[personal profile] irinaetoya
Во первых строках письма хочу пожелать всем Здоровья! Ощущение, что болеют буквально все! Не сами так дети! И сильно, и со скорыми, которых фиг дождешься (не вините во всем врачей! они носятся сейчас, как угорелые!). Мне всех ужасно жалко и при этом я надеюсь, что нас как-то пронесет. Тем более, что мы уже болели на каникулах. Вирус гриппа вроде как дохнет на морозе, так что пусть подохнет совсем.

Ну и про анино рисование. К каким выводам я пришла, и очень рада:
1) мы заканчиваем ходить на рисовалки. Там, конечно, очень симпатично, атмосферно, но толк от занятий эфемерный. А цена - 400р. за занятие - напрягает все больше. Думаю, Аня спокойно переживет это, тем более, что мы и так давно уже не ходили;
2) вместо ранних вставаний и поездок на рисовалки по субботам - дрыхнем и никуда не ходим!)) Но. Потом все равно рисуем или лепим дома. Разрешаю Ане все краски: акварельные, гуашь, акриловые. Потому что она уже более-менее аккуратная, к тому же стол и ковер уже заляпаны настолько, что еще одно пятно ничего не изменит;
3) подхваливаю Аню за что-то конкретное в рисунке - за аккуратно раскрашенную машинку, за красивый цвет неба и т.п. (спасибо за совет, Лена! и вообще спасибо всем за комментарии, мои деликатные друзья);
4) будем рассматривать альбомы с репродукциями. И еще не оставляю мысль о перерисовывании картин. Можно, например, перерисовать девочку с персиками, гг)
И самое главное -
5) с сентября Аня пойдет в подготовительный класс ДХШ им. Фёдорова. Там тоже будут занятия по выходным, но гораздо более разнообразные, и с профессиональными преподавателями, настоящими художниками. А может быть, пойдем и раньше, если они решат еще одну группу набирать. От телефонного разговора с женщиной из этой школы у меня осталось теплейшее чувство! Ну и, кроме того, я сама когда-то закончила эту самую художественную школу!) И Виктор Васильевич Фёдоров, чьим именем теперь эта школа называется, был моим любимым учителем! Вот не хожу я далеко - где сама занималась, туда и ребенка веду)

Училась я в этой художественной школе в начале 90-х, по окончании получила корочку с половиной пятерок и половиной четверок. Сначала школа располагалась на первом этаже обычной школы, а потом - вот в этом здании в центральном районе г. Волгограда.



Симпатичное, правда? Историческое. Серьезное обучение в этой школе начинается с 12-ти лет и по полной программе, 4 раза в неделю. И это правильно. Так что времени у нас еще вагон, чтобы понять - нужно это вообще Ане или нет. Будем ходить с сентября только по выходным в малышковую группу, а до этого - стихийно саморазвиваться дома)

Ну, включаю радиопередачу "По волнам моей памяти". Память у меня слабенькая. Все шуршит, шумит, сплошные помехи и пустоты. Общее впечатление от школы - хорошее, на четверку. И это прекрасный результат, учитывая, что были 90-е, что моя семья находилась в полнейшем раздрае, что не все преподаватели мне нравились. Но Виктор Васильевич нравился очень. Он вообще всем нравился. Худенький, сухонький, лысый, с усами, кажется, все время в коричневом костюме. Помню, мы сидели с ним в парке на пленэре, рисовали деревья, он здорово показывал, как рисовать кору - карандаш поворачиваешь боком, и линия становится не острой, а широкой и разной плотности, как раз как кора.
А какая-то крупная женщина, проходящая мимо, запричитала: "Что же у вас, дети, учитель такой худенький? Такой замученный он у вас". А мы-то что могли поделать? Мы знали, что он чем-то болеет. Но он никогда не жаловался. И много курил.

Помню вот эти его квадратные наброски постоянно, на уроках композиции.
У него еще было такое задание на развитие воображения: подойдет к каждому, нарисует такой квадратик, а в нем какие-то хаотичные линии, и каждый из нас потом обводит, кто что увидел. И видели, главное, и сюжеты, и персонажей. И просили его нарисовать еще.
Я только сейчас узнала, что он, оказывается, был директором ДХШ №1 с 1966 г. по 2001 год - 35 лет! Получается, с 30-ти лет, со дня основания школы, и почти до самой смерти. Я тогда вообще не задумывалась ни о чем - ну есть и есть Виктор Васильевич, даже не знала, что именно он директор. А сейчас понимаю, что главной чертой его была (вот уж странно для директора с многолетним стажем) скромность. И при этом - незримое присутствие. Его автопортрет сейчас висит в школе на видном месте, это тоже незримое присутствие. Помню, несколько лет назад я наткнулась в газете на статью о Викторе Васильевиче, откуда и узнала, что он уже умер. Всплакнула даже. Хотя понятно, что болел.
Вот таким его помню, с усами.

Слева от него сидит преподавательница по истории искусств, а крайняя слева - кажется, по прикладному искусству. Я у нее не училась, но она преподает до сих пор, и все так же носит интересные бусики. А вот справа от Виктора Васильевича - Александр Иванович, самый нелюбимый наш учитель. Моя подруга Люда из-за него, в частности, не доучилась. И подруга Мила тоже поминает его недобрым словом. Думаю, он искренне хотел нас чему-то научить, но душевной тонкости и индивидуального подхода к детям у него не было в принципе.
У него была сухая правая рука, которую он придерживал левой, и желтые от курения усы. Очки с толстыми стеклами.

Вспоминаю такую историю, связанную с ним. Мне было лет 12, и я начинала превращаться в какого-то непонятного крупного щекастого подростка, с завышенно-заниженной самооценкой. Хотелось что-то из себя изобразить, а надеть было нечего. И вот я нашла в мамином шкафу старую светло-серую кофту, джемпер. Длинный такой, и с горлом, с какой-то имитацией вязки впереди. И немножко поеденный молью. Мне казалось, что незаметно. В 12 лет, наверное, восприятие немного другое. И я себе ужасно понравилась в этом свитере, и пришла в нем на урок Александра Ивановича, и сидела рисовала. А он вдруг резко вызвал меня и вывел в коридор. И отчитал. Сказал, что девочке неподобает ходить в таком виде. Что мне должно быть стыдно. Мне стало не стыдно, а очень как-то нехорошо и неприятно. Свитер я на занятия больше не надевала. Как-то пыталась его зашить, все равно он мне нравился. В отличие от Александра Ивановича.

А еще он замучил нас всех на натюрмортах. У него всегда на натюрморте присутствовал батон, ну, имитация хлеба в виде батона. Батон и что-то еще. И вот нижний край этого батона, который был в тени, он всегда заставлял рисовать нас синим или голубым цветом, обязательно. Или сам подходил, смачивал кисть, окунал в синий цвет - ших! голубой батон. Я понимаю, что, может быть, так и есть, что батон и правда в тени голубой))) Ну, что этот цвет добавляет глубины и даже реалистичности, если смотреть издалека. Но все же видят по-разному! Но у Александра Ивановича пятерку можно было получить только с голубым батоном)

Что я еще помню про художку? Очень мало. Как моя подруга Мила на спор с пацанами съела штук 8 или больше пирожков с мясом, больших и жирных таких. Мы сдавали деньги нашей вахтерше и она ходила нам за пирожками в кулинарию, и мы их ели. Меня так поразило это обжорство Милы, клоуничанье, которым, наверное, она хотела привлечь внимание к себе. Как я потом узнала, у нее в те времена тоже было очень херово в семье, но я тогда была зациклена только на себе. Помню маленького мальчика Сашу Криклицкого, который так и не вырос, ну, может, до 1 м 60 см. Мы его как-то рисовали. Мы всех по очереди рисовали, наброски делали. Сейчас он, судя по одноклассникам, очень любит ловить больших рыб, и на заглавной фотке он с огромной рыбой. А тогда он был влюблен в одну взрослую девочку, у которой уже в 15 лет был жених. В 16 она, кажется, вышла замуж, а в 17 лет родила ребенка. Сейчас у нее взрослая дочь, а сама она крупная такая женщина, разведенная, но еще не совсем потерявшая надежду на встречу с достойным мужчиной. Помню еще какого-то гениального мальчика - Стаса Азарова, с кудрявой шевелюрой. Виктор Васильевич явно возлагал на него надежды, и они оправдались. Мальчик рисовал черной тушью, рисунки у него были странные, вспоминался Босх.

Что до меня, то я была таким середнячком. Выполняла все задания, старалась все сдавать в срок. Я пробовала как-то оригинальничать, но в итоге у меня не выработалось своего стиля. Возможно, мне стоило больше заниматься прикладным искусством, расписывать какие-нибудь вазочки. Но у нас почему-то таких занятий не было. Была только лепка, а точнее - скульптура. Мы лепили голову почти в натуральную величину. Для меня это было очень сложно.

В общем, на душе моей стало очень тепло от мысли, что Аня будет заниматься там же, где занималась и я. Я не хочу, чтобы она "стала тем, кем не стала я" и т.п. Вообще быть художником в нашей стране - не самая завидная судьба. Но для общего эстетического развития художественная школа - это очень хорошо. Опять же - возникает определенный круг общения, прививается интерес к искусству, попутно ходишь на всякие выставки, мероприятия - все это тоже сопутствует учебе. Но до 12-ти лет у нас еще есть время подумать.

А пока младшие группы там делают, например, вот такие штуки. (из официальной группы вконтакте)


А экзамен у студентов традиционно проходит вот так.

Ностальжи) Хотя было трудненько.

Date: 2016-01-27 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] dipi-shmot.livejournal.com
А ребенок точно хочет рисовать?

Date: 2016-01-27 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Блииин. Она с года, наверное, постоянно рисует.

Date: 2016-01-27 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] dipi-shmot.livejournal.com
Мало ли )Я к примеру рукопоп в рисовании полный, да и не трогает меня это)

Date: 2016-01-27 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да я ж пишу об этом, пишу постоянно. Неужели я своего ребенка буду насильно водить туда, куда он не хочет? Не, ну мало ли)

Date: 2016-01-27 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] dipi-shmot.livejournal.com
Я просто при ребенкино рисование только второй раз вижу пост, остальные прошляпила.

Date: 2016-01-27 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ничего страшного, это вообще не всем интересно)

Date: 2016-01-27 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] dipi-shmot.livejournal.com
Пробежалась быстренько, действительно, я даже ей позавидовала, я не помню, чтобы я так основательно чем-то увлекалась, если только книги, но и это сошло на нет в старшем возрасте.

Date: 2016-01-27 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
С другой стороны, это ее увлечение совсем не означает, что она во взрослом возрасте будет очень хорошо рисовать и тем более - станет художницей. Но пока есть интерес - хочется его поддержать.

Date: 2016-01-27 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] lyusinda-14.livejournal.com

Какие хорошие воспоминания. Виктор Васильевича я помню очень хорошо и тоже удивленна, что он был директором. Через него я помню и кабинет его и задания которые выдавались. Больше ни чего не помню, ни скем училась, ни учителей. Ни даже этого овратительного старикашку по живописи внешне помню расплывчато, НО синий цвет и батон помню, это после головы Нифертити и пионов, которые нам ставили в другой школе. Так вот почему я не люблю син й цвет! Точно!)) С кофтой это вообще за гранью, еще творческий человек называется!) Слушай он по моему в костюме всегда ходил и больше был похож на  работника партии.

Date: 2016-01-27 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, наверное, какой-нибудь старый коммуняка был) Совершенно непрошибаемый. Прямой как перпендикуляр. Шаг вправо, шаг влево - попытка побега, прыжок на месте - провокация)
И так приятно, что именем Виктора Васильевича школу назвали! Все его любили.

Date: 2016-01-27 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com

Ирочка, а я ведь даже забыла, что ты училась рисованию! Вот понятно теперь, откуда эта усидчивость.
Очень тепло и красиво о преподавателе рассказала. В носу защипало.


Я рисовать не умею и не люблю от слова совсем. В школе этот предмет был самым нелюбимым и вела его директор. Это было кошмаром, у меня всегда получались рисунки средней паршивости и меня, в основном, за них ругали перед классом.

Date: 2016-01-27 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Бедная ты бедная! Никто не обязан уметь рисовать вообще. У нас на занятия (куда Аня до последнего времени ходила) приводили мальчика, который кричал: "Мама! Я не хочу рисовать! Я не люблю рисовать! Зачем ты меня сюда ведешь?!" И вот правда - зачем?

Date: 2016-01-27 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com
Действительно, зачем?))
Мама наверно рисовать всегда хотела научиться)).

Date: 2016-01-27 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] dogele.livejournal.com
Ира, как же я люблю тебя читать! Повторяюсь, ну и что, да не осудят :) Такие теплые воспоминания, ламповые. Я прямо прониклась к этому директору ДХШ. Может, и правда, выход на новый уровень поведет Аню к новым горизонтам? В любом случае, как ты правильно говоришь, все на пользу.

Date: 2016-01-27 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да! Это же даже не спорт, где все через мученье и сопротивление. Пока ей нравится - будем ходить!)
Я сама с удовольствием повспоминала) И хорошо, что записала, а то у меня память такая. Сама еще буду потом через несколько лет перечитывать и думать: Ну надо же! А я уже и не помню!)

Date: 2016-01-27 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Как здорово и тепло про учителя и школу :) очень хорошо, что Аня будет ходить в школу, с которой у тебя хорошие воспоминания связаны.
Александр Иванович мне бы после такого тоже не нравился. Наверно, это еще советская закалка сказалась. Любопытно про обязательно синий батон. Нынешний подход к цветам, судя по фотографии, явно лучше )))

Date: 2016-01-27 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо! Посмотрим, как сложится. Но я когда позвонила в эту школу и все узнала, поняла, что все правильно сделала)

Date: 2016-01-27 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Это очень важное ощущение, мне кажется :) И еще очень хорошо, что там разнообразные занятия, это большой плюс.

Date: 2016-01-27 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-sama7.livejournal.com
Здорово, что Аня будет ходить в художку! Пусть ей там понравится)) Ты, Ирина, такая молодец!))

Очень знакомая картинка - хожу к Соне в художку и тоже разглядываю выложенные на полу картины))

Рада, что помогла советом, хотя очень боялась как раз своей неделикатности... Прошу прощения, если что не так. Это у меня уже проф деформация и уже не лечится)))

Date: 2016-01-27 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Лена, еще раз спасибо! И я кажется, забыла вам написать, как мне понравились сонины картины! натюрморт! она явно лучше, чем я в художке, рисует) Столько талантов у нее! И какую же профессию, интересно, выберет?)

Date: 2016-01-27 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-sama7.livejournal.com
Выбор профессии у нее сейчас в самом разгаре. Пока не может определиться. Хорошо, что еще 10 класс, и есть пока время))

Date: 2016-01-27 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Какие интересные воспоминания!! Про директора школы так тепло и искренне...)
Я в детстве буквально болела художественной школой, рисовала в любую свободную минутку. Но художка была далеко от дома, и возить меня туда никто не хотел.
Очень нравится мне твоя программа рисования, запланированная для Ани. Янка тоже рвется в художку, но мы будем очень посмотреть))) Конечно, пока рано делать какие бы то ни было выводы о наличии или отсутствии таланта у Енотки, но сейчас даже не могу предположить, где и как будет с обычной школой. В общем, поживем - увидим.
И спасибо за пожелание здоровья! Очень актуально, увы. Болеем обе...

Date: 2016-01-27 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Выздоравливайте! Я вчера поначиталась ужасов в ленте и вообще - мне показалось что грипп повсюду, за каждым углом. Но я, как мать-ехидна (мы с тобой часто такими бываем)) все равно утром повезла ребенка в садик, чтобы потом в одиночестве писать про художественную школу, а еще съездить на фитнес. Вечером еще на танцы ездили. В детском саду детей мало, 5 или 6 человек вместе с Аней. Ну и хорошо: меньше народу - больше кислороду. И опять же там общение, питание, сон и никаких мультиков.
Как жаль, что у тебя не получилось в детстве ходить в художку. Я сама везде ездила. В третьем классе ездила в бассейн через пол-города вместе с подружкой, особенно помню зимние поездки, в ночи, на трамвае (и мы потом еще после бассейна с мокрыми головами на ледяной горке катались). А потом в художку тоже на трамвае ездила. И даже не думала, что меня кто-то может возить, стыдилась бы этого, что я - маленькая что ли? Раньше родители какими-то другими были или время другое было. А ты же младше, уже другое время наступило, боязно стало, опасно. А сейчас такое вообще невозможно представить.
Мне нравится, что серьезное обучение в художественной школе начинается только с 12-ти лет, т.е. с возраста, когда уже многое понятно. А до этого можно ходить и пробовать. Я сейчас Ане показывала, что там дети делают в подготовительных группах. Аня, кажется, заволновалась, что так не сможет. Но кое на что говорила - я так смогу) Очень круто там дети творят, правда! Лепят здорово, по ткани рисуют, и красками, и простым карандашом. И, чувствуется, что их учат по-настоящему: пропорции, свет и тени и т.п. Даже не верится, правда, что Аня так тоже через какой-нибудь год сможет)) Но все будет, если заниматься.

Date: 2016-01-27 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Как мать-ехидна я бы тоже завезла в садик))
А у нас ОРВИ, но такое мерзенькое ОРВИ с непроходящей температурой и хриплым кашлем. Скрестила пальцы на то, чтобы сегодня ночью ни у кого не было температуры... Посмотрим.
С моей параноидальной бабулей меня бы отвозили в художку по-любому. Другое дело, что никто не хотел этим заниматься. Так и росла дичью без художки и музыкалки, однако прочувствовала все прелести беззаботного детства. Тоже вполне себе плюс. :)
Какие интересные занятия для деток! Мне кажется, у Анечки все получится. Здорово, что есть такая чудесная возможность пристроить рисующего ребенка. :)

Date: 2016-01-27 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] uzbyshka.livejournal.com
Как ты здорово придумала! Профессионалы и хорошие люди - чудесное место для детей. Может и не будет художницей, но что-то художественное точно потом даст о себе знать.

Date: 2016-01-27 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, я вот не стала художницей, но совсем не жалею, что потратила детские годы на художку) Жалею только, что историю искусств плоховато слушала. И прикладного бы побольше.

Date: 2016-01-27 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
да, художка сразу из человека делает какого-то такого художественного человека, живущего в мире искусства и видящего батоны в синих тонах:)
я вот вообще не могу вообразить себе это - как можно увидеть батон голубым. не умею раскладывать все на цвета. читала воспоминания художника Коровина, он много об этом писал, а для меня это - ну как для глухого описывать музыку. Это надо уметь видеть... или тому реально научиться?:)

Date: 2016-01-27 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Он скорее походил не на художественного человека, а на некого солдафона, который хотел чтобы все все делали одинаково. Поэтому его идея с голубым-синим батоном воспринималась в штыки. Хотя всем приходилось так рисовать.

Date: 2016-01-27 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] fogbell.livejournal.com
Такие теплые воспоминания, приятно читать!
Моя близкая школьная подруга с первого класса ходила в художку. Я ей ужасно завидовала! Но была уверена, что рисую плохо и меня туда не возьмут, поэтому ни словом не обмолвилась родителям... даже удивительно! Думаю, если бы попросила, меня бы тоже туда водили. Не то чтобы я мечтала быть художником ))) но попробовать очень хотелось. Сейчас вот чуть-чуть наверстываю с сыном. Впервые взяла в руки гуашь :)
А подруга в итоге поступила на художественную специальность, сейчас даже в вузе что-то преподает.

Date: 2016-01-28 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У тебя бы совершенно точно получилось! Там 99% - это старательное выполнение заданий! Там дают базовые знания, и это может освоить каждый, как выучить таблицу умножения. Хотя когда смотришь на работы учеников, кажется, - вот это да! я так не смогу! Так что главное даже не способности, а желание учиться, желание рисовать. Здорово, что вы с сыном вместе рисуете!

Date: 2016-01-27 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] iunya.livejournal.com
Какая ты умница, как хорошо все решила. И пазл сошелся! Надеюсь, Анечке понравится. Я вот очень жалею, что никуда в детстве не ходила.

Date: 2016-01-28 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, вот у меня прям ощущение сложившегося пазла. Так спокойно на душе стразу стало - все правильно сделал) И меня даже не беспокоит, что только с сентября, а не прямо сейчас. Они как раз предпочтительно с 5,5 лет берут детей. И цена занятий, кстати, в 2 раза меньше, чем в галерее.

Date: 2016-01-28 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] mar-garet.livejournal.com
Художка это хорошо! А бесплатных кружков типа как в Доме пионеров у вас нет?
Слушай, голубой батон это жесть, я так смеялась :)))

Date: 2016-01-28 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Если поискать, то можно и бесплатные кружки найти. Только по рисованию мне не попадались.
Голубой батон - это суровая реальность, он должен быть голубым и все тут!

Date: 2016-01-30 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] hiagain.livejournal.com
С удовольствием почитала записи про рисование, особенно твои воспоминания. Смеялась с голубого батона))) Ну какой узколобый учитель! хотя, может, его внутренний мир был широк, но преподавательская деятельность — явно не его. А я хочу в художку сейчас. Возьмите меня в дхш! :)

Date: 2016-01-30 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да я бы сама поучилась)) Хотя перед экзаменами было напряженно, особенно напоследок еще в панике вырезать из бумаги белые полоски и обклеливать ими живописные работы, чтобы все было аккуратно и как будто в рамочках.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 04:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios