно, как девочки влюбляются в певцов или просто в знакомых мужчин (помню, мне в подростковом возрасте пара папиных друзей нравились, но это же не значит...) Да, она хотела позлить мать, которая ее не любила и не понимала и только и мечтала сдать куда-нибудь. Может, она вообще была трудным подростком, но это не значит, что она заслужила такого вот Гумберта.
И еще. Про любовь. Вот некоторые считают, что это любовь. Если маньяк рассказывает (пусть даже голосом Набокова), что все его извращения - это любовь, мы должны ему поверить? В жизни, когда происходят реальные преступления, это вообще не аргумент в пользу жалости и понимания. Он девочке жизнь сломал, но это же любовь, давайте его поймем и простим. По-моему, любовь - это когда какой-то интерес есть к личности, а не только к сексу. И то, что он под конец так извелся, когда Лолита сбежала из него, и, найдя ее, хотел, чтобы она, "старая" и беременная, вернулась к нему, не говорит о том, что это любовь. А лишь о том. что у него украли любимую игрушку. "Колечко украли!")) По-моему, так.

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2017-01-27 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-27 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2017-01-27 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-27 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2017-01-27 08:00 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-28 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] dogele.livejournal.com
Наверное, есть какие-то списки книг вроде "обязательно прочитать", Лолита, конечно, в них. Но я тогда этот пункт стороной обойду, как обходила столько лет до этого. Короче, не читала, но осуждаю. Не хочу в эту грязь лезть, потом же будет хотеться вымыться, оттереться, как словно через паутину в чаще лесной прошел. Нет, не буду. Тем более я сейчас все проецирую на Польку, нет уж. Не надо.

Но, Ира, я опять хочу выразить тебе свое восхищение. Ты отличный журналист! Ты очень здорово пишешь, очень. Мне тебя приятно читать. Я, если уж говорить честно, только ради тебя в ЖЖ и захожу. У тебя здесь интересно, умно и культурно.

Date: 2017-01-28 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Лен, спасибо большое! Мне ужасно приятно)
Ты знаешь, вот вроде надо каждому сначала почитать, чтобы составить мнение, и мне не хочется никого отваживать от чтения. Но у кого есть огромное жгучее желание - те сами все прочтут и не по одному разу, и я им не советчик. Для меня эта книга стала хуже, чем я ожидала. Более маньяческой, более противной, и девочку жальче, чем когда смотришь кино. Причем, этот маньяк голосом Набокова еще постоянно пытается убедить читателя, что все прекрасно и это така любовь. И некоторые прочитавшие так и думают.

Date: 2017-01-29 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] koto-mush.livejournal.com
А ты фильм смотрела? Мне фильм понравился, музыка, картинка, актеры красивые и профессиональные, там не так все противно как в книге. Помню, на экзамене по литературе мне попался вопрос по этому произведению и я очень долго выясняла с преподавателем, мужчиной, кстати, любовь это или нет. Он настаивал, что любовь.

Date: 2017-01-29 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Надо было ему сказать: Ага, Гумберт-Гумберт в вас заговорил?!) Но тогда бы зачета точно не видать)
Фильм с Джереми Айронсом? Там их подтянули друг к другу. Гумберта сделали не таким противным и маньяческим, а Лолиту сделали взрослее и развратнее. И вроде как они друг друга стоят.

(no subject)

From: [identity profile] koto-mush.livejournal.com - Date: 2017-01-29 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koto-mush.livejournal.com - Date: 2017-01-29 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2017-01-29 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koto-mush.livejournal.com - Date: 2017-01-29 01:32 pm (UTC) - Expand

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 11:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios