[personal profile] irinaetoya
Как-то неожиданно у меня в электронной книге закончился дневник Чуковского 1901-1929 года, хоть и читала я его долго. Впереди было еще много страниц, но вдруг оказалось, что это уже примечания.
Сделаю перерыв на что-то художественное, а потом продолжу. Дневники Корней Иванович вел до 1969 года.

После этого судить о Чуковском только по стихам и сказкам кажется поверхностным, как судить об айсберге по его верхушке. И даже, возможно, дневники эти в какой-то степени важнее его детских стихов, несмотря на огромную популярность и художественную ценность последних.

Боже мой, какое огромное количество людей, известных до сих пор (и еще больше неизвестных), он знал, общался с ними и главное - записывал их разговоры слово в слово, описывал внешность и давал свои оценки. Я считаю, что каждый режиссер, который снимает фильм об известной личности начала или середины 20 века, просто обязан прочитать дневники Чуковского. Возможно, именно там найдется наиболее точный портрет или какая-то меткая деталь, меняющая все.

Я выбрала некоторые цитаты, в основном, смешные. Иногда злые. Хотя Чуковский был добрым человеком и очень много помогал даже тем людям, которые ему совершенно не нравились. Но мог он хотя бы в дневнике написать все, что думает!

О жене художника Репина: «Дура и с затеями – какой-то Манилов в юбке. На зеркале, которое разбилось, она заставила Репина нарисовать канареек, чтобы скрыть трещину. Репин и канарейки! Это просто символ ее влияния на Репина. Собачья будка – и та разрисована Репиным сантиментально. Андреев сказал: «Это что! Вы бы посмотрели, какие у них клозеты!»


О том, как Репин слушал сказку Чуковского «Крокодил»: «Репин фыркал, прервал и стал браниться: бездарно, не смешно. Вы меня хоть щекочите, не засмеюсь, это ничтожно, отвратительно». И перевернул к стене диван.

Я над диваном особенно смеялась)) На самом деле Чуковский Репина очень любил и прекрасно понимал масштаб его таланта. И Репин Чуковского любил тоже. В момент их общения Чуковский был молодой, а Репин почти старик, поэтому первый больше подсмеивался, а последний брюзжал.

О Шаляпине: «Говорит о себе упоенно: любуется на себя и наивно себе удивляется. «Как же я благодарен природе. Ведь могла же она создать меня ниже ростом или дать скверную память и впалую грудь - нет, все, все свои силы она пригнала к тому, чтобы сделать из меня Шаляпина!» Привычка ежедневно ощущать на себе тысячу глаз и биноклей сделала его в жизни кокетом».

О Горьком: Шаляпин как-то христосуется с ним: Христос Воскресе! Он смолчал, дал Шаляпину поцеловать себя в щеку, а потом и говорит: «Христос не воскрес, Федор Иванович».
Горький говорит по телефону либо страшно угрюмо, либо – душа на распашку! Середины у него нет.

(на фото Горький и Шаляпин дурачатся)

О Маяковском в 1920 году: Прибыл он с женою Брика, Лили Юрьевной, которая держится с ним чудесно: дружески, весело и непутанно. Видно, что связаны они крепко – и сколько уже лет: с 1915. Никогда не мог я подумать, чтобы такой человек как Маяковский, мог столько лет остаться в браке с одною.
За обедом Маяковский рассказал мне, что еврей, услыхав в вагоне, что меняют паровоз, выскочил и спросил: на что меняют? Что другой еврей хвалил какую-то даму: у нее нос в 25 каратов! Что третий еврей увидел царя и поклонился. Царь спросил: «Откуда ты меня узнал?» Вылитый рупь!» - отвечал еврей.
С Тихоновым говорили о Лиле Брик: «… нужна такая умная женщина, как Лиля. Я помню, как Маяковский, только что вернувшись из Америки, стал читать ей какие-то свои стихи, и вдруг она пошла критиковать строку за строкой – так умно, так тонко и язвительно, что он заплакал, бросил стихи и уехал на 3 недели в Ленинград».


О Кони (известный юрист и общественный деятель): «Настоящего для Кони уже нет. Когда говоришь с ним о настоящем, он ждет случая, чтобы рассказать что-нибудь о былом. Мысль движется только по старым рельсам, новых уже не прокладывает. Я знаю все, что он скажет по любому поводу, - и это даже приятно.


Чуковский всю жизнь мучился бессонницей. Не спал по трое-четверо суток, а когда удавалось уснуть, то обычно - всего лишь на 2-3 часа. Состояние бессонницы он описал максимально точно:
…Под утро постлал на полу и заснул. Спал два часа – спасибо, хоть на минуту я прекратился. В неспанье ужасно то, что остаешься в собственном обществе дольше, чем тебе это надо. Страшно надоедаешь себе – и отсюда тяга к смерти: задушить этого постылого собеседника, - затуманить, погасить. Страшно жаждешь погашения собственного я. У меня этой ночью дошло до отчаяния. Неужели я так-таки никогда не кончусь.

Сейчас это кажется удивительным, но Все без исключения свои сказки Чуковский пробивал с боем, месяцами и даже годами. Ничего ему не давалось легко. Борьба с глупостью цензоров его страшно изматывала.
Вот запись о заседани, на котором ему, наконец, разрешили публиковать почти все (в этом очень помог Маршак):
…прошла «Путаница», прошел «Тараканище». Самый страшный бой был по поводу «Мухи Цокотухи»: буржуазная книга, мещанство, варенье, купеческий быт, свадьба, именины, комарик одет гусаром… Но разрешили и «Муху». Разрешили и «Мойдодыра». Но как дошли до «Чуда-дерева» - стоп. «Во многих семьях нет сапог, а Чуковский так легкомысленно разрешает столь сложный социальный вопрос».

А вы говорите - сказки)

Date: 2015-06-19 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com

Надо и мне почитать. По твоим следам читала автобиографию Кристи, очень понравилось.

Date: 2015-06-19 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Автобиография Кристи - самая оптимистичная автобиография, которую я когда-либо читала!)
Хоть перечитывай)

Date: 2015-06-19 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com

Да, мне очень понравилось как она написала, что нужно просто жить и наслаждаться этим. Что бы жизнь не несла.
Я ее обязательно буду перечитывать. Как и все ее произведения)

Date: 2015-06-19 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это Характер. Я никогда такой не смогу стать, а как хотелось бы побыть ею. Особенно, меня ее кругосветное путешествие впечатлило и вообще ее радостное отношение к жизни. А в тебе, кстати, больше Агаты Кристи, чем во мне, как мне кажется)

Date: 2015-06-19 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mamashkamishki.livejournal.com
А я когда читала про кругосветное - замирала от страха!) И про раскопки)
Мне еще понравилось про замужество рассуждения. Какой муж попадется, так и жизнь строить. Любить то, что он любит и тому подобное. Конечно, в нынешней жизни такое на 100% не прокатит. Но в общем принцип неплох. Тоже из разряда - радоваться тому что имеешь. А мы это свойство почти утратили.

Date: 2015-06-19 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] vmesto-menya.livejournal.com
Спасибо! Захотелось почитать!

Date: 2015-06-19 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это стоит того! Хотя читается не очень легко, все-таки плотность событий-встреч-мест в тексте очень большая.
(deleted comment)

Date: 2015-06-19 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Мне тоже так показалось. Я бы с интересом потом почитала еще воспоминания О Чуковском, со стороны.

Date: 2015-06-19 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com
Очень интересно!
Хотела спросить, а "Записки безумной оптимистки" Донцовой не читала? Я после прочтения кардинально изменила мнение о ней, как о писательнице, да и как о человеке в целом.
Кстати, в ней тоже есть о Лили Брик).

Date: 2015-06-19 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я довольно много интервью с ней в свое время читала, знаю, что у нее онкология была и что она оптимистка по жизни и мопсов любит. Интересно, что она совсем-совсем не красавица, а ты пишешь, что в ней есть от Лили Брик) значит, она тоже в центре внимания мужчин была?

Date: 2015-06-20 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com
Я неправильно выразилась. В книге, автобиографии Донцовой есть о Л.Брик)))). Вообще, в ее жизни было много интересного и удивительного. Да, онкология была, с ней справилась отлично.

Date: 2015-06-20 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
А, понятно) Да второй Лили Брик быть и не может, удивительная женщина была. Я всегда о ней не очень хорошо думала - типа стерва, с двумя мужчинами открыто жила и Маяковского мучила. А теперь вот почитала Чуковского и немного поменяла мнение - вон он в каком восторге от нее, пишет, что очень умная и хорошо на Маяковского повлияла.

Date: 2015-06-19 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] katnat.livejournal.com
Кстати, взгляд с другой стороны. Познер работал у Чуковского переводчиком и говорил, что у того был дурной характер, ворчливый и придирчивый.

Date: 2015-06-20 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну, он его уже в старости застал, тут и болезни, и возраст, и лавры. Но он и в молодости не был мягким и спокойным, многим высказывал свое мнение, возмущался, но его все равно почти все любили, а уж дети так вообще обожали.
Я вот еще не написала - ему не нравился Замятин (хоть он с ним и общался, и помогал ему) и его роман "Мы" он считал бездарным. Вот тут я совершенно с ним не согласна. Но надо отдать ему должное - что бы он ни думал о человеке, он всегда слово в слово пересказывал то, что человек говорил и что делал, не привирал в свою сторону. Много раз было замечено, в сравнениями с мемуарами других людей, что Чуковский считывал людей поразительно - практически мысли читал.

Не смогла пройти мимо

Date: 2015-06-24 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] anika-galich.livejournal.com
Добрый день! Давно читаю Ваш журнал, правда анонимно и всегда с опозданием, так как сижу в декрете) Очень много книг и фильмов прочитала/посмотрела по вашим рекомендациям, у вас замечательные рецензии! Хочу внести маленькую поправку, чтобы не очернялся образ Чуковского в старости: Владимир Познер работал секретарем у Самуила Маршака!

Re: Не смогла пройти мимо

Date: 2015-06-24 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, как! Спасибо большое за комментарий и поправку!
И спасибо большое за такие приятные слова в мой адрес)))

Date: 2015-06-20 03:17 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Поражает, конечно, работоспособность его. Труженик необыкновенный. Характеристики людей точные и запоминающиеся. Я, например, Анатолия Фёдоровича Кони только по описаниям Чуковского представляю, как и жену Репина.

Date: 2015-06-20 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ох, жену Репина он припечатал, конечно, на века. Манилов в юбке, дура и с затеями)) Насчет Замятина я только не согласна. Может, он его и точно описал, но не могу согласиться с тем, что роман "Мы" - бездарный.

Date: 2015-06-20 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
тебе нравится "Мы"? рекомендуешь? я вот до сих пор так и не читала его. все что-то останавливало, боялась, что будет скучно или нудно.

Date: 2015-06-20 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Она очень просто написана, может, сейчас уже и не кажется чем-то особенным. В таком духе уже много фильмов снято - о тоталитарном государстве будущего. Но когда-то по юности меня впечатлило. Я помню, там у героев секс был по розовым талонам)) Вот что запоминается) Ее еще часто сравнивают с книгой "1984" Оруэла, но я как раз последнюю не читала.

Date: 2015-06-20 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
ага, а я Оруэлла как раз читала...:)
секс по талонам:) у Оруэлла тоже такое что-то было...:)

Date: 2015-06-20 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Только Замятин написал книгу в 1920 году, а Оруэлл в 1949-м. Вот и интересно будет сравнить)

Date: 2015-06-20 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
о, какая разбежка:)
да, когда-нибудь прочитаю и сравню:)

Date: 2015-06-20 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
А я уже в третьем томе, 1958 год, что ли....
Да, поразительно, скольких знаменитых людей, поэтов, писателей, прочих, Чуковский знал. Я читаю дневники и поражаюсь - вот эти все люди проходят мимо него чередой, стареют, умирают, меняются власти начальники издательств, прочие, а Чуковский все тот же и все так же метко пишет о каждом... прямо Кащей Бессмертный, только добрый:))

сделай перерыв, прочитай "Софью Петровну" или "Спуск под воду" Лидии Чуковской. Вроде и художественное, а вроде и в теме останешься:)

Date: 2015-06-20 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, он сквозь людей и время прошел, и подлостей вроде делать не пришлось, как многим, чтобы выжить.
Я сейчас читаю "Скажи волкам, что я дома") Она легко и быстро читается, отдыхаю. Еще хочу "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок" прочитать, а потом опять к Чуковскому или Лидии Чуковской. Кажется, ее сам Чуковских выше всех своих детей оценивал в плане творческих и интеллектуальных способностей.

Date: 2015-06-20 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Хорошие книжки ты выбрала:) обе мне очень нравятся:)

Лидию Чуковскую тогда попозже. после второго тома, например.

Date: 2015-06-20 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я про волков у тебя как раз впервые прочитала)

Date: 2015-06-20 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
и какое классное фото, где Горький с метлой и Шаляпин. мне вот при чтении дневников очень не хватало фотографий, я уже и ЖЗЛ из другой комнаты принесла, и в интернете тоже лазила...:))

Date: 2015-06-20 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, фотографии нужны, просто обязательны, когда читаешь мемуары и биографии! Помню, у родителей была книга воспоминаний сестры Цветаевой, и там в нескольких местах были вкладки с фотографиями на хорошей глянцевой бумаге - я только их и смотрела, и мне достаточно было.

Date: 2015-06-20 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Хорошие дневники всегда какое-то особенное читательское удовольствие :) Надо будет обязательно когда-нибудь прочесть. Сколько же он всех знал и как хорошо, что писал про все.

Date: 2015-06-20 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Он еще и очень точно все разговоры записывал. Я читала о примерах, когда в его дневниках передан какой-то разговор с человеком, а потом тот человек в своем дневнике описывает точно так же, или просто свое мнение пишет, точно совпадающее с тем, что он высказывал Чуковскому в разговоре. Т.е. ему можно доверять! это очень ценно.

Date: 2015-06-20 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Согласна, очень ценно. Время-то он застал самое противоречивое и неспокойное, а так хоть какие-то точно достоверные мнения.

Date: 2015-06-21 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
>> Христос не воскрес, Федор Иванович.
:))

Как же интересно! И фотографии ты выбрала отличные. Фото с метлой такое живое. :)

Date: 2015-06-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
)) Я с трудом представляю, как общались Горький с Шаляпиным) Оба были зациклены на себе, особенно, Шаляпин. Но, судя по фото, им было весело)

Date: 2015-06-22 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-go202.livejournal.com
Я читала про Чуковского, давно правда. Особенно понравились его заметки про речь, он ужасался как портиться русский язык, что используют много сокращений или бюрократизмов, что приходят иностранные слова, которые не переводят, а только произносят по русски. То же самое и сейчас происходит с языком)) когда слышу по работе "инвойсы", "шиппить", думаю - ну неужели так сложно сказать "накладные" и "доставить"?

Date: 2015-06-23 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] vmesto-menya.livejournal.com
Ира, я не могу найти эту книгу в электронном виде, чтобы скачать. Поделись пожалуйста, где ты ее брала? Это не она случайно? http://flibusta.net/b/326215
Edited Date: 2015-06-23 02:28 pm (UTC)

Date: 2015-06-23 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Нет-нет, это не дневники! Напиши мне свой эл.адрес, пришлю эл.книгу - Дневники Чуковского 1909-1929 гг.

Date: 2015-06-26 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] nedaria.livejournal.com
А я тут читала Лидию Чуковскую "Процесс исключения"Еле-еле прочитала.Очень нудно для меня.И что-то в ней есть...то ли обида,то ли излишняя самоуверенность.
А дневники Чуковского интересные?

Date: 2015-06-26 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Трудно сказать, надо самому читать) Конечно, там нет такой концентрации интересных историй о знаменитостях, как я выбрала. Там много записей о неизвестных людях и всяких мелких и средних делах. Как в любом дневнике. Дневник - это все же не художественное произведение. Но для меня очень интересно все равно.

Date: 2015-06-26 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nedaria.livejournal.com
И мне интересно!
Ты читала И.Головкина "Лебединая песнь" или я уже спрашивала?

Date: 2015-06-26 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я ее скачала, но не читала пока.

Date: 2015-06-26 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] nedaria.livejournal.com
я против электронных книг,но не в этом суть.Не нашла в магазине-пришлось скачать в телефон!Получилось 2 тысячи с лишним страниц-я прочитала на одном дыхании!Я не хотела расставаться с этой книгой!Эта книга заняла место в моем сердце!А сейчас я нашла ее в печатном варианте.Хочу купить.
Она еще мне запала тем,что действие происходило недалеко от меня!Я даже ходила На Моховую-смотреть дом,где они жили!

Date: 2015-06-26 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, я представляю, когда описывается то, что на знакомой улице происходило, история оживает! Постараюсь прочитать!

Date: 2015-06-26 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] nedaria.livejournal.com
Тебя затянет!)
Я не люблю советовать.Но эта книга...шедевр!

Date: 2015-06-26 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну все, сейчас дочитаю одну книгу, и примусь за Лебединую песнь) Ох, толстенная она.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 12:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios