[personal profile] irinaetoya

Отредактировала для сайта Прожито.орг дневники Николая Амосова, знаменитого российского и украинского кардиохирурга. (Эти дневники нетрудно найти в сети, просто для публикации на сайте их надо определенным образом обработать) Он прожил 89 лет. Дневники, которые я читала, он вел, когда ему было уже за 70, в 80-х годах 20 века. В это время он получил уже все возможные награды, был доктором наук, академиком, руководил Институтом сердечно-сосудистой хирургии в Киеве. К слову, в 2008 году украинцы голосовали в опросе "100 великих украинцев", и Амосов в этом списке занял второе место, после Ярослава Мудрого.

По утрам он совершал пробежки и делал гимнастику, гулял с любимой собакой Чари. На работу ездил на трамвае. Хорошее утро - когда и пробежка удалась, и в трамвае свободное место нашлось. В общем, был аскетом. Никаких излишеств ни в питании, ни в алкоголе (хотя когда-то было), ни в одежде. Никакого интереса к получению новых квартир, покупкам автомобилей и т.п. При этом часто обвинял себя в тщеславии, в желании руководить, властвовать умами. Постоянно вел внутри себя спор - заслуживает ли он те дифирамбы, которые ему везде поют. Нещадно увольнял врачей, если доходили слухи о взятках. Бился за повышение зарплат сотрудников и за покупку оборудования, позволяющего делать сложные операции. Был жестким руководителем. Но сам смеялся, когда сотрудники изобразили его на капустнике - как он в операционной рычал на персонал и даже пинался под операционным столом ногами. Говорит, было-то всего пару раз, а запомнили на всю жизнь.

Вырос в бедности, был воспитан матерью в том же аскетизме. Начало его карьеры пришлось на войну - вот тогда он натренировался в передвижном госпитале, через который прошло 40 тысяч раненых, сколько выжило - неизвестно. После войны чудом не попал в сталинскую мясорубку. На него уже был написан донос и заведено дело как на врача-вредителя, мол, намеренно удалял здоровые органы вместо больных. Но обошлось, посчастливилось.

С женой и дочерью. Жена работала физиотерапевтом, хирургом. Дочь стала доктором медицинских наук, академиком.

Очень любил свою дачу, природу. Там отдыхал. Писал труды не только на медицинские темы. Был увлечен вопросами создания искусственного интеллекта. Конечно, думал и о том, что будет Там.

Наверное, самое частое слово в его дневниках - "смертность". Снизить смертность - главная цель. Но не всегда удавалось, да и если удавалось - процент смертности всегда был. И за каждой смертью человек - взрослый или ребенок, и его родственники, которые так верили в великого врача Амосова. У каждого хирурга свое кладбище, и у него тоже. Читаешь и понимаешь - ну ни за что бы я не хотела быть на его месте, лучше буду жить свою маленькую тихую жизнь. Для большинства людей это просто неподъемно, и не только потому, что врачами высшей пробы дано быть единицам из миллионов, но и потому, что такую моральную нагрузку выдержать практически невозможно. Вообще чем больше я читаю дневники великих людей, тем меньше им завидую, всем. А как в детстве хотелось прославиться, стать кем-то великим, да и взрослые завидуют тем, кто достиг чего-то грандиозного. А завидовать нечему. Только поражаться и удивляться.

"Ноябрь 1984. Сегодня хорошо бегалось после усталости. Капуста, кофе - райская еда... Солнце. Последние осенние краски в ботаническом саду, свое место в трамвае, английский детектив. Конференция, обход в реанимации, больные здесь хорошие.
Чем тебе не жизнь, Амосов?
Может быть, она никогда не кончится?
Человек знает про смерть. Может вообразить картину. Но его глубинное Я все равно не верит в небытие."


"...И вот лежат сейчас два мальчика с осложненным межжелудочковым дефектом и с тетрадой Фалло. Очень милые мальчики. Один из них (не хочу запоминать имени, не нужна мне сейчас никакая душевность!) даже поздравил с днем рождения. Еще и подарок принес: лимон, два кусочка пирога и флакончик одеколона - явно от себя, не наученный. Меня как ножом в сердце полоснул этим подарком, как цепь на шею накинул. Теперь как встречаемся, все спрашивает, когда возьму на операцию?
Попробуй удержи себя в руках."

Главный вопрос, который он задает себе, если после операции пациент все равно умер:
- Совершил ли я ошибку? Я ли убил?..
"Вот у молодого хирурга умер на столе от кровотечения больной с клапаном - первый на пятнадцать его операций. Думаю, что у меня кровотечения не было бы. Но ведь он - молодой, должен сам пройти свой скорбный путь хирурга. Его достаточно учили, но невозможно научить всему. И у меня в этом году были две "личные" смерти."

Пишет о безнадежно больной девочке, которую все же прооперировал по просьбе матери:
"Умерла та девочка, Наташа. Никаких ошибок не сделал, кроме одной, главной: не дал ребенку дожить свой короткий срок, что отпускала болезнь. Пусть в больнице, в безнадежности, но пусть бы жила. Маленькие дети, как животные: они не знают о конце, привыкают к страданиям и ухитряются получать еще частицы удовольствия, если окружены любовью. Даже умирающий в реанимации ребенок зажимает в кулачке игрушку... Смотреть на это невыносимо."

В 75 лет ушел с должности главного врача, неожиданно для всех. Многие плакали, он сам сдержался.
- Жалко с вами расставаться, прямо до слез. Тридцать шесть лет - большой срок. Но... больше нет моих сил переносить людские страдания и смерти. Душевных сил нет. Оперировать бы мог и даже еще буду понемногу. На голову тоже не жалуюсь...
- Вы еще лучше молодого...
- Нет, не лучше. 75 лет - большой возраст. Я очень вам всем благодарен. Бывал груб, несправедлив. Небось нет ни одного, кому бы не попадало подчас... Одно скажу: никогда не примешивались личные отношения. Ругался только за дело, только за больных. Но каюсь: всегда избегал близкой дружбы с вами. Страдал от этого - хорошие люди. Когда-то на войне и в Брянске убедился: чтобы быть руководителем в большой хирургии, чтобы требовать дело - дружить нельзя... Так уж люди созданы.

Date: 2015-11-10 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Зачитывалась его "Мысли и сердце". Почему-то очень часто врачи бывают замечательными писателями.

Date: 2015-11-10 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да. Наверное, у них все-таки гуманитарный склад ума. Плюс жизненный опыт суровый. Самое главное видят и осмысливают.

Date: 2015-11-10 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Думаю, у них естественно- научный склад ума. У некоторых, да, он сочетается с гуманитарным.

Date: 2015-11-10 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] lyusinda-14.livejournal.com

Честно говоря, я и читать престала после игрушки в кулачке. Не могу. Физически всю ломает
А уж как в этом жить... уникальные люди...близкие к богам

Date: 2015-11-10 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
И ладно был бы черствым человеком, а то ведь все через себя пропускал. А насчет игрушки - я сразу про детский хоспис вспомнила. Я в фейсбуке подписана на женщину, которая работает в московском детском хосписе. Это не хоспис, это космос какой-то! Она рассказывает про своих подопечных, как в бассейн сходили, как погуляли, что купили, на что деньги собрали. С фото. И там с этими детьми родители, и они улыбаются. Без надрыва совершенно, но, блин. Иногда смотрю, иногда не смотрю.

Date: 2015-11-10 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Есть такие профессии, думая о которых, понимаю, какая я слабая и никчемная. Удивительный Человек!
Поделишься ссылкой на дневник?

Date: 2015-11-10 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, еще все время думаю - есть ли сейчас такие? Хочется верить, что есть.
Поделюсь, когда опубликуют, я только отослала.

Date: 2015-11-10 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Думаю, есть... Сейчас фокус на другое, и такие люди неизвестны широкой общественности. Ходят на работу, делают свое дело и не больно-то нуждаются в публичном признании...

Date: 2015-11-10 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, думаю, определенный процент таких людей всегда есть.

Date: 2015-11-10 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoy-strig.livejournal.com
Боже, какое лицо! Такому человеку доверишь ребенка своего, таких не делают сейчас.
А где можно почитать?

Date: 2015-11-10 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
На сайте пока не опубликовали. А дневники, думаю, в сети найти можно. И еще очень хвалят его книгу "Мысли и сердце". Еще в 70-х она на много языков переведена была, за границей успех имела.

Date: 2015-11-10 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] tatk-aaa.livejournal.com
Ира, спасибо, что пишешь о таких людях. Я вот ничего не знала о таком Человеке, а теперь буду знать. Обязательно прочту полностью его дневники.

Date: 2015-11-10 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я слышала о нем, но тоже ничего конкретного не знала.
Спасибо! Я вроде вкратце о нем написала, а распереживалась. Все-таки цитаты очень сильные, особенно, о смерти ребенка.

Date: 2015-11-10 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Замечательный пост, спасибо, Ира!
Пожалуй, я бы тоже не хотела быть великим человеком, сколько боли...

Особенно в наше время так поражает этот аскетизм и трамвай у руководителя от медицины, науки...

Date: 2015-11-10 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Все его амбиции, тщеславие (за которые он постоянно себя ругал) были связаны исключительно с медициной и его институтом - чтобы там все показатели лучше всех были и тогда он будет круче всех. Наверное, это здоровое тщеславие. Ну, и нравилось ему выступать с лекциями, тоже подпитывало это, что тоже хорошо.
Да, сейчас такого не будет. Это уже чудак - большой начальник, который ездит на трамвае. Сейчас изначально условия жизни более комфортные. А он в детстве в нищете жил, а потом войну прошел.

Date: 2015-11-10 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] polarlight.livejournal.com
Лет в 12-13 прочла его "Книгу о счастье и несчастьях".По сути - дневник. Сильно впечатлило. И про смерти там было, но тогда я проще относилась, а сейчас- перечитывать страшно, не могу.

Date: 2015-11-10 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, страшно, особенно, когда уже есть ребенок.

Date: 2015-11-10 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вы что-то хотели сказать?)

Date: 2015-11-10 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com

Какой человек, невеороятно. Какая сила. Восхищаюсь и не представляю, как это возможно.

Date: 2015-11-10 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, невероятно!

Date: 2015-11-10 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Его "Мысли и сердце" ещё во времена моей "ранней молодости" были очень популярны. Выходили в "Роман-газете" огромными тиражами. В брошюрке нашего университета Амосов был в списке литературы, обязательной для подготовки к сочинению о выборе профессии.

Date: 2015-11-10 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вам понравились Мысли и сердце? Да, он пишет, что успех был огромный, и за границей в том числе. Тоже ловил себя на тщеславии. Нравилось нравиться. А кому не нравится?)

Date: 2015-11-10 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ой, не помню большого восторга своего. А перечитывать не очень хочется. Не хочу про больных, про больницу. Перерыв.

Date: 2015-11-10 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да-да, согласна. Как говорил Равшан или Джамшут - пириф!)
Я по своей воле тяжелое вообще не читаю. А тут вроде пришлось. Переживала, конечно. Но не жалею, что прочитала.

Date: 2015-11-10 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ты умница моя)

Date: 2015-11-10 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alessandra-enko.livejournal.com
Спасибо! Мороз по коже. Интересная биография - сын крестьянина, воспитывался аскетом...

Прочитав комментарий выше - у таких людей, конечно, не может быть гуманитарногo склада ума, исключительно математический-логический.

Самое трудное - отключить душевность.

А эта фраза "У каждого хирурга/врача свoе кладбище" - это из книги, эта фраза Амосова?

Интересно, дочь его в Киеве сейчас живет?

А еще читала и вспоминала свой любимый Киев! Спасибо.

Date: 2015-11-10 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Эта фраза про кладбище - народная. Так говорят, я не раз слышала. Амосов писал, что хирург должен сам пройти свой скорбный путь. По сути то же самое.
Наверное, да, математически-логический.
Дочь его ректор Национального медицинского университета им. Богомольца.

Date: 2015-11-10 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com
Очень интересно! Спасибо, что пишешь об этом.
И быть великим/знаменитым я тоже никогда не хотела. Как-то всегда видела эту вторую сторону - ответственность и тяжесть принятия решений.

Date: 2015-11-10 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да вообще. Не по мне шапка точно. Ни великой быть, ни даже знаменитой) Каждому свое.

Date: 2015-11-10 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] iunya.livejournal.com
Ой, Ира, про какого Человека ты пишешь! Мне его книгу "Мысли и сердце" посоветовали на сайте кардиомама, когда у меня Даша оперировалась. Я ее со слезами читала. Для меня кардиохирурги и нейрохирурги - первые-первые после Бога. Сколько жизней стоит за успешными операциями и прорывами в медицине... Такие люди, как Амосов редкость, но и сейчас в медицине много неравнодушных людей.

Date: 2015-11-10 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, я верю, что и сейчас есть хорошие врачи. И вообще с трудом представляю, что кардиохирурги, например, могут быть корыстными, помогающими только из-за денег. Мне кажется, такие в профессии долго не продержатся и никаких вершин не возьмут. Хотя подарки, благодарности, думаю, в той или иной мере берут все, даже после операции.

Date: 2015-11-10 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] iunya.livejournal.com
Конечно, берут. И пусть. Коробит, когда требуют. Дашу чудный молодой хирург оперировал, он теперь заведующий отделением детской кардиохирургии.

Date: 2015-11-10 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] iunya.livejournal.com
Конечно, берут. И пусть. Коробит, когда требуют. Дашу чудный молодой хирург оперировал, он теперь заведующий отделением детской кардиохирургии.

Date: 2015-11-10 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nina-minina.livejournal.com
интересный человек.
захотелось почитать всё, что есть о нем и от него

Date: 2015-11-10 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я не представляю, как в одном человеке столько всего помещалось - знаний, опыта, наблюдений за человеческими страданиями. Думаю, он все же был очень жесткий человек, нелегкий, но другим быть нельзя было, не смог бы другой работать.

Date: 2015-11-11 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] a-my-side.livejournal.com
Шикарно!
Записала себе на заметку. Прочту обязательно. Спасибо Ирин, прочитала с начала до конца. Цитаты цепляют... как хочется чтобы таких людей было в мире больше! И ценили их и берегли!

Date: 2015-11-11 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, ощущение, что человек пришел в мир с определенной Миссией, и выполнил ее до конца.

Date: 2015-11-12 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
да, классный дядька, я читала его книги. человек-кремень. прямо не верится, что такие в самом деле были. сейчас уже нету, наверное...

Date: 2015-11-12 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ага, кремень. Думаю, и сейчас подобные есть. Но на трамвае навряд ли кто-то еще на работу ездит из такого уровня руководителей.

Date: 2015-11-12 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
в Европе запросто, или на велосипедах
а в наших странах - да, не увидеть такого...

Date: 2015-11-12 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Не дошли еще до такого уровня, чтобы богатые не выделывались) или не стеснялись выглядеть ниже своего уровня.

Date: 2015-11-12 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] linda-anele.livejournal.com
Я вообще не смогла бы быть врачом. Это же так ужасно: знать, что не можешь помочь. Особенно, когда болеют дети. Я слишком слабая, рыдала бы ужасно((

Date: 2015-11-13 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] uzbyshka.livejournal.com
Да, и я ни раз думала, сколько душевных сил надо иметь, чтобы кем-то быть. И тех, кто был такими, нельзя забывать.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 09:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios