[personal profile] irinaetoya
Кое-что еще заинтересовало меня в дневниках Константина Романова, дяди Николая II. В основном, я читала их без особого воодушевления, позёвывая. Церемонии, чаепития, торжественные мероприятия... И вдруг раз - как будто открылось окно в историю! И он сам, этот меланхоличный, но всегда держащий спину прямо, скучноватый человек, вдруг стал проводником в события сто с лишним летней давности. И ты понимаешь - ах вот как оно все было на самом деле!

Я о событиях на Ходынском поле после коронации Николая II. В тот день, 18 мая 1896 года, в давке погибло около 1400 человек, по некоторым данным - не менее двух тысяч. А новоиспеченный царь даже не отменил бал, который случился тем же вечером. И на следующий день торжественные мероприятия продолжались. Почему же он так поступил? Ведь все мы привыкли считать, что Николай II был очень добрым, что он и его семья - мученики. А сам он, сам, почему так поступил со своим народом в первый же день своего царствования? Ведь эти люди пришли на его праздник. И погибли. А он даже не заметил? Помню, и Чехов в своих письмах возмущался по этому поводу. Он сам был на следующий день в Москве и видел, как кучами хоронили безымянные трупы в общих могилах.

Как же должен был поступить "правильный" царь? Ну, наверное: 1. Отменить все торжественные мероприятия и объявить траур. 2. Назначить комиссию по расследованию. 3. Наказать виновных, причем, снять самых больших начальников, вплоть до губернатора Москвы. 4. Публично, через газеты, выразить свои самые глубокие соболезнования родственникам погибших, упирая на то, что скорбит со своим народом. 5. Выплатить внушительные денежные компенсации семьям погибших. И, может быть, тогда бы это выглядело немного по-другому. А так - народ подумал, что царь наплевал на него, и это было не самое лучшее начало.


Что же пишет о коронации в своем дневнике Константин Романов? Ну, готовились они все серьезно, пригласили множество гостей царских кровей из разных стран. Нужно было всех их встретить, разместить, чтоб никто не обиделся, чтобы всем понравилось. На самой церемонии все должны были правильно друг за другом идти, совершать какие-то ритуалы, чтобы все прошло гладко и хорошо. И одеты должны были быть все с иголочки. А тут еще народ. Решили ему тоже устроить праздник - гулянье на Ходынском поле, с бесплатными угощениями. Было собрано 400 тыс. подарочных кульков, в которые входили: кружка с вензелями,

булка, пряник, несколько видов конфет, и все это было завернуто в ситцевый платок с видами кремля и портретами императора и императрицы. В общем, хотели как лучше...
За царскими гостинцами на Ходынское поле пришло пол-миллиона человек. Организация раздачи подарков была плохая, явно не рассчитанная на такое количество народа. Прошел слух, что подарков всем не хватит, народ стал напирать на павильоны с подарками, раздатчики испугались, что их разнесут, и стали швырять подарки в толпу. Началась давка и случилось то, что случилось. Все это было в 5 утра, а к 14.00 поле уже расчистили от трупов, и по нему на коне проехал Николай II под крики "ура" и музыку оркестра, а затем отправился на бал.

Вот что пишет К. Романов в своем дневнике на следующий день:
"Вчера вечером Государь узнал, что погибло 300 человек – истинное число пострадавших еще не было Ему известно, – вышел к обеду заплаканный и глубоко расстроенный. Я слышал это от очевидца – Сандро.
Государь не хотел было ехать на французский бал, но Его убедили показаться там хотя бы на один час, и что же: на балу Владимир, Алексей и сам Сергей упросили Государя остаться ужинать, т.е. отъезд с бала показался бы «сентиментальностью».

Владимир, Алексей и Сергей - это все дяди Николая II, к мнению которых он очень прислушивался, а по большому счету, они им манипулировали. А дядя Сергей, который назвал отъезд с бала "сентиментальностью", был губернатором Москвы, и он-то как раз должен был бы напрячься больше всех. Но что ему народ, хоть тысячи, сентиментальность все это. Вот если бы из царской семьи кто-то погиб - тогда да, траур, а так - мелочи жизни. По большому счету, все они такими были, в той или иной степени. Но все-таки масштабы бедствия многих поразили.

И Константина Романова в том числе. Его очень растревожило произошедшее. И, как бы он ни любил царя и губернатора (родственники же, знакомые с детства), понимал, что произошло что-то очень неправильное:
"Казалось бы, следовало бы Сергею отменить бал у себя, назначенный на завтра, но этого не будет. Казалось бы, узнав о несчастии, он должен бы был сейчас же поехать на место происшествия, - этого не было. Я его люблю и мне больно за него, что я не могу не примкнуть к порицаниям Михайловичей".

Позже он даже написал письмо Сергею, пытаясь как-то вразумить его, но ответа не получил.

В общем, они там все засуетились, забурлили и целыми днями обсуждали произошедшее между собой. Но дело было сделано, решение царем принято. И то, что он потом с царицей посещал больницы и дарил подарки раненым, уже мало кто заметил. А уж тем более никто не заметил его слез.

А дядя Сергей, который губернатор, вообще был порядочной сволочью и немало поспособствовал формированию общественного мнения относительно царской семьи. Его прозвали "князем Ходынским". Позже он погибнет от руки революционера-бомбиста - его карету разнесет в клочья. Почему-то не удивительно.

Константину Романову очень нравился Николай II как человек, он отмечал его начитанность, знание истории, доброжелательность. Но при этом Константин с горечью отмечал, что Николай поддается влиянию самых разных людей. Буквально, кто последний к нему зайдет с докладом перед принятием решения, тот свое мнение ему и навяжет. Главное - последним прошмыгнуть. Из-за этого политика Николая II была такой непоследовательной. То принимались излишне жесткие решения, то годами не замечались самые серьезные вещи. Он не вызывал уважения у народа. И был, конечно, от него очень далек. Прятался за ширмой до последнего.

Помню, как читала его письма к жене уже в 17-м году, и была в шоке. Вот-вот случится трагедия, а он чаи распивает и с женой воркует, как будто бы ничего не происходит. Он должен был в штабе день и ночь заседать, как во время войны, собрав всех главных людей, разрабатывая стратегии, продумывая шаги отступления, спасая страну или хотя бы свою семью.

Эх, хорошо рассуждать, когда уже все произошло. Возможно, это просто судьба нашей страны, и так бы случилось при любом царе. Хотя монархию свергали во многих странах, но только у нас были такие феерические последствия.


Не могу не сказать о судьбе семьи Константина Романова, который, как я уже писала, на свое счастье умер до революции. У него было девять детей. Одна дочь умерла в младенчестве, один сын - во время первой мировой войны. Потом умер сам Константин. А далее... Сыновья Игорь, Константин и Иоанн были живьем сброшены большевиками в шахту в Алапаевске в 1918 году. Сын Гавриил спасен Горьким и эмигрировал в Финляндию. Дочь Татьяна дважды была замужем и оба ее мужа погибли вскоре после свадьбы, закончила жизнь в монастыре. Сын Георгий умер в 35 лет после неудачной операции в Нью-Йорке. Дочь Вера никогда не была замужем и не имела детей, умерла в возрасте 95 лет в Нью-Йорке.

Date: 2015-07-15 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] hiagain.livejournal.com
Очень интересно было почитать! Как мало я, однако, знаю в этой области(( Событие шокирующее, а я вот даже не знала, что такое было. В начале последнего абзаца, кажется, описка? Вместо Николая надо Константина поставить.

Date: 2015-07-15 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ой, спасибо, что подсказала, я исправила!
Да, событие было знаковое. Такое предзнаменование нехорошее. Я тоже то тут, то там слышала про это ходынское поле, но до конца не понимала, когда и что там произошло. Теперь хоть разобралась. Оказывается, и Лев Толстой об этом рассказ писал, и у Горького в Климе Самгине об этом есть, и у многих других. У меня все это еще как-то перемешивалось с кровавым воскресеньем.

Date: 2015-07-15 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] hiagain.livejournal.com
Интерес к этой теме мне привил один из моих кавалеров, который сам был родом из Петербурга и страшно интересовался историей Российской империи. Вот только мой интерес как-то быстро угас и только иногда воспламеняется снова. В общем, я теперь знаю, к кому за ссылками на литературу обращаться, если захочется что-нибудь об этом почитать :)

Date: 2015-07-15 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я читаю только дневники) А вот просто взять типа учебник по истории - мне это тоже скучно. Интересно узнавать через живых людей.

Date: 2015-07-15 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ой, какая ты солнечная в шляпе! Замечательный юпик!

Date: 2015-07-15 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] hiagain.livejournal.com
Ой, Ира, спасибо! а я что-то посмотрела на него посмотрела и заменила другой, более обычной, фоткой))) Наверное, если б раньше увидела твой комментарий, оставила бы. Блиииин, хоть обратно возвращай теперь))

Date: 2015-07-15 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Давай возвращай, ты чего!))

Date: 2015-07-15 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
В семьях с авторитарным отцом често вырастают такие малохольные сыновья, как Николай Александрович.
Ира, твои посты достойны быть в журналах. Ты пишешь гораздо интереснее, чем все эти журналисты "Каравана историй" и многих других.

Date: 2015-07-15 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо)) Караван историй - вообще отдельная песня. Я в таком стиле тоже писала: "Она смотрела на волны и вспоминала о своем беззаботном детстве, прошедшем на берегу океана..." (как будто журналист-полуписатель знает, о чем думал человек, глядя на воду, небо или цветочки)) Мне кажется, пытаться где-то публиковаться в настоящий момент не имеет особого смысла. "Местов нет". Но если я увижу, что где-то могу пригодиться - постараюсь использовать шанс.

Date: 2015-07-15 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Ира, ты уж постарайтя. Рассылай в разные журналы. Можно ведь быть фрилансером. Ты действительно очень хорошо пишешь, просто чувствуется твоя интонация. И очень-очень интересно.

Date: 2015-07-15 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо большое) Может быть, я Мише в Прожито напишу, спрошу, вдруг что-то посоветует.

Date: 2015-07-15 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Пожалуйста, ищи возможности. А мы потом будем гордиться знакомством с тобой:))

Date: 2015-07-15 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] uzbyshka.livejournal.com
Учебники писаны и переписаны много раз и сейчас там такая ерунда написана. Пока не знаю, как буду учить детей. Дневники живые, и оттого интереснее в разы.
Еще думаю, что эта область сама тебя найдёт! Ты же знаешь, когда человек занимается своим делом, всё само в итоге складывается. Ну или не складывается, если он побоится и стормозит, но ты-то не будешь :)
Событие в посте очень печальное, тяжело читалось. Но знать это, конечно, надо. Я из школьных курсов вынесла очень мало, к сожалению.

Date: 2015-07-15 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я тоже из школы истории вынесла - ноль. Ни дат, ни имен, ни событий, все смешалось в одну кучу. Я поняла, в моем случае надо на историю выходить только через человека, даже можно не знаменитого, обычного, который был свидетелем событий. Только тогда мне интересно. Поэтому - дневники, письма и воспоминания)
Надеюсь, что не сторможу, если шанс будет. Заодно проверим твою теорию - что если человек занимается своим делом, все само в итоге складывается)

Date: 2015-07-15 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] kotikeksik.livejournal.com
Да. Удивительно узнавать, что они тоже были люди, со своими пороками, симпатиями и характером.
А по поводу взрыва бомб... так ими не только плохих начальников взрывали. А например, самого либерального царя Александра 2. А ведь именно он отменил крепостное право и много чего хорошего проводил.

Date: 2015-07-15 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это я согласна, что не только плохих. Фанатиков и дураков полно было. И трудно сказать, как это можно было бы остановить. Вот захватывает общество, молодежь, какая-то идея, и они уже себе не принадлежат. Меня, например, поражает, как было модно в то время духов вызывать, все эти сеансы спиритические. Шаманство какое-то, которым были захвачены все. И не только у нас.

Date: 2015-07-15 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Вот! Очень точную фразу ты нашла: "А тут ещё народ". Вечно он всё портит и всегда не к месту.
О Ходынской трагедии я у Бориса Васильева читала в "Утоли моя печали".

Date: 2015-07-15 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот да! Тут надо гостей всех правильно рассадить, чтоб не обиделись, а тут еще народ подкидывает проблем. Вспоминается: Утром мажу бутерброд - сразу мысль: А как народ?
А Борис Васильев как об этом писал, оценивал?

Date: 2015-07-15 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ир, сейчас вот достала книгу с полки. Я читала давно, но вот запомнила, что у Бориса Васильева подробно описано всё, что на Ходынке случилось. Ужас толпы и ужас оказаться в толпе. И у него там две героини - барышня Надя и её горничная Феничка. Феничку задавили, а Надя чудом выжила. Её нашли под балаганом - там же, на Ходынке, наутро выступали клоуны, жонглёры, а под досками ещё были трупы и живые люди.

Date: 2015-07-15 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Какой кошмар. Show must go on, короче.

Date: 2015-07-15 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] vmesto-menya.livejournal.com
Милая Ира, тут такое дело. Мы живем в деревне Осташево летом, и вся родня мужа отсюда. Ну а тут ведь имение Константина Романова, прямо рядом с нами, только уже развалины скорее, чем имение. И одна родственница мужа, образованная и прекрасная женщина, активистка, очень любит этого исторического персонажа, она даже организовала в местном детском центре большой конкурс на тему поэзии К.Романова, ведь он писал стихи. И даже просит меня в этом конкурсе участвовать. И я вот подумала сделать блокнот, своими руками. И как будто это его блокнот, и странички распечатаю от его руки написанные. А вот где их взять я пока придумать не могла. А теперь ты написала и я вспомнила то, что так мучительно зудело уже пару дней - да я ведь читала совсем недавно у тебя про то, что ты его дневники расшифровываешь. Это не совпадение, я уверена) В связи с этим спрошу - есть ли у тебя страницы его дневника в оригинале? Чем больше, тем лучше, конечно, но и десяток страниц тоже хватит. Ну и родственница моя будет в обмороке от счастья.

Date: 2015-07-15 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ой, как замечательно! Все неспроста, да! Но слушай, я тебя разочарую. Я же не рукописи расшифровывала, а уже опубликованные когда-то тексты подгоняла под необходимый внешний формат. Сейчас сама стала смотреть - есть ли рукописи К.Р. в сети, и не могу ничего найти. Идея с блокнотом отличная, тем более, что у тебя прекрасно получаются скрап-блокноты. Желаю удачи! Расскажи обязательно потом, что из этого всего вышло!)

Date: 2015-07-15 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] vmesto-menya.livejournal.com
Спасибо! А где этот дневник, который ты приводила в порядок? На Прожито его пока нет. Просто почитать было бы интересно.

Date: 2015-07-15 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я сообщу, когда будет! Ближе к сентябрю.

Date: 2015-07-15 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vmesto-menya.livejournal.com
Жаль, хотелось вот-прям-уже)) Тут девочки писали, что ты интересно пишешь о личностях в истории, я с этим согласна. Вот ты мне прислала дневники Чуковского, я их стала читать, но до конца не осилила. Может позже вернусь к ним. В твоем кратком изложении они были увлекательнее.

Date: 2015-07-15 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я потом еще буду писать о дневниках Чуковского, так что продолжение следует! Большое спасибо за похвалу))

Date: 2015-07-15 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
вот блин. куча народу погибла давке за кружку, пряник и платок... как дешева человеческая жизнь:(((

и про детей его подумалось - вот же судьба... девять человек, а кто выжил, а кого счастливым назвать можно?...

Date: 2015-07-15 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, за кружку да за пряник удавиться... Преступное легкомыслие проявили все те, кто это организовывал. О народе не думали совсем.
И да, одна дочь только долгую жизнь прожила, да и та старая дева, скорее всего. А, еще, может быть, тот сын, которого Горький спас, более-менее пожил, но, зная, что стало с другими членами их семьи, можно ли быть счастливыми?..

Date: 2015-07-15 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
ну тоже - кем надо быть, чтобы ломиться вот так за подачкой бесплатной?
это как те люди, помнишь, что блины с лопаты ели на какой-то праздник...

интересно было бы подробнее узнать, как это Горький спас того сына и как сложилась его судьба...

Date: 2015-07-15 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот, нашла про него: https://ru.wikipedia.org/wiki/Романов,_Гавриил_Константинович
Можно сказать, счастливчик. Хотя детей не оставил.
Да, кем надо быть. Вот за это таких, как мы с тобой, называют высокомерными снобами) Никогда не любила народные гуляния с халявой и вообще не люблю толпу, даже мирную.

Date: 2015-07-15 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Чудики они вообще...

"Он родился, когда Александр III уже ограничил круг Великих князей внуками царствующих императоров. Поэтому, как правнук Николая I, Гавриил Константинович носил титул Князя императорской крови. Вероятно, эта несправедливость, от которой он пострадал одним из первых, оставила неприятный осадок в его душе. 15 мая 1939 года Владимир Кириллович пожаловал князю императорской крови Гавриилу Константиновичу титул великого князя". (из википедии)

Это когда тут вовсю уже строили коммунизм и вот-вот начиналась война, в 1939, они там друг другу жаловали титулы, от которых все равно не было никакого проку...

и про вторую жену: "Гавриил Константинович женился 11 июня 1951 года на княжне Ирине Ивановне Куракиной (1903—1993) — дочери Иоанна, епископа Константинопольского патриархата. В том же году ей был пожалован титул святлейшей княгини Романовской-Куракиной".

Ира, хочешь, я тебе титул пожалую?:)))) а ты мне:))
Edited Date: 2015-07-15 07:09 pm (UTC)

Date: 2015-07-15 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Давай!) Я когда дневники К. Романова читала, ловила иногда себя на мысли - какой херней они страдали! чему придавали огромное значение! титулы, медальки, обиды, что не пригласили на какую-то должность, что царь мало внимания им уделил, хотя все были на полном довольствии, никто с голоду бы не помер. Вот и думаешь - не удивительно, что их в итоге свергли, а они это заметили только когда их семьи расстреливать стали. А до этого им некогда было - все о титулах и церемониях думали.
И с этим сыном тоже. Вот ведь, наверное, неглупый был человек, высокообразованный, но что ж он так страдал-то из-за какой-то фигни? Видимо, в том кругу, в котором он хотел быть своим, это было ужасно важно.

Date: 2015-07-15 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
фантомные боли. чатсь тела отрезали, а она все болит. так и они - продолжали раздавать то. чего уже давно не существует - наверно, просто не умели и не знали, как жить по-другому...

будешь свЯтлейшая княгиня? или принцесса? а может, сразу в королевы? и в дамки?:))))

Date: 2015-07-15 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Святлейшая княгиня - я согласная)) А ты - королева Екатерина? или царица?)

Date: 2015-07-16 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
ой что-то я не знаю:))) я подумаю:)))
хочу быть владычицей морскою!!:)))))

Date: 2015-07-16 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Безумно интересно, Ира! Не останавливайся. :)

Date: 2015-07-17 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я боюсь, так у меня жж станет совсем историческим) Еще хочу про Ольгу Берггольц написать, и новые дневники еще одной женщины редактирую, и Чуковского продолжаю читать - его вообще обожаю!

Date: 2015-07-19 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Как интересно... А читатели всегда найдутся. Не переживай! :)

Date: 2015-07-17 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] stepamusor.livejournal.com
Николвй Безвольный. Вот такое прозвище ему нужно было дать.

Date: 2015-07-17 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Подходит.

Date: 2016-06-02 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] luna-et-savoy.livejournal.com
Невозможно. Я на этом портале теперь торчу какой день. Не понимаю, куда кидаться, и про Блокаду не могу, и ничего не могу, дрожь пробирает. Сестре письмо строчу, чтобы она обязательно познакомилась с этим "местом", где теперь она будет проводить дни и ночи. Спасибо необыкновенное!

Date: 2016-06-02 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, это хорошо!) Потом отпустит. Я год была под впечатлением, дневники для них редактировала, сейчас отпустило. Но дневники все равно читать люблю, но дозированно.

Date: 2016-06-02 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] luna-et-savoy.livejournal.com
Дозами - это точно, иначе можно прям там схорониться)

Однако, привело меня саму на мысль, что именно не всегда мне подходило в тех дневниках прошлого; когда сейчас в них, в нек-е, вперилась, особенно мысль засвербила - хотя они куда цельнее, куда, не сравнимо, честнее, - не сравнивать же их с жж, в самом деле, когда жж-шники, ясно, причесываются, выходя на публику) - там тоже не всякого интересно читать, это одно, а кого если и интересно, так не хватает мне от автора букв, хочется нажать на педаль "газ" и попросить, ну давай еще деталей, поддай газку! еще, еще! Не зажимай буквы, не жадись, выкладывай, как есть; не бойся, не уставай, а пиши... - типа того мысль.

Date: 2016-06-02 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, жж - это не то что дневники. Из всех прочитанных, мне кажется, предельно честной и откровенной была Ольга Берггольц.

Date: 2016-06-02 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] luna-et-savoy.livejournal.com
Среди пролистанных дневников, уже словами Дуни Смирновой про "голых и одетых" людей - видно, чьи дневники голые, чьи одетые. Кто-то пишет, как вроде озираясь, а кто очень и очень честно и прозрачно ведет буквенные нити: минору - минор, мажору - светлые буквы. Не скупится на детали, на рефлексии как в миноре, так и в мажоре.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 07:56 am
Powered by Dreamwidth Studios