[personal profile] irinaetoya
После составления 20-ки любимых фильмов я продолжаю вспоминать все новые и новые хорошие фильмы, о которых забыла упомянуть даже за пределами 20-ки. Например, "Анкор, еще анкор!". Или вот, [livejournal.com profile] lesi67 напомнила мне отличный фильм, вызвавший во мне когда-то противоречивые чувства - "Тоталитарный роман", 1998 года. Вчера я взялась его пересматривать и посмотрела от и до. Вспоминила, как меня бесил во время первого просмотра главный герой! Я просто в шоке от него была! Отвратительный тип! Почти до середины фильма бесил, а потом я уже оторваться не могла.

События фильма развиваются в 1968 году, во времена брежневского застоя, сразу после ввода советских войск в Чехословакию.
Молодая женщина Надя живет в провинциальном городке, работает в местном ДК, воспитывает дочь от умершего мужа-алкоголика. Она - убежденная коммунистка и активистка клуба женщин-общественниц. Сама она живет в аварийном бараке с туалетом на улице и предпочитает оставлять свою дочь на пятидневке в детском саду, чтобы, если барак обрушится, хотя бы ребенок остался жив. Она носит белый плащик и короткие юбки. Непременный атрибут ее одежды - жабо. У нее очень хорошенькие ножки. Ее кумир - Татьяна Доронина. Она пол-года ждала, когда в кинотеатре покажут "Три тополя на Плющихе", и вот наконец-то она идет в кино, и оказывается, что ее горе-кавалер Саша не смог купить билетов. И тут появляется Он - с одним лишним билетиком только для нее.


Он оказывается подвыпившим московским пижоном, который мешает ей и остальным зрителям смотреть кино. Он громко комментирует фильм, а после того как Надя, сгорая от стыда, выскакивает из кинотеатра, продолжает развязно разговаривать с ней. Надя еле-еле отделывается от него. А он начинает ее преследовать. Так, например, он приходит на собрание клуба общественниц, и, слушая пламенный доклад Нади о тяжелой жизни женщин в странах капиталистического лагеря, вдруг начинает обливаться слезами, жалея несчастных женщин Франции, после чего Надя кричит: "Клоун!", а мы понимаем, что хам не так-то прост.

В общем, начинается настоящий поединок этих двух персонажей. А скорее - игра в хищника и добычу. Он не отстает от нее, при этом жалит и жалит, издевается над ее темными взглядами, над неумением просто раскрыть глаза и увидеть, что происходит вокруг, и даже над ее жабо: "Оно тебе не идет. Жабо - удел безгрудых!" Она отбивается изо всех сил, но при этом постепенно начинает привыкать к этому ненормальному. И в конце концов они все-таки оказываются в одной постели. Дальше смотрите сами)


Скажу только, что в этом фильме прекрасно играют все. Даже занятые на вторых ролях актеры. Чего стоит КГБ-шник в исполнении Александра Лыкова! Как он строит допрос, как он оказывает психологическое давление, как настоящий нквд-шник (насколько я могу себе это представить).


Или Светлана Крючкова в роли начальницы Нади. Это вот прямо четкий слепок женщины-руководящего работника из советских времен. Прекрасная!

А еще там отличная тетка главного героя в исполнении Ольги Волковой. И мать главного героя тоже хороша. В общем, актеры постарались. Видимо, потому что режиссер Вячеслав Сорокин доходчиво им все объяснил.

И, конечно, музыка в этом фильме играет не последнюю роль, а точнее - песня "Michelle" вредной для советской молодежи группы "Beatles". Особенно, в финале.

Мне кажется, это кино не только о тоталитарном государстве и о том, как оно влияет на жизни людей. Я бы, кстати, фильм по-другому назвала, может быть, "Мишел". Или "Надя". "Тоталитарный роман" - слишком громко. Ну так вот. Мне кажется, эта история еще и о том, как женщина влюбилась не в того парня. Не в плохого, а не в того. Влюбилась почти насмерть. И под его влиянием, несмотря на тотальное (тоталитарное) сопротивление, все-таки смогла что-то понять, как-то измениться. Хотя счастья ей это не прибавило.
Вот что с людями делает любовь.

Это Надя в начале фильма (выступает на партсобрании) и в конце, после всего пережитого. После всего, что с ней стряслось. Угораздило Надю. Может быть, ей бы лучше было его вообще не встречать?..
10 из 10.

Date: 2015-10-11 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Фильм посмотрела, но думаю, что хорошо, что Надя его встретила. Так бы и осталось овцой с жабо, если бы не Cаша.

Date: 2015-10-11 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Жабо она точно перестала носить) Я вот и думаю, что таких незамутненных только очень сильная любовь может заставить что-то понять, переосмыслить.

Date: 2015-10-11 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lesi67.livejournal.com
Ир, а я помню, что у меня осталось очень стойкое мнение о фильме - что он именно о том, что делали с людьми в то время, уже даже совсем не людоедское, просто за небольшое отклонение от линии партии. как ломали, корежили, уничтожали, ни секунды не задумываясь об уникальности каждой человеческой жизни. как и во все времена, впрочем, на этой земле(((
и любовь эту трагическую под этим же углом рассматривала. тогда. сегодня, может, по-другому восприняла бы, но вряд ли буду смотреть, не могу уже совсем смотреть подобные сюжеты, нервы ни к черту)
название всегда казалось не очень соответствующим, "Мишель", ты права было бы лучше.
а, может, и пересмотрю)

Date: 2015-10-11 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Наверное, моя мысль "не о том парне" все же возникла из-за того, что это был Второй просмотр. А при первом, конечно, главная мысль - как ломали людей, как полоскали им мозги. Собственно, и сейчас этот фильм очень актуален.
Я сама вчера думала - ну, гляну одним глазком, может, не досмотрю, перемотаю. Куда там! Как миленькая посмотрела, прочувствовала все!

Date: 2015-10-11 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lesi67.livejournal.com
я Лыкова там абсолютно не помню, даже в свое время, когда "Ментов" смотрела, небольшой ведь зазор тогда был во времени, все равно не узнала. да и других, тобой перечисленных, тоже уже не помню, коротка актерская судьба, эххх, даже лучших(((

Date: 2015-10-11 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, а играют-то отлично! А еще говорят, что в 90-е хорошего кино не было. Было! И почестнее многих.

Date: 2015-10-11 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lesi67.livejournal.com
они тогда до кинотеатров уже почти не доходили, только на фестивалях показывали, вот никто и не помнит, только кинофанаты, вроде нас с тобой)

Date: 2015-10-11 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я по телеку первый раз посмотрела, совершенно случайно. Очень меня этот фильм поразил, и песня эта, Мишел, в конце. И вчера тоже. Наревелась)

Date: 2015-10-11 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] lesi67.livejournal.com
уговорила, посмотрю)

Date: 2015-10-11 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] polarlight.livejournal.com
Ира, посмотрю обязательно!

Date: 2015-10-11 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Там такая трансформация героини! Эта актриса, Галина Бокашевская, потом много премий получила. И эта роль ее главной ролью осталась, сейчас она мало снимается.

Date: 2015-10-11 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ludven.livejournal.com
Я видела этот фильм давно.Врезался в память до последнего кадра.Моё поколение.Я 1968 году вышла замуж и тоже носила жабо с синим платьем:)Всё детство прожила в таких бараках.Особенно остро и горько нахлынули воспоминания в кадре с новогодней ёлкой.
Ольга Волкова чудесно сыграла свою роль-великолепная актриса.В этом фильме все роли были важны...

Date: 2015-10-11 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, там все роли важны!
Ну вот, вы из того поколения, и все узнаете, все кажется правдивым, значит, так и есть!
С новогодней елкой - очень трогательный момент. Счастье можно устроить даже в бараке, пусть даже на одну новогоднюю ночь.

Date: 2015-10-11 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Не буду читать спойлеры), посмотрю вначале, название фильма очень знакомо!

Date: 2015-10-11 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У меня там спойлеры очень быстро закончились) Но я тебя понимаю, сама такая, люблю составить свое мнение, а потом уже читать.

Date: 2015-10-11 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Да-да, и особенно я люблю (любила) это делать на "Кинопоиске"!

Date: 2015-10-11 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vkusnaja.livejournal.com
я боюсь смотреть этот фильм. тоже нервы шалят. коммунисты. общественники. наглые саши и все такое- не, не смогу. бесить начнет меня точно.

Date: 2015-10-11 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну и не надо себя насиловать. Если еще до просмотра неприятное ощущение.

Date: 2015-10-12 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ир, мне очень Бокашевская нравится. А фильм я пропустила. Посмотрю, тогда сверимся)
После своего вчерашнего поста я тоже много фильмов навспоминала. Они не самые "уютные", но хорошие очень.

Date: 2015-10-12 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Надо же!) А я Бокашевую больше нигде и не видела! Для меня она актриса одного этого фильма. Как она в нем выложилась! Посмотрите обязательно!

Date: 2015-10-12 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Я когда-то очень любила сериал "Тайны следствия". Она в одной части сыграла там злодейку-домработницу - до сих пор помню)

Date: 2015-10-12 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Возможно, я ее там тоже видела, но не идентифицировала)

Date: 2015-10-13 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com

Я такой фильм не видела. И даже не слышала про него.
Если честно, меня всегда удивляли такие резкие повороты. То он ей ужасно не нравится, то она в него страшно влюбилась.  Со мной такого никогда не случалось, поэтому - не верю!)  Мне приятный вначале человек может разонравиться, но это естественный процесс)

Date: 2015-10-13 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я и тебе верю, и ей) Ты знаешь, она там в фильме, когда у них уже роман начался, своему бывшему (который ей билеты не смог купить, у него образ был неудачника, с которым встречаться только из жалости и потому что никто другой не подвернулся), так вот она ему сказала, что ничего не может с собой поделать, мол, понимаешь, я как увидела его тогда, с этим билетом - и все, пропала! В общем, я тоже такое понимаю. Это влечение. Разум и чувства, как грится) Разум говорит - он хам, ты для него смешная провинциалка, он издевается над тобой, а чувства говорят - я хочу ему нравиться, я хочу его опять увидеть! я его хочу! Я в 17 лет влюблена была примерно в такого парня, капитана команды КВН) Слава богу, не сложилось, хотя переспать он был не против.

Date: 2015-10-13 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com
Как раз с точки зрения эмоций, чувств - не верю) Разум уговорить можно, а чувства - нет. Если человек неприятен, раздражает и бесит - откуда взяться приязни?

Date: 2015-10-13 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А ты фильм посмотрела?) Может быть, он прояснит ситуацию?) или еще больше не поверишь.

Date: 2015-10-13 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com
Не, ну в кино что угодно можно показать) Я про жизнь, так сказать.
Такой фортель не в одном фильме показывали. Я бы поверила при таком раскладе - изначально он ей понравился чисто физически, но не социально. Вот социальную составляющую можно изменить разумом.
А если он физически противен - как не крути, ничего не выйдет)

Date: 2015-10-13 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Вчера посмотрела и нахожусь под сильным впечатлением. Очень жаль, что этот фильм вроде как известен своим громким броским названием, а по сути мало кому знаком и редко где-то упоминается. А ведь он не рядовой такой!

Актеры превосходные, очень запомнилась роль Ольги Волковой: как она курила и хриплым голосом уверенного мудрого человека сказала: "Можно жить достойно в недостойной стране"! у нас с мужем часто такой максимализм проскакивает с родителями при обсуждении политики, и у меня прямо дежа вю какое-то возникло и немного стало стыдно.

Еще меня поразило то, как Надя сразу и безотчетливо стала убегать от машины КГБ еще в первый раз и потом, "как заяц". Видимо, это у нее только на поверхности были наивность, комсомольский оптимизм и уверенность в том, что она живет в самой лучшей и справедливой стране, а где-то в глубине души другие чувства, ну что-то на уровне инстинктов. Опять же, мы не знаем, почему она росла в детском доме, может, родных посадили, а она, сирота, пробивалась сама как могла. В этом контексте я, конечно, могу понять такое слишком громкое название "Тоталитарный роман", да и вообще, если б герои зашли чуть дальше, то Наде вполне возможно светила бы и статьи, и психушка - что угодно, вот такой обыкновенный тоталитаризм.

Концовка меня тоже заставила всплакнуть. Вот умели же русские режиссеры так образно и тонко снимать фильмы, надрывно...

И безусловно, как сейчас актуальна политически-информационная канва фильма, аж страшно! Плохие американцы, "загнивающий Запад", несчастные бедняки Европы, не то, что у нас жизня! А также справедливые мы, спасающие другие страны даже тогда, когда никто об этом не просил.

Date: 2015-10-13 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да! Прекрасный фильм! Я чувствовала, что тебе понравится! Я сама рыдала вместе с героиней в конце! А в первый раз когда смотрела, лет 10 назад или больше, не было такого понимания, хотя и тогда фильм зацепил.
В 90-х все-таки была свобода слова! хоть и с голой задницей. И фильм тогда оценили (хоть до зрителей он и не особенно дошел), много российских призов он получил. А вот сейчас - неизвестно, что было бы. Не приняли бы его как Левиафан, например, мол, очернение российской действительности. Мол, не было такого. А вон мне женщина в комментариях выше пишет, что она сама в те же самые годы, и тоже в бараке, и тоже даже жабо носила, и все ей знакомо в этом фильме. Т.е. все там правда, вплоть до деталей!
Героиня прекрасная! Да, ее запросто могли бы и до психушки довести вот этими появлениями кгб-шников, подкарауливанием в подворотнях. А как она по снегу босиком к любимому побежала! при этом убежденная, что он пусть он хоть убийца, а она все равно любит его. Опять слезы наворачиваются. В общем, прекрасный фильм. Он достоин большего - и просмотров, и более высоких оценок.

Date: 2015-10-13 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Да, обстановка воссоздана очень точно, как мне кажется. Доронина тогда была кумиром и примером для подражания, фильм "Три тополя на Плющихе" был культовым, "Битлз" понимали и слушали только самые продвинутые, остальные "не читали, но осуждали", тайный Высоцкий по ночам, жизнь в аварийных бараках, бесконечное ожидание бесплатной квартиры (нынешней школоте в "ВКонтакте" кажется, что прямо всем и сразу давали квартиры), а жизнь проходит, елочка и хлопушки. Я даже представляла себе в этих интерьерах молодую маму и сестру, хотя это был уже конец 70-х - 80-е, но все равно.

У Светланы Крючковой роль характерная, Лыков опять же! Я посмотрела, что еще снял этот режиссер, ну не нашла хитов каких-то, очень жаль, что не сложилось. Такая тонкая проработка у него, "Тоталитарный роман" - фильм не на один раз, есть что пересматривать!

Date: 2015-10-13 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Режиссер одни из первых сезонов Улиц разбитых фонарей снимал, этот сериал тогда тоже очень правдивый был. Такие эти менты в доску свои были, обыкновенные, в свитерках этих левых, в которых все ходили, потому и полюбились так. А потом уже не то стало. Думаю, он и Лыкова там присмотрел, и Бокашевская там, кажется, тоже в эпизоде играла. Но, конечно, человек, с таким тонким чутьем на время, с таким правдивым изображением действительности, мог бы и помасштабнее что-то снять. Но опять же 90-е - ничего же не снималось. Даже этот тоталитарный роман 4 года снимали, все денег не было. Какое счастье, что сняли!
А у героини прическа прям под Доронину. И выглядит она так же взросло. Вообще не верится, что ей около 30-ти. Лет 36, может, как мне) И то я себя все девчушкой ощущаю. Но это внутренне)

Date: 2015-10-14 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Ты и есть девчушка, правда!

Тогда женщины раньше взрослели, что ли. Взять хотя бы фотографии из любого семейного альбома, выпускницы школы или института были уже дородными, вот и Надя из этого фильма такая же. И ведь она не старая и не толстая, ножки у нее стройные, а 30 лет тогда - это не 30 лет сейчас! Круто, что режиссер этого отразил в фильме. Да, действительно, человек с тонким чутьем!

Date: 2015-10-13 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
ой, вот это я точно смотреть не буду.
а почему они не остались вместе? его поймал кгб и упек куда подальше?

Date: 2015-10-14 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Надеюсь, это не прочтут те, кто захотят посмотреть.
Дальше спойлер!


Ее запихнули в машину на улице, привезли в кгб, пугали, добивались, чтобы она им докладывала о нем (он был в "антисоветской группе", разбрасывал листовки против ввода танков в Чехословакию, хотя он там сбоку припеку был, не основной, и когда других сажать стали, сбежал к тетке в провинцию). Довели почти до помешательства, а она все равно к нему бегала исступленно. Потом было покушение на Брежнева в Москве, и он решил снова уехать непонятно куда, чтобы его под общую гребенку не посадили. А она провожала его, а потом упала в снег и у нее был выкидыш. С работы ее хотели снять, но начальница пожалела ее, перевела в кассиры. А в конце она услышала песню Мишел, которую любимый напевал ей (а она тогда считала, что Битлы гадость, визжат, кричат) - услышала и узнала, пацаны слушали на магнитофоне. Ну и рыдала, и я вместе с ней. Жаль, что ты не посмотрела) Все равно не расскажешь всего.

Date: 2015-10-14 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
спасибо.
мне герои как-то несимпатичны внешне. и боюсь этой чернухи советской, как бы не загрустить...

а ты любишь фильм "Женщина дня"? вот мое обожаемое кино... которое грустное и светлое и я рыдаю в финале а потом проходит время и все равно лезу опять смотреть... и песня там эта про вчерашний дождь...

Date: 2015-10-14 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я не воспринимаю этот фильм как чернуху совершенно.
Женщину дня, кажется, не смотрела. Надо посмотреть.

Date: 2015-10-14 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
может, я неверно выразилась. я точно не помню, что принято под чернухой обычно понимать. просто, наверное, я боюсь смотреть фильмы, где система давит на человека и побеждает его...

Date: 2015-10-14 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, это похоже на то. Только тут человека система не победила, но жизнь поломала. Мне кажется, героиня не побежденная в конце, а почти святая, просветленная какая-то. Посмотри фото до и после. Только какой ценой все это. Была такой дурочкой-пионеркой, а теперь перешла на какой-то другой уровень, более сложный. Только нужно ли ей было переходить (и такой ценой, хотя по-другому она бы и не перешла, добровольно). Ну и главный герой у меня вызывает вопросы. Все-таки он ее бросил, спасая свою шкуру.

Date: 2015-10-14 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
ну да, просветленная. и что ей с этой просветленностью делать потом... второго такого искать героя...

Date: 2015-10-14 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да нет уж, ей хватило. А дочка, слава богу, уже есть. Будет жить. В наше время ей бы уже за 60 было, внуков бы растила, обычная пенсионерка. Вот так, размышляю о ней, как о реальном человеке) и тебе рассказала)

Date: 2015-10-14 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
а так всегда и бывает, когда кино или книга хорошие. думаем о героях как о живых.

Date: 2015-10-14 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, точно. У нее еще прекрасный новый год был, с дочкой и с любимым, с елкой, танцами и подарками. Наверное, она его всю жизнь и вспоминает.

Date: 2015-10-14 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
да... хорошо когда в жизни етсь собтия которые можн вспоминать всю жизнь

Date: 2015-10-16 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Слышала про этот фильм, но не смотрела... И теперь думаю, кто бы составил мне компанию. С мужем такое не посмотришь, разве что с мамой.
Заинтриговала ты меня)

Date: 2015-10-16 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Посмотри с мамой! Мне кажется, она многое может узнать.

Date: 2015-10-16 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Мама наверняка смотрела, но думаю, она не откажется составить мне компанию)

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 12:57 am
Powered by Dreamwidth Studios