[personal profile] irinaetoya
Я в прошлом своем посте о книгах написала, что читаю дневники Татьяны Толстой, старшей дочери Льва Толстого, но тогда я была только в начале пути, а теперь дочитала их и хочется сказать что-то еще. Примерно половину дневников я прочитала довольно спокойно, а потом, видимо, количество перешло в качество, и я Татьяну полюбила.

Вообще все дочери Толстого не были красавицами, а Таня к тому же больше других была похожа на отца (только бороды не хватает - как заметила Катя [livejournal.com profile] kisunika, а мне пришло на ум сравнение с солдатами Урфина Джюса, у меня сейчас деформация на сказках Волкова)) Злые мы, да, и конечно же, обе писанные красавицы).
Здесь на фото слева направо: Саша, Таня (о которой я пишу), затем их мать Софья Андреевна и сестра Маша.


Но когда тебя пишет Репин, ты выглядишь так)

На самом деле, портрет очень похож. К тому же в жизни Тани был период, когда она имела большой успех в обществе, модно и дорого одевалась, посещала салоны и вскружила голову немалому количеству мужчин (кое-кто даже самоубийством угрожал). К тому же она была самой жизнерадостной из сестер, и, скорее всего, вообще из всех детей Толстого. Она в своей семье была главный миротворец и умягчитель злых сердец.


Детство Тани было очень счастливым. Она провела его в Ясной Поляне с еще относительно молодыми мама и папа, среди братьев, сестер и многочисленных родственников и знакомых. На природе. В чистых удовольствиях. Попутно и легко обучаясь языкам, игре на разных инструментах, пению, рисованию, и читая "Войну и мир" в непосредственной близости от великого Льва Толстого. На фото Татьяна в профиль.

"Встаю я часов в 10, пью с тетенькой кофе, потом до купанья сеанс. До обеда купаемся, после обеда крокет, вечером танцы, пенье хором, игры в карты, а когда девочки уйдут спать, разговоры с большими, которые тоже не хочется пропустить". Через пару дней: "Мы купались очень много (я теперь умею и на глубину прыгать, и на спине лежать до бесконечности, и под водой плыть, только ногами наружу бултыхать), ходили за грибами, по ночам болтали".
Мне вот это - "и на спине лежать до бесконечности" - так ясно представляется!

Потом Таня подросла и стала выезжать в свет. Папиных денег не жалела. Например, была запись про полторы тысячи рублей на наряды, по-моему, это какие-то бешеные деньги по тем временам, типа полутора нынешних миллионов. Не удивительно, что папа это стало не нравиться, ведь он сам приходил к совершенно противоположным идеям - что надо жить как можно проще, быть ближе к земле, пахать и сеять, а в идеале - все раздать бедным. К тому же его самого все чаще попрекали - мол, пишете в своих книгах об одном, а живете по-другому, как барин, а дети ваши так вообще развлекаются.

В Татьяне начинает назревать внутренний конфликт. Она и понимает отца, и хочет быть для него хорошей, и не может не думать о светских приемах и новых нарядах. Ну о чем еще мечтать девушке в 20 лет? Но она не просто девушка с деньгами, а дочь Льва Толстого, и она не могла не попасть под его влияние. Все чаще Таня ощущает себя плохой, недостойной, кем-то вроде алкоголика, который срывается и не может жить чистой и праведной жизнью. А чистая жизнь - это рано вставать, честно трудиться (например, переписывая черновики отца или отвечая за него на письма), служить людям и ограничивать себя во всем.

А тут и второй конфликт подоспел - отношения с мужчинами. Ей хочется кокетничать и флиртовать, и она это делает не без успеха, но практически тут же ей становится невыносимо стыдно, о чем она и пишет в дневнике. А потом показывает дневник папа. Вот что меня очень удивило - мало того что они там все писали дневники - они их еще постоянно давали друг другу читать. Так, например, Татьяна в какой-то момент очень сильно увлеклась женатым мужчиной, и тот увлекся ею, но они изо всех сил убеждали друг друга в том, что это только дружба, о чем постоянно писали в своих дневниках, а потом обменивались этими дневниками и читали записи друг у друга. А потом "сдавали дневники на проверку" Льву Толстому, и тот выносил вердикт - "влюбление" это или нет. Ну и папа все правильно рассудил - влюбление стопроцентное, и, как тиран-деспот, запретил им встречаться. Татьяна очень страдала, но не винила отца ни в чем, мало того, написала в дневнике, что "надо с молодостью и желанием любви попрочнее расставаться и все силы употребить, чтобы с корнем все это выскрести из себя".

А годы летят, уж от 30-ти все дальше, и Татьяна совершенно искренне решает, что надо ей остаться старой девой, что так будет лучше для всех, и в первую очередь - для себя самой. Хотя она буквально с детства заточена на семью и детей, но вот стала себя ломать и убеждать в обратном. Тут очень хочется поругать Льва Толстого, ведь он всем своим дочерям мозги запудрил (сыновьям почему-то не получилось) этой чистой девственной жизнью. Все они соревновались друг с другом за любовь папа, каждая хотела быть к нему ближе, и в итоге одна из них так и не создала семью. Что и требовалось доказать. Но я ругать его не буду. Все-таки мне кажется, что, несмотря на сильнейшее моральное давление отца, у каждой из них была возможность вырваться, что Татьяна и сделала, буквально впрыгнув в последний вагон поезда.

После своей долгой и тягостной истории с любовью-дружбой к женатому, после того как она решила, что больше никогда, Татьяна снова влюбляется, в 36 лет, и снова в женатого. И старше ее на 14 лет, да еще и с шестью детьми (хотя в те времена шестью детьми никого не удивишь). Т.е. снова на те же грабли. И папа, конечно же, снова против, да она и сама в шоке. И все говорят - он старый, он тебя не достоин! А ей 36 лет. И она очень сильно любит его, даже не прикрываясь дружбой.
Но не было бы счастья да несчастье помогло. У этого мужчины умирает жена. И Татьяна, после мильона терзаний, записывает в дневник телеграфным стилем, что она приняла твердое решение выйти замуж. А в следующий раз пишет уже через 7 месяцев после свадьбы.

Если до свадьбы она называет этого мужчину только по фамилии - Сухотин, то после - только по имени - Миша.
Как же она полюбила этого Мишу! А он ее. Какое это было самое настоящее семейное счастье, длившееся 15 лет, до его смерти. Какие у них были нежные, трогательные, обожательные отношения. Она полюбила его детей, проводила с ними много времени и даже обучала по системе Монтессори.

Но сколько ей трагедий пришлось пережить прежде чем самой стать мамой! Она потеряла шесть детей. Родила их мертвыми, практически донашивая, 7-8-ми месячных. Как-то была даже двойня - мальчики. Сейчас бы их наверняка выходили, но тогда... Ужасно. Вообще не представляю, как такое можно вынести. Наверное, тогда женщины утешались тем, что вокруг сплошь и рядом было такое - бог дал, бог взял.

И вот наконец - живой ребенок. Назвали Таней, так захотел ее отец, Лев Толстой, так ему привиделось во сне.

Она надышаться на нее не могла. И выростила, и выходила довольно слабенькую по здоровью Таню, и все у них было хорошо.

Когда умер ее муж, а затем отец, и случилась революция, и началось чери что, она переехала в Ясную Поляну, чтобы защищать наследие отца. Повезло, что красноармейцам Лев Толстой тоже нравился, хоть они и пытались заселить полк солдат в комнаты и водрузить красный флаг на дом. Потом умерла мать. Несколько лет в дневнике пропущено. И продолжение следует уже во Франции, в Париже, куда Татьяна переехала с дочерью. Жили они очень стесненно, но Татьяна не унывала - вязала, шила на продажу. Писала воспоминания об отце, читала лекции (часто бесплатно, ей так больше нравилось). Дочь работала, потом встретила хорошего мужчину - итальянца, и вышла замуж. Татьяна хорошо ладила с новыми родственниками дочери, но предпочитала жить отдельно и не мешать. Тосковала по Ясной Поляне, в которую никогда больше не сможет вернуться.

Еще в середине дневника, в юности, она записала:
"Прежде я думала, что надо что-то необыкновенное предпринять: все раздать, пойти жить непременно в избу, никогда не дотронуться до копейки денег. А теперь я вижу, что этого совсем не нужно, а надо видеть, что хорошо и что дурно, и жить там, где меня судьба поставила, как можно лучше и как можно менее огорчая других и как можно больше делая для них". Так все и сложилось.

Уже после дневников я посмотрела фильм о ней. Именно после дневников он особенно хорошо ложится в голову, к тому же в нем много фотографий и кинохроники.

Date: 2016-11-02 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] led-oduvanchiki.livejournal.com
Очень интересная судьба у Татьяны! Надо будет прочитать её дневники, спасибо за наводку!

Date: 2016-11-02 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, прекрасная женщина! с очень хорошим характером.

Date: 2016-11-02 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
какой милый праправнук, вот этот рассказчик. и одет так по-толстовски как-то:) только без бороды:))))

спасибо за фильм, я и не знала, что он есть. узнала кое-что новое, особенно о поздних годах. и о том, что дочку Таню мама-Таня увозила от влюбленности в женатого. Вот же была у них там мода в женатых влюбляться!

удивилась, что ударение в ее фамилии СухотинА, а муж СухотИн. А я думала, что СухОтин...

так интересно смотреть фотографии, а уж кинохронику и подавно...
и вообще, с большим удовольствием прочитала:)
будешь еще что-нибудь читать про Толстых?

Date: 2016-11-02 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, этот праправнук довольно известный, я его уже давно вижу в разных передачах. Я тоже всю дорогу читала СухОтин) И тоже не знала, что она дочку от женатого увезла. Я думаю, тогда немодно было разводиться) Особенно с шестью детьми. Жили уж, пока кто-нибудь помрет, и ходили налево. А еще она делала большие пропуски в дневниках как раз тогда, когда что-то важное происходило. Ну вот почему она ничего не писала о приготовлениях к свадьбе, о самой свадьбе и о первых своих впечатлениях после нее?)) Понятно, что ей не до того было, но нам же интересно!)) Или вот этот переезд в Париж. То жила в Ясной Поляне, а то - бац! уже в Париже. На самом деле, правильно сделала, что уехала, я очень рада за нее. А, еще я знаешь что отметила? Она начинает писать обо всяких своих болезнях и недомоганиях уже после 30 лет, а после 40-ка так вообще - думаешь, ну совсем уж плохо дело. А она живет еще много-много лет. Так же и с Чуковским было. В 40 он уже себя стариком ощущал. А ей, может, еще вегетарианство помогло прожить подольше, и активная умственная деятельность.
Что посоветуешь еще про Толстых? чьи дневники особенно интересные?
А вообще у меня на очереди "Мое пристрастие к Диккенсу" Нелли Морозовой.

Date: 2016-11-02 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
О да:) очень интересно было бы узнать подробности ее романа с Сухотиным, о том, как он ей предложение сделал и она сказала "да", о приданом, обо всем...
про первую брачную ночь:)))) хотя, конечно, это уже я шучу...

ну, дневники или воспоминания Софьи Андреевны я не буду советовать тебе. Мне кажется, тебе они покажутся скучноватыми.
А вот воспоминания Саши Толстой и Тани Берс (Кузминской) - обязательно! не скучно и увлекательно.

Мое пристрастие к Диккенсу - да, хорошая книга:)

Date: 2016-11-02 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да вот про первую брачную ночь как раз особенно интересно!) за 36 лет можно было такого себе надумать! особенно, учитывая, что она даже не позволила себе ни с кем поцеловаться.
Я прям вздохнула, когда она стала так хорошо и ласково про мужа писать.
Поняла про Сашу и Таню, поищу!

Date: 2016-11-02 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
:)) наверное, ей понравилось:))
ну или в те времена сексу и удовлетворению женщины не придавали такого большого значения, как сейчас. помнишь, как в какой то то ли шутливой, то ли правдивой книжке старинной по домоводству было написано, что жена после секса уходит в ванну поплакать и муж не должен ее беспокоить там:)

Date: 2016-11-02 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да она внешне даже такая сермяжная женщина, что вот эти все страданья в ванной ей как-то даже не идут) Ее, конечно, папа пытался напугать, а она, наверное, подумала потом - и это все? о чем столько разговоров было? делов-то!))

Date: 2016-11-02 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
да, она вообще все события в жизни принимала стоически. не теряла голову...
что интересно, от Софьи Андреевны никому из дочерей, кажется, любовь к страданиям не передалась по наследству:)

Date: 2016-11-05 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Катя, а ты Александры Толстой дневники читала или воспоминания? Я нашла в эл.виде только воспоминания Жизнь с отцом, а дневники только в бумажном виде:
http://www.labirint.ru/books/520606/ их пока не могу себе позволить.

Date: 2016-11-05 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Я читала вспоминания. Две книги, "жизнь с отцом" и "Дочь".
дневники тоже - видела в продаже, но не стала пока покупать... а может, и вообще не куплю, не знаю...

Date: 2016-11-05 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я тогда начну "Жизнь с отцом")

Date: 2016-11-05 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Да-да, так и надо читать! :) Жизнь с отцом - это начало ее жизни, 26 лет, а потом уже началась жизнь без отца - война, работа, эмиграция...

Date: 2016-11-08 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Кать, а воспоминания Тани Берс ты где читала? не могу найти в формате fb2/
Дочитываю Сашу Толстую, как интересно, ух! Как будто сама с ними там мечусь. Все-таки Софья Андреевна явно с катушек поехала. Я бы даже сказала, что у ее шизофрения, но врачи там говорили, что истерия и паранойя. В общем, ужасно все, и Сашу жалко.

Date: 2016-11-09 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Если мне не изменяет память, то я тоже не нашла в формате моби и скачивала то ли пдф, то ли текст, а потом в интернете нашла программу, которая конвертирует одни форматы в другие. уфф, возиться пришлось! но очень уж почитать хотелось!

Да, там всех по очереди жалко, когда читаешь! и Софью Андреевну, и Таню, и Сашу, и Танечку Берс, и даже Льва Толстого мне иногда было жалко! но редко:)))))

да, у С.А. был такой тип нервной системы, что ей было легко сойти с ума, при подходящих обстоятельствах. Поначалу же она была нормальная и жила счастливо. Пока граф не съехал со своих катушек. Но его-то пророком и гением назвали. А вот ее - куку. Да, как прочитаешь, что она по ночам стреляла из пугача в форточку или там бегала топиться или обыски делала в кабинете мужа, то конечно, впечатление складывается, что она совсем того-с. Но если понять мотивы ее поступков, то они (кроме пруда:) во многом нормальными начинают казаться...

Date: 2016-11-09 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А как она его достала под конец, и даже когда приехала к умирающему уже, то все твердила, что теперь-то уж его от себя не отпустит, всегда с ним рядом будет. Это страшно, что помереть Л.Н. было единственным выходом, чтобы вся эта жесть закончилась. Причем, мне кажется, у них обоих была созависимость, не только она была на нем зациклена, но и он тоже на ней. Сбежав, он все ей объяснительные писал, и спрашивал всех, как она восприняла. И еще мне так и вспоминается хроника - как С.А. в окошко заглядывают, а потом Таня выходит. Какой там дурдом был. Саша, конечно, на стороне отца была. А хотелось бы кого-то с другой стороны почитать. Сыновья дневников не писали?

Date: 2016-11-09 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Тряпка он был, этот Л.Н., с его теориями непротивления злу и прочим. Хотел уехать - взял бы и уехал. А то и себя мучил, и жену, все эти годы, больше 20 лет.
Да, мне тоже вспомнилось то черно-белое кино... как они в окошки заглядывали...

есть воспоминания сыновей, Ильи и еще, кажется Сергея, Илью я читала, а Сергея то ли не нашла, то ли что. Видела на каком-то сайте отрывки из его книги.
Вот. нашла, "Очерки былого", тоже только пдф.
http://readli.net/ocherki-byilogo/#

Date: 2016-11-09 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, сам на своих теориях погорел. Даже Саша замечала, что когда он решительней был и непреклонней - и мать подчинялась, успокаивалась, а то он все уходил от ответа, таился, и предпочитал, чтобы кто-то за него все все решения принимал и вокруг него суетился. По крайней мере именно так получалось. И уж помучил так помучил, да. Сначала он ее, а потом она его и они оба друг друга.
Спасибо за ссылку! надеюсь, в эл.книжке пдф нормально прочитается.

Date: 2016-11-09 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
я что-то пытаюсь сейчас загрузить и переконвертировать, пока не очень получается.
а нет, это сайт-преобразователь был глючный. с другим вроде получилось. у меня киндл, насколько я понимаю, умеет читать только моби.

Date: 2016-11-09 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я пока еще не перекидывала, потом расскажу, получилось ли)
Спасибо тебе за открытый новый мир семьи Толстого)) Благодаря твоим постам я решила о них читать)

Date: 2016-11-09 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Это безумно радует - что мы с тобой можем обсудить всю эту толстовскую компашку:) насколько все-таки важно, когда есть единомышленники:) есть с кем о прочитанном поговорить и косточки перемыть всем:)
хаха, что-то Чертков вспомнился. главный единомышленник графа:)

Date: 2016-11-09 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ты думаешь, он злодей?) Я еще не все знаю, как он потом себя повел, после смерти Толстого.
Да, крайне важно обсудить с кем-то прочитанное и пережитое!))

Date: 2016-11-09 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
ну в общем-то, никто ж силой Льва Толстого не заставлял делать все то, что он делал с женой и семьей. Так что главный "злодей" тут граф. А Чертков - ну он поддакивал графу и подпевал ему, радуясь ссорам с графиней. В этом смысле он злодей, влезал в жизнь семьи и радовался ее разрушению во имя каких-то отвлеченных идей и бумажек. А как по мне, то если из-за этой всей лирики о любви ко всем живым людям страдали конкретные и не менее живые люди (семья Толстого), то грош цена его учениям...
Чертков не был злодеем, ищущим корысти, денег от Толстого. Нет, он за идеи был, за наследие и тп. И вот ткие люди, фанатики идей, меня пугают даже больше, чем жадные корыстолюбцы...

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2016-11-09 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2016-11-09 10:30 am (UTC) - Expand

Date: 2016-11-02 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Прочла на одном дыхании, очень интересный пост.
Поразил обычай давать друг другу читать дневники. Конечно, подумалось про жж)
Она, конечно, поразительно похожа на отца.

Date: 2016-11-02 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо, Юля! Да, не было у них жж и других блогов) Приходилось лично в руки давать читать)) И как-то это странно сейчас кажется. Ну и все-таки нынешние дневники, как правило, пишутся с учетом того, что их могут прочитать многие, что это не что-то личное-сокровенное. А они именно что душу всю свою выворачивали в дневниках, а потом давали кому-то читать. Да еще и отцу! хоть он и Лев Толстой. Да ни в жисть бы мой папА мой дневник не стал бы читать, и я бы ему его не дала) Но так он их приучил.

Date: 2016-11-02 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Да, это как-то непривычно и странно. Может, все-таки не полностью выворачивали, раз давали друг другу? Все-таки был элемент того, что рассчитывали на публику, на двух-трех читателей?
Не хотела бы я отцы Льва Толстого, тяжело это)))

Date: 2016-11-02 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вообще, да. Раньше и писали-то по-другому, стыдливо, даже если только для себя. И все-таки еще чувствовали, что кто-то может прочесть, или они сами дадут.
А я, ты знаешь, подумала и решила, что, может, и хотела бы быть дочерью Льва Толстого)) Тогда бы моя заурядная жизнь была бы освещена его светом, гг) И я бы, думаю, смогла бы интересно и точно описать свои годы рядом с великим человеком, и принесла бы через это пользу людям) И к тому же быть дочерью - не так ужасно, как быть женой гения. А, и еще огромный плюс! они были очень богатые, вопиюще богатые на фоне всеобщей нищеты 90% населения. И дружили с лучшими художниками, писателями и т.д. Мой портрет писал бы Репин, рисовать меня учили бы Ге и Коровин, я бы Чехова увидала! Счастливая жизнь! только вот уровень медицины подкачал.

Date: 2016-11-02 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com
Вот вы с Катей ударились в Толстых! )
Теперь тоже хочу. Даже странно, что я ни одного их дневника не читала, только так, поверхностно о них знаю, из разных источников.
Татьяна, может, и не красавица в обычном понимании (а может просто фото неудачное, бывает же, что нефотогеничный человек :), но явно нрава жизнерадостного и легкого, без тоски этой внутренней и рефлексий. Этим, наверное, и притягивала к себе людей.
Интересно было читать, спасибо!

Date: 2016-11-02 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да что я - вот Катя!) Я всего один дневник пока прочитала. Знаешь, интересно, когда читаешь, что сначала очень поверхностно все воспринимаешь, столько фамилий, имен, кто кому родственник - нереально запомнить (темному человеку, который и так всех должен был знать)), а примерно к середине начинаешь уже разбираться, ху из ху) совершенно без всякой дополнительной помощи) и начинает очень хотеться их фотки посмотреть, чтобы еще лучше образы связались с описаниями. Теперь, может, дневник младшей сестры Саши почитаю, той, которая так и не вышла замуж.
Да нормальные они были по внешности, эти сестры Толстые, обычные. А Таня вообще веселая - что уже огромный плюс. К тому же она дочь Льва Толстого, что кавалерам, думаю, тоже нравилось) И еще прически такие дурацкие в те времена были - кого угодно испортят эти непонятные пучки. Да и фасоны платьев не все удачные.

Date: 2016-11-02 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Кааак мне нравится распорядок дня молодых людей того времени... Естественно обеспеченных молодых людей))
Спасибо за интересный пост! Уже столько знаю про это семейство, что кажется, будто сама про них всех читала. :) А фильм обязательно посмотрю завтра, когда доберусь до наушников...

Date: 2016-11-02 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, обеспеченных - ключевое слово) И у которых родители не просто дали денег и забыли, а именно что рядом с ними. Детство Тани - просто мечта! Что-то у меня видео сейчас не отображается, а на ютубе оно здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=SWEWIJeJDO0

Date: 2016-11-02 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Видно и тут, и там)) Спасибо за видео!

Date: 2016-11-02 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Завсегда пожалуйста!)
А у меня в жж вместо видео козел глазом моргает. Но мне-то что, я его уже смотрела)

Date: 2016-11-02 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] koto-mush.livejournal.com
Спасибо за пост, интересно! Видео без звука пролистала, фото посмотрела, кинохроник впечатлила. Да, какая же она молодец, что решилась! Была счастлива с мужем, ребенка родила, не одинока. Представляю,какое счастье было родить дочь после стольких трагедий! И девочка такая красивая-)

Date: 2016-11-03 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо! Очень здорово, что кинохроника тогда уже была! И что Лев Толстой уже при жизни был очень знаменит и многие его хотели запечатлеть, а заодно и его семью. Да, сто лет назад в 36 лет выйти замуж, при этом будучи невинной девушкой - это была большая редкость. Тогда уже к 25-ти по несколько детей имели. Это вот прям ее волевое решение было, поступок! Сама повернула руль судьбы)

Date: 2016-11-02 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-225.livejournal.com
Толстовская тема - одна из моих любимых)) Периодически открываю дневник Татьяны Львовны и читаю с любого места) Помимо уже перечисленных еще одна деталь врезалась в память: когда она уже была в эмиграции с дочерью, то вышел фильм - "Война и мир" или "Анна Каренина" - а у них не было денег на билеты в кино... Очень интересны еще воспоминания Александры Львовны "Дочь", очень непростая судьба у нее была.

Date: 2016-11-03 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Как интересно! А я про кино не читала. Может, это не в дневнике, а в воспоминаниях.
Хочу дневники Саши тоже почитать.
(deleted comment)

Date: 2016-11-03 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Все правильно пишешь про детей настрогал) Но ему казалось, что он их должен уберечь от своих ошибок. А к дочерям, наверное, еще и отцовская ревность была. Пусть лучше сидят рядом смирно и отцовские сочинения переписывают. Что они и делали, кстати. А так да - книги и живопись. Музицирование еще. И воспитание чужих детей, потому что детей вокруг всегда было полно.
Я для себя поняла, что историю лучше всего воспринимаю именно через дневники, через очевидцев событий. Только так запоминается, и с реальными примерами - как это было. Ну и просто интересно!
(deleted comment)

Date: 2016-11-03 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А родила дочь в итоге года в 42. Т.е. в то время, когда большинство женщин уже ухаживали за внуками. Но тогда же еще не было никакой контрацепции и женщины рожали до последнего, лет до 50-ти. А Татьяна еще и очень хотела ребенка.
А вообще так и было - кто не успел до 30 лет выйти замуж, тот оставался в старых девах, и тому есть множество примеров в дневниках и мемуарах. Обязательно в семье были какие-нибудь тетушки, которые жили при семье, сами семью не создав.
(deleted comment)

Date: 2016-11-03 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А Наташу Ростову он писал с сестры своей жены - Тани Бернс, и она тоже оставила дневники, говорят, интересные) Да, они там почти все дневники писали, и письма, и мемуары оставили. Можно так закопаться))

Date: 2016-11-03 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] a-shata.livejournal.com
Как всегда, так интересно пересказала)

Date: 2016-11-03 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо! Захотелось рассказать своими словами)

Date: 2016-11-03 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Спасибо за интересный рассказ. Сама я такое чисто дневниковое чтение не очень люблю, а так благодар вам с Катей расширяю свой кругозор.
Ну надо же какая интересная личность, молодец, что решилась выйти замуж и родить ребенка, даже сейчас это не так просто в ее возрасте, а уж в те времена...

Date: 2016-11-03 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да. Она не стала великим художником (задатки были) или писателем, но у нее был дар человеческий, как правильно в фильме сказали. Они была очень хороший человек и рядом с ней всем было хорошо.
Настя, я сейчас с большим увлечением читаю "Диккенса"! Мне кажется, если пойду такими темпами, через пару дней дочитаю! Очень интересно! И вот тоже ведь автор не писательница, а книга интереснее многих.

Date: 2016-11-03 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Я рада, что тебе нравится))) Меня там еще очень рассказ о Дунском и Фриде заинтересовал, я потом даже на букинистическом сайте про них книгу покупала "Служили два товарища", тоже очень понравилась.

Date: 2016-11-04 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] yuliaam.livejournal.com
Как ты душевно написала! Ира, а есть ли её дневник в продаже? Что-то не найду.

Date: 2016-11-04 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо, Юля! Я в электронном виде читала, скачала где-то в формате fb2. Мне кажется, ее давно не переиздавали.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 11:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios