[personal profile] irinaetoya
Поделюсь впечатлениями от дневников Константина Романова.

Он приходился дядей Николаю II.

Не могу сказать, что он показался мне очень интересным человеком. Но он показался мне не злым, хоть и суховатым, и несколько малахольным. Возможно, на его записи накладывает отпечаток то, что он – царская особа. Чуковский и Ольга Берггольц тоже пересекались с ним во времени, их молодость пришлась на его старость, но насколько они живее, современнее пишут, раскованней, свободнее, с юмором. У К. Романова ничего этого нет. Выискиваешь что-то по крупицам. А в основном высокий слог и очень мало личного. Чувствуется зажатость – этикет, церемониал, важность того, как ты смотришься со стороны, как несешь свой титул. Как будто к спине дощечку прибили, чтоб не горбился, и он с ней ходит. Подробное описание церемоний, перечисление торжеств и подарков (яйца фаберже и все такое).
///
И меня в очередной раз посетила мысль, что все-таки монархия – тупиковый путь. Передавать власть по наследству не правильно. Не каждый рожден, чтобы управлять государством и вообще управлять. Константин Романов больше всего на свете любил писать стихи и играть в театре, а ему приходилось быть военноначальником и государственным человеком. Родился – и сразу же получил военный чин. И главное, вот не удивляло же их, образованнейших людей, что они чуть ли не с рождения генералы и все в медальках и орденах. Не казалось им это странным. Они и на праздники друг другу титулы и ордена дарили, по-семейному.
///
С другой стороны, в таких условиях с трудом получалось делать личный выбор, кругом были ограничения: жениться только на царских особах (а не то снимут с довольствия и не примут больше в семью), заниматься только царскими делами. Вообще Романовы (а их было много) находились на всех высших должностях в государстве. Главные по культуре, искусству, военному делу, градоначальники больших городов – все были Романовы. И сместить их можно было только революционно, либо втереться в доверие и таким образом влиять на ситуацию.
///
В общем, пришлось К. Романову с юности впрячься в военную стезю. Учиться морскому делу, плавать где-то там по морям-по волнам. Потом командовать Измайловским полком. Сам он все время корил себя за безвольность, мягкотелость, за то, что солдаты, видя его доброту, разбалтываются. В общем, чувствовал он, что не его это дело. А его любимое дело – писать стихи, сочинять элегии. Он публиковал их под псевдонимом «К.Р.» и некоторые из них имели успех. А еще он играл в театре, и даже дошел до роли Гамлета, о чем писал:

«1899 год. 18 декабря. Суббота. Только роль Гамлета может меня расшевелить хотя бы среди глубокой ночи. Даже стыдно признаться: во глубине души я считаю исполнение этой роли своим любимым и главным делом – все остальные перед ним бледнеют».
А еще он был гомосексуалистом. Ловко я от Гамлета перешла?) Вообще эта сторона личной жизни К.Р. замалчивается. И в дневниках, как мне рассказал Миша (из Прожито), почти все на эту тему вымарано (наследниками что ли?). Но кое-что я нашла. Можно, конечно, предположить, что это о чем-то другом, но:
«Большею частью у меня есть стремление или к самому крайнему благочестию или к необузданному разврату: редко я остаюсь в состоянии среднем между этими крайностями. Я думаю, это признак бесхарактерности, тем более, что я никогда или почти никогда не привожу в действие свои влечения, а перевариваю их в мыслях. Я слишком много думаю и обыкновенно совершенно непроизвольно».

Всю жизнь он боролся со своей природой, и, если можно так сказать, небезуспешно. Женился. Стал отцом девятерых детей!
Но вот, уже будучи многократно отцом:

«С сокрушенным сердцем готовился к исповеди. Опять должен был нести духовнику покаяние в том же грехе, как и четырнадцать лет назад. Невольно рождался в голове мучительный вопрос: ужели не в последний раз каюсь я в этом грехе? К этому примешивался и стыд и жалко было огорчить старого о. Двукраева своей неисправимостью. И, действительно, он был глубоко огорчен. Я жадно слушал его наставления, желая почерпнуть в них силы на борьбу. Он грозил мне тем, что грех мой перестанет когда-нибудь быть тайным, что все о нем узнают. Меня и самого пугала эта мысль, хоть перед своей совестью грех одинаково дурен, знают ли о нем или нет, но огласка была бы ужасна. Только незаслуженной ко мне милостью Божией могу я считать неизвестность моего греха.
И вот я получил отпущение и твердо надеюсь исправиться.»

Некоторое время спустя:
«Все бы хорошо, если б быть в ладу с совестью. Но отговев немного более месяца назад, опять уступил и нехорошим мыслям и минутной слабости. С годами все мучительнее сознаю раздвоение своей природы и мгновенные переходы от добра ко злу и обратно. Господи, помоги!.. Но не кощунственна ли такая молитва? Ведь нельзя же не признать глубокой правды в словах «На Бога надейся, но сам не плошай», словах, в которых сказалась народная мудрость».

Бедный-бедный. Всю жизнь мучился, жил с ощущением греха. И, конечно, сразу в голову лезут мысли – как он все это осуществлял? В публичный дом ходил или с Чайковским дружил?) Они, кстати, на самом деле общались. Или с солдатами Измайловского полка? И такие слухи ходили тоже. Сейчас уподоблюсь желтой прессе, но добавлю: вообще среди Романовых гомосексуалистов было немало, минимум семеро, и некоторые этого совершенно не скрывали. О них даже частушки в народе ходили.

Хотела я еще написать о трагедии на Ходынском поле, и о том, как Константин Романов ее описал и оценил, но напишу в другой раз, потому что тема совсем другая, серьезная и грустная, и не хочется ее смешивать с фривольной-межполовой. Вообще Константину Романову повезло, что он умер перед революцией. То, что происходило дальше и со страной, и с его семьей, показалось бы ему страшным сном.

Выловила я еще одну несерьезную запись среди довольно скучных. Есть какие-то моменты, когда понимаешь, царь-не царь, важная персона или нет, а все одно обычный человек.
«1910 год. 28 августа. Суббота. Глупое складывание картинки, изображающей восемь концертирующих кошек, занимало меня весь день и было окончено только поздней ночью».

Date: 2015-07-09 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mumimama-j.livejournal.com
очень интересно, спасибо, Ира.

я про него слышала, но только про стихи.

Date: 2015-07-09 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да всегда пожалуйста)
Стихи - это наверное и было самое главное о нем, он сам хотел бы стихами запомниться.

Date: 2015-07-09 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com

Очень интересно! Спасибо за рассказ.
Я тоже часто думаю, как повезло тем Романовым, которые не дожили до 1917. Или хотя бы до 1918.

Date: 2015-07-09 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да-да. Большевики жестоко расправились со всеми, кого смогли достать. А К. Романов всех своих сыновей отправил служить и воевать.

Date: 2015-07-11 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
Многие Романовы по воле случая (или предчувствия?) уехали подальше от России в начале века. Но почему-то самые близкие к царской семье - остались. Меня мучает вопрос, почему ни одна из дочек Николая не вышла замуж?

Date: 2015-07-11 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ой, я даже не задумывалась. Казалось, они такие еще юные были. Хотя тогда рано замуж выходили. Тогда действительно странно. Судьба.

Date: 2015-07-11 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
Старшей, Ольге, кажется, в 1918 было 25. То есть уже даже многовато для женитьбы.
Я читала у Радзинского о том, что девушкам неоднократно предлагали руку и сердце разные кололевские особы, но все они отвечали одно: не хотим покидать родину, не хотим менять веру. А Ольга, кажется, была влюблена в одного из главных прохиндеев Романовской семьи, но ей не разрешили на нем жениться.
Судьба, да.

Date: 2015-07-12 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Интересно, да.
Я еще читала, что канцлер (или как там назывался главный) какой-то страны мог спасти семью Романовых, приняв их к себе. Он был родственником Николаю. Но не захотел ссориться с революционерами. В общем, все одно к одному.

Date: 2015-07-12 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
О да, об этом я тоже много читала.
На самом деле, в любой стране Европы тогда на троне были их близкие родственники. Английская королева Виктория - бабушка Александры Федоровны, а будущий король Англии Георг V - двоюродный брат Николая II (и они фантастически похожи друг на друга).
Кажется, единственный, кто действительно пытался спасти семью - это Керенский, он вел эти переговоры о том, чтобы перевезти их в Англию и еще куда-то. Да, ты права, никто не хотел тогда брать на себя эту ответственность - Романовы были очень непопулярны не только в России, но и в Европе.
Невероятно грустно и больно мне воспринимать эту часть историю. Хотя ведь много было гораздо более страшных страниц в истории мира, но вот именно это, при царскую семью... как будто они были моими родственниками.

Date: 2015-07-12 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот как бы не Георг V это сделал, а точнее - не сделал.
Ты молодец, разбираешься. У меня большие проблемы с именами и датами. Я даже долго не могла понять, кем Константин Романов приходился Николаю II, двоюродным дядей же?
У меня горечь по поводу этих событий. И если раньше было больше злобы на революционеров, то сейчас понимаю, что и с царской стороны были действия или бездействие, приведшее к катастрофе. Ведь это началось так задолго. За 10-12 лет о революции уже вовсю говорили. И главное, в других странах же тоже были революции, но к таким плачевным последствиям пришло только у нас.

Date: 2015-07-12 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
Я больна Романовской династией и постоянно что-то о них читаю, но во всех аспектах истории, которые их не касаются, я очень невежественна.
Кто кому приходится у Романовых, наверное, вообще невооруженным глазом не разобраться )) На протяжении последнего столетия мужчин в семье называли преимущественно Александрами и Николаями, иногда - Михаилами, поэтому у них у всех одинаковые имена и отчества, в которых я теряюсь )
Да, конечно, никудышными политиками были последние Романовы. Я преклоняюсь перед Николаем и семьей, их добротой, душевной силой, глубиной веры, любовью к людям - их человеческими качествами, но управлять государством они, конечно, не могли. И не хотели, что самое печальное для них.

Date: 2015-07-13 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] stasya-lerkina.livejournal.com
Нашла у себя давний коротенький постик об этом:
http://stasya-lerkina.livejournal.com/33389.html
там выдержка из английской газеты того времени, где написано, что английский народ надеется, что Англия не примет царскую семью.

Date: 2015-07-13 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот сволочи!

Date: 2015-07-09 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
бедный-бедный. как грустно, когда человек всю жизнь живет не свою жизнь, а то, что ему навязано.
а дневники Чайковского есть? или наследники в ужасе сожгли их на перекрестке в полночь?

Date: 2015-07-09 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Наверное, точно на перекрестке в полночь сожгли))
Да, скованность в нем неимоверная, и не только из-за ориентации, а и вообще. Ну хоть стихи написал и Гамлета сыграл, уже немало.

Date: 2015-07-09 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
это ж он на фото Гамлета изображает? симпатичный.

Date: 2015-07-09 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да красавчик вообще!

Date: 2015-07-09 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-yulya.livejournal.com
Спасибо, очень интересно. А я что-то слышала про К.Р., наверное, у Радзинского читала или у Пикуля.

Date: 2015-07-09 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А я, представляешь, до дневников этих и не слышала о нем. И еще очень долго не могла понять, кем он приходится Николаю II.

Date: 2015-07-10 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] larus-spero.livejournal.com
Вот - ключевые слова - кем бы не назывался, а всё равно просто человек.

Date: 2015-07-10 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, я радуюсь, когда нахожу такие простые моменты.

Date: 2015-07-10 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com

Ира, ну ты для меня прямо источник новых знаний)
Несмотря на то что это мой тезка, про царскую семью никогда толком ничего не знала.
Ужасно жалко таких людей - вынужденных делать то что нужно, а не то, к чему лежит сердце. Бывает и сам делаешь что-то против своей воли, но не в таких же масштабах. А всю жизнь себя переламывать...

Date: 2015-07-10 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ты Оксана Романова?) Красиво звучит!) Да, над ним все давлело с самого детства и всю жизнь он себя зажимал. Но все равно смог реализоваться хоть чуть-чуть. Еще характер такой. Некоторые Романовы вырывались из-под опеки, вызывали гнев семьи, уезжали жить в другие страны, женились на обычных женщинах. Но это самые отвязные из них и те, что вроде золотой молодежи были. Правильные оставались в семье и тянули лямку.

Date: 2015-07-10 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com

Да, спасибо бывшему мужу)
Чтобы вырваться нужна смелость и некоторая пофигистичность. А если с младенчества зудели про долг, то реально сложнт.

Date: 2015-07-10 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, тем более, у него был деспотичный отец, и старший брат, который как раз вырвался. Так что на Константина была последняя надежда. И он сделал все, чтобы не посрамить семью)

Date: 2015-07-10 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] bymuravka.livejournal.com
Ира, я чего- то три раза прочитала и так и не поняла где там про гомосексуализм..

Date: 2015-07-10 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
В википедии тоже есть упоминание и цитата:
Мой тайный порок совершенно овладел мною. Было время, и довольно продолжительное, что я почти победил его, от конца 1893-го до 1900-го. Но с тех пор, и в особенности с апреля текущего [1903] года (перед самым рождением нашего очаровательного Георгия), опять поскользнулся и покатился и до сих пор качусь, как по наклонной плоскости, все ниже и ниже.
Потом, у него в дневниках было упоминание о каком-то ночном разговоре с солдатом его полка, которого он успокаивал, тоже говоря о пороках и о том, что бог простит. Ну вот прямым текстом он ничего не говорит и не описывает (или это убрали, не знаю), он вообще был очень сдержанным человеком (и знал, что его дневники обязательно будут потом читать), так что даже такие редкие записи - показатель того, что это (не знаю ЧТО) его Очень волновало. А о чем, как ты думаешь, может тут идти речь?

Date: 2015-07-11 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bymuravka.livejournal.com
О чем угодно, тут вариантов море. Может влюбленность, а может сладкого много на ночь ел:) Я так понимаю, он вел духовную жизнь. И там борьба с внутренними пороками обычное дело. Вообще, может он писал о нескольких.

Date: 2015-07-11 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот еще нашла про сладкое на ночь.
http://oadam.livejournal.com/312712.html

Date: 2015-07-12 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] bymuravka.livejournal.com
тут да, все кокретнее:)

Date: 2015-07-10 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ир, какое замечательное слово "малахольный"! И как прочитала про картинку с концертирующими кошками, все думаю, что оно, слово это, самое точное в данном случае. Жалко, что не суждено было К.Р. прожить жизнь частного человека.

Date: 2015-07-10 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я ждала вашего комментария) Почему-то подумала, может, я как-то слишком свысока об этом представителе царской семьи написала. А вы со мной согласны, ура!)

Date: 2015-07-10 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ир, я в ленте пропустила этот пост, но я к тебе все время захожу отдельно и стараюсь ничего не пропускать.

Date: 2015-07-10 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Моя довольная)

Date: 2015-07-10 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Моя твоя понимает)

Date: 2015-07-10 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Жалко его. И жизнью своей распорядиться толком не мог, и двойственностью мучился, а все равно не стал "отказываться от долга".
Мне вот тоже всегда интересно было, неужели все эти многочисленные члены царской семьи не думали, что что-то идет не так?

Date: 2015-07-10 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Они и думали, и видели, но не знали, что с этим делать. И очень держались за традиции, ритуалы, церемонии. А надо было действовать, рулить! Я Николаю II вообще поражаюсь, он тоже все чаи гонял и письма возлюбленной жене писал, а надо было действовать как во время войны, в штабе целыми днями заседать, страна же на грани катастрофы была. А он как будто такой - я в домике! прятался от проблем вместо того, чтобы решать их. Очень жалко семью его, детей.
И даже не то что бы прятался. Просто он был не тот человек, не с тем характером, чтобы не допустить революции и всего, что за ней последовало.
Edited Date: 2015-07-10 09:49 am (UTC)

Date: 2015-07-10 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Ну так они ж были все с образованием, а монархия мало где не плохо кончила. Я за это вот консервативность не люблю в ее упертых проявлениях.
Николаю II я тоже поражаюсь. Действительно похоже, что он в домик игрался. Нам, наверно, сложно очень отсюда хоть как-то объективно оценить ситуацию их глазами, но не мог же он думать, что все путем. Сам не мог, можно было попытаться найти тех, кто бы помог. Вообще катастрофический правитель какой-то, увы, получился.

Date: 2015-07-10 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, хороший человек, но не руководитель не то что страны, у него бы и фирма прогорела. Последнее поколение Романовых перед революцией оказалось каким-то беспомощным, беспечным, очень ведомым, как ни смешно звучит - без царя в голове.

Date: 2015-07-10 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Вот да, без него.
Почитала стихи Константина, хорошие. Интересное у него лицо, как будто он уже заранее немного "не здесь".

Date: 2015-07-10 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Гамлет какой настоящий... Мне кажется, если бы он сосредоточился на театре, мы бы все знали этого человека как великого актера.Тяжело когда обстоятельства диктуют как жить, кем быть...
Очень интересно, Ира! Спасибо за эти посты!)

Date: 2015-07-10 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Мне очень приятно) Не всем интересно на самом деле, но я все равно буду писать! Я ж не Романов какой-нибудь, буду делать то, к чему есть предрасположенность))

Date: 2015-07-10 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
А я люблю историю, а еще больше люблю читать про тех, кто внес в нее свой маленький или большой вклад...
И у тебя здорово получается писать)) Так что жду следующих постов!)

Date: 2015-07-12 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] lena-sama7.livejournal.com
Ирина, хочу отдельно поблагодарить за сайт с дневниками! Зашла туда и пропала!))

Date: 2015-07-12 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Понимаю!) В дневниках вся правда, история, реальная жизнь.

Date: 2015-07-13 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] olya-korolevich.livejournal.com
Обожаю твои рассказы! Вроде бы, кратко, но так емко и столько сразу хочется узнать еще. Спасибо!

Date: 2015-07-13 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, спасибо большое! У меня один критерий - рассказывать только то, что заинтересовало лично меня, зацепило и вызвало реакцию)

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 05:18 am
Powered by Dreamwidth Studios