[personal profile] irinaetoya
shegol
«Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный, нравоучительный и чинный...»
А.С. Пушкин, "Граф Нулин"


Не знаю, почему, но эти строки периодически всплывали у меня в голове при чтении "Щегла" Донны Тартт. И вроде роман не старинный, и не нравоучительный. Но длинный, да. Хотя я и подлиннее читала.

В общем, домучила я эту Книгу. Очень модный сейчас роман, получивший Пулитцеровскую пермию. Автора сравнивают с Достоевским. И я даже понимаю, почему. Сюжетные параллели, да и один из героев - русский, который цитирует "Идиота" и вообще любит Достоевского.

Все вертится вокруг картины "Щегол" голландского художника Фабрициуса, ученика Рембранта.
Начало очень мощное, с предчувствием беды, затягивающее как в воронку. Не хочешь, а следуешь за героем, каждую секунду ожидая, что вот-вот произойдет что-то плохое. Затем это происходит, и вокруг произошедшего возникает масса каких-то мистических знаков, удивительных совпадений, загадок, которые хочется разгадать. Постепенно они разгадываются, пелена мистики спадает. Начинается жизнь. Жизнь мальчика-подростка, который постепенно взрослеет, меняет места жительства, встречает разных людей. И над всем этим нависает тень пережитой трагедии.

Мне было то интересно, то неинтересно совсем. И особенно стало неинтересно, когда началась тема наркотиков, о которой ни в одной рецензии, ни в одном восторженном отзыве о книге не говорится, как будто этого никто в упор не видит. Еще в подростковом возрасте мальчик начинает пробовать со своим другом (русским, тем самым любителем Достоевского, да, мы, русские, такие)) разные наркотики, экспериментировать, каждый день и каждую ночь, вплоть до кокаина. Подробно описываются их приходы, видения и то, что происходило в реальности во время их наркотических сеансов, после которых и не каждый взрослый выживет. При этом никто из окружающих взрослых - ни дома, ни в школе, ничего не замечает. Это раз. И второе. Дружба с наркотиками продолжается у героя всю жизнь. И при этом он не становится наркоманом. Так и написано - не стал, мол, зависимым. Смог контролировать, принимать не каждый день, а через день или по какой-то еще схеме. Периодически он проваливается в наркотический бред, потом его трясет, потом он блюет и зеленеет, но никто из окружающих опять же этого не замечает. Или же деликатно (почему-то) делает вид, что не замечает. И это меня ужасно бесило. Я не знаю, зачем автору понадобилось столько наркотиков в книге и такое благосклонное к ним отношение. По мне так можно было убавить дозу этак раз в десять и это бы ничего не убавило от текста, а реалистичности прибавило бы. Я уж молчу про то, как складывается жизнь наркоманов не в романах, а в обычной жизни и как весело с ними живется окружающим людям.

Это был самый бесючий повод, из-за которого мне хотелось захлопнуть книгу не один раз. Теперь о хорошем.

Щегол. Честно говоря, я думала, что эта картина и этот художник придуман автором. И только под конец чтения полезла в интернет и обнаружила, что да - был такой художник Фабрициус, один из лучших учеников Рембранта, который мог бы быть сейчас не менее прославленным, чем сам Рембрант. Но по какой-то причине до нас дошло всего несколько его картин, и одна из них - "Щегол". Вот она.
imerisia_LARGE_t_1061_43732074
У него на лапке цепочка. А внизу картины подпись Фабрициуса. И вот как-то так эта картина описана в романе, что начинает казаться совершенно необыкновенной. Шедевром. Каковой она и признана в реальности. Мне даже захотелось вышить щегла крестиком) и оформить в старинную толстую потемневшую раму. Захотелось его оставить у себя, как захотелось этого главному герою.

Язык книги очень плотный, но не совсем уж вязкий, чтобы запутаться как в паутине. Автор владеет словом, это факт. Хотя цитаты я почти не выписывала.

Персонажи, яркие образы. Старик Хоби - увлеченный реставратор, который может сделать мебель, неотличимую от старинной, со всеми следами времени. Пиппа - девочка, в которую влюблен главный герой и которую почти обожествляет, а она все ускользает. Миссис Барбур - холодная светская мать семейства, приютившего мальчика. Борис - тот самый русский парень, отчаянный и несчастный, с которым у героя особая нездоровая связь.

Любопытный главный герой. С ним много нехорошего происходит, но мне его почему-то не жаль. Разве что в детстве, когда произошла трагедия. А все остальное наворотил он сам. И оправдывать это "травмой детства" - слишком просто. Ему встречается много хороших людей, даже исключительных, но он не становится от этого лучше. Его все время кто-то подхватывает, помогает, не дает упасть, дает ему кров, помогает деньгами (деньги к нему вообще так и липнут). Да он просто везунчик! И что он делает со своей жизнью? И как поступает с теми, кто ему доверяет? Но в финале его все равно выносит волной, везунчик же.

Очень интересная мысль выводится автором, который говорит от имени главного героя, в финале книги:
"...любой психотерапевт, любой специалист про профориентации, любая диснеевская принцесса знает ответ: "Будь собой". "Следуй зову сердца".
Только вот пожалуйста, пожалуйста, разъясните мне вот что. А что если у тебя такое сердце, которому нельзя доверять?.. Что если сердце... заведет тебя - вполне умышленно, в облаке невыразимого сияния - подальше от здоровья, семейной жизни, прочих общественных связей и общепринятых добродетелей прямиком в ослепительный жар погибели, саморазрушения, беды?"
А?)

В общем, если вы прочитаете эту книгу - напишите мне свое мнение. Как быстро вы ее прочитали? Что вам там понравилось, а что нет?

В самом конце книги Донна Тартт, наконец, описывает свое впечатление от самой картины "Щегол", размышляет о том, что хотел сказать ею Фабрициус. Мне подумалось, что это самая длинная искусствоведческая статья, которую мне пришлось прочитать) Долго же она подводила к самому главному, целый роман написала) Но зато теперь историю этой картины и саму картину я не забуду никогда. Наверное.

Date: 2015-02-22 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com
Ой, как здорово ты о ней написала!
Я сама все собиралась, да уже мозги не те, русский не тот, все не то!
Меня книга как в воронку затягивала, не могла оторваться, злилась и читала-читала.
Давно я так с пристрастием и нарастаюшим удовольствием не читала книгу.
В основном со всеми твоими мыслями согласна.
Про наркотики.
Я вообще когда читаю или смотрю фильм, и с героями вот-вот должно что-нибудь произойти, я прямо вся напрягаюсь и готова им ладони подставлять, удерживать над пропастью во ржи:)Ну зачем, зачем ты столько пьешь, у тебя же сейчас все твои деньги украдут/подставь что угодно другое, ценное/
А когда случается-нууу, вооот, я же говорила...
Так и здесь-ну не надо, не надо картину туда ставить/ сжимаясь от страха/, ну не надо, не надо столько наркотиков...
Короче, ты меня поняла:)
Замечательная книга, заслуживает всех премий.
Я тоже рылась, ища картину и художника:)

Date: 2015-02-22 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ооо, я так вздохнула, когда он от Бориса уехал! Казалось, если не уедет прямо сейчас - погибнет! А потом бац - опять этот Борис через много лет образовался. Да живехонький, не снаркоманенный, что опять же удивительно. С это картиной тоже, помню, сердце сжималось, когда он ее то там, то сям прятал. "Злилась и читала" - очень похоже на то, что было и со мной)) Думаю, из этой книги вышел бы отличный фильм. Если снимет хороший режиссер, который отсечет все лишнее.

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 06:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 06:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-22 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com
Я так часто слышала от друзей и знакомых, что "Щегол" - это что-то незабываемое и удивительное, книга, которая потрясла и пр., что тоже вот не выдержала и прочитала, хотя по рецензиям она меня совершенно не привлекала.
Ну, в итоге так оно и оказалось, совершенно не мое чтение, было ооочень скучно читать, пролистывала целыми страницами, особенно, да, тему наркотиков и всех этих приходов, а также какие-то разборки преступные - ну вообще неинтересно. Пожалуй, мне больше всего понравилась та часть, где он мальчиком живет у Барбуров - и, собственно, все. Как-то мимо остальное, не для меня. Напомнил мне "Шантарам", который нравился буквально всем вокруг, а я вообще не поняла - отчего.
Так и здесь - не зацепило, прямо на редкость мало таких книг читаю, которые вот ну никак.

Date: 2015-02-22 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот и у меня похожие ощущения) Наркоманские приходы задолбали. А восторженные читатели их как будто вообще не заметили! А для меня половина книга в этих приходах. Шантарам я не читала, я знала, что она мне не понравится! Особенно, когда увидела на фото в инстаграмме, как одна поп-певица сидит красиво в чулочках и делает вид, что читает эту книгу, приобщается к прекрасному)

(no subject)

From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com - Date: 2015-02-22 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 08:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com - Date: 2015-02-22 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-23 06:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dasha-boo.livejournal.com - Date: 2015-02-23 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-23 05:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-22 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] iunya.livejournal.com
Так, спасибо что сказала про тему наркотиков, да еще такую длинную. Читать не буду. Нафиг-нафиг. А щегол милый

Date: 2015-02-22 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Может, ты бы и не заметила) Большинство же не замечают)) Я вообще не люблю про наркоманов, не интересно. Ни в кино, ни в книгах.

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashkaslife.livejournal.com - Date: 2015-02-22 08:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-22 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Я еще читаю по англицки, осталось 100 страниц. Ну невозможно скучно! Раздражает вся эта наркомания и раздутые описания.
Он не просто выдвинут на Пулицеровскую премию, он ее уже получил. А вот кому бы я дала премию, это Лаонелл Шрайвер.

Date: 2015-02-22 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, на английском читать - это вообще подвиг! Исправлю про премию. А что у Шрайвер почитать?

(no subject)

From: [identity profile] merinainen.livejournal.com - Date: 2015-02-22 06:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-22 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mumimama-j.livejournal.com
я еще у Кати читала ваш отзыв и определилась окончательно: читать не буду) мне точно будет скучно и совершенно не хочется про волшебных наркоманов.

Date: 2015-02-22 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Про волшебных наркоманов) Милых и добрых, читающих Достоевского)

(no subject)

From: [identity profile] mumimama-j.livejournal.com - Date: 2015-02-22 07:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-22 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Вот замечательно сказано!

Date: 2015-02-22 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com
Мне роман очень понравился, больше "Тайной истории" ее же. Читала на английском, первые страниц пятьдесят почему-то долго шли, а дальше за неделю проглотила. Для меня "Щегол" ассоциируется главным образом с Диккенсом, а не с Достоевским, особенно персонажи, хотя и сравнение со вторым понятно.
Про наркотики не пишут не потому, что не замечают, а потому, что они не занимают в сюжете сколь-нибудь важного места.

Date: 2015-02-22 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
И вот зачем они тогда были нужны в таком количестве? Если они никакой роли не играют. Он же ими постоянно закидывается.
У меня неровно роман шел, но тот факт, что я его дочитала, говорит скорее о том, что он мне понравился, чем нет) Те, что не нравятся, я просто не могу себя заставить дочитать.

(no subject)

From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com - Date: 2015-02-22 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bukogolik.livejournal.com - Date: 2015-02-22 11:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-22 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Ты так классно написала про эту книгу, что захотелось срочно почитать... Наркотики не слишком пугают (если мне понравится герой, я многое ему прощаю х)), но "длинный-длинный" пока несколько останавливает от немедленного прочтения. :)

Date: 2015-02-22 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я уверена, что ты его одолеешь! Ты столько фильмов-сериалов посмотрела, столько книг прочитала - тебя ничем не испугаешь!) Прочитай!)

(no subject)

From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com - Date: 2015-02-22 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-22 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com - Date: 2015-02-22 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-23 05:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com - Date: 2015-02-23 06:01 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-23 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Ир, спасибо! Прочитаю - тогда вступлю в обсуждение)

Date: 2015-02-23 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Хорошо! Буду ждать вашего мнения!

Date: 2015-02-23 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] murlykina.livejournal.com
Мне очень понравился "Щегол". Но тут наверное еще много чего совпало. Во первых я с детства сама рисовала и читала все альбомы по искусству, которые покупали родители( или им дарили) . Любила читать "рецензии" на известные шедевры, когда пишут что-то вроде: "Посмотрите, как художник передал игру света и тени"))) Смотрела и видела)))
Так что тема благоговейного восхищение перед произведением искусства мне очень понятна. И поэтому идея книги очень понятна. И еще главный герой мне очень, очень симпатичен, я ему очень сопереживала всю дорогу.
Вот то, что он такой сомневающийся, страдающий, живой. Тема наркотиков...ну она просто очень правдивая, как мне кажется. Ребенок, оказавшийся в сложной ситуации запросто мог вляпаться в такое...Короче я книгу прочла по одной единственной рекомендации, не читая до этого многочисленных рецензий и она мне Очень понравилась. Это мое-мое.

Date: 2015-02-23 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Здорово! Вот здорово, когда все так совпадает! Я тоже с детства читала про искусство и любила, когда мне показывали, куда смотреть на картине, чтобы узнать что-то новое) Люблю передачи в духе - Тайна одного шедевра) Когда со всех сторон мусолят одну картину. Мне тема, связанная с картиной, и в книге понравилась.

Date: 2015-02-24 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] sergej-manit.livejournal.com
Фабрициус и впрямь бы запомнился и много чего сделал бы ещё,
но он умер довольно молодым - погиб при взрыве пороховых складов...

Date: 2015-02-24 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, трагедия в начале книги перекликается с тем, как погиб художник. Хотя автор книги утверждает, что узнала обстоятельства гибели художника уже после написания книги. Вроде как мистификасьон получается)

(no subject)

From: [identity profile] sergej-manit.livejournal.com - Date: 2015-02-24 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-02-24 06:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-24 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
интересно как:) почитала комментарии, сколько разных мнений о книге!

Date: 2015-02-24 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
))) Да, и многие ее прочитали практически одновременно) Или собираются вот-вот прочитать.

(no subject)

From: [identity profile] kisunika.livejournal.com - Date: 2015-02-24 09:41 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-24 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Ира, а ты Дугласа Коупленда читала? А Паланика?
я вот думаю, может, мн потому тема наркотиков и всего этого самоуничтожения так не бросилась в глаза, потому что я читала уже много всякого-разного на подобные темы, где герои частенько со странностями.

Date: 2015-02-24 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Нет, не читала.
По теме: если честно, мне описания, например, снов гораздо интереснее читать, чем описание наркотических видений, бреда, всех этих приходов. Ощущаю потерянное время.
Есть еще известный фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", по книге писателя-наркомана. Я его тоже не смогла смотреть, а многим нравится, говорят, смешно.

Date: 2015-03-03 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] taru-kello.livejournal.com
хм. я ее так и не начала. оттягиваю. хотя тайная история понравилась вполне.

Date: 2015-03-03 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я, наверное, больше этого автора читать не буду. Щегла заставляла себя читать, а так не должно быть.

(no subject)

From: [identity profile] taru-kello.livejournal.com - Date: 2015-03-03 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com - Date: 2015-03-03 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taru-kello.livejournal.com - Date: 2015-03-03 12:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-11 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lesi67.livejournal.com
я у себя и писать не буду - еле-еле осилила, Ир, ничего не пропускала, кроме концовки - последние страниц 50, честно скажу, листала по диагонали.с твоей оценкой абсолютно согласна - наркота, пьянство, грязная одежда, прогулы уроков. и что? ничего. никто не видит, не слышит, не знает. это в Америке-то, где по любому пустяку школа вызывает ювеналов, и ариведерчи, в приют для начала. и вся русско-украинская ахинея, вот как эта тема вступает, так всегда, хоть в кино, хоть в литературе, начинается а-хи-не-я. сплошное раздражение.
плохо себя чувствую, потому много писать не буду - сплошное разочарование. и вся эта "психология" по мне, так высосана из пальца. хотя есть прекрасные страницы, чувствуется, что автор владеет мастерством ( перевод, я так понимаю, очень удачный).
тут еще знаешь, что могло повлиять? аккурат перед Щеглом прочитала я несколько томов русской литературы, в том числе Обрыв Гончарова, который меня просто до кишок пробрал, буквально катарсис пережила в конце, потом обсуждали с сестрой- у нее та же реакция была. так что, видишь - по гамбургскому счету я оценивала. неа, не тянет))
извини, ответить не смогу, инет плохой, да и в постель - простуда, может, завтра. или как сложится.

Date: 2015-03-11 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ох-ох, выздоравливай скорее! Ох уж эта весна коварная, многие болеют.
Да, все так и есть по Щеглу. Мне эта книга напоминает фильм, получивший Оскар непонятно почему (для меня), автор смогла правильно соединить ингредиенты, чтобы показаться Достойной.
А меня вот до кишок вчера пробрали дневники Тарковского (но их стоит читать только если фильмы любишь), так жалко его стало, до слез. Жизнь вообще очень грустная штука. А вот читая Щегла я не грустила, не сопереживала, а только смотрела на страницы - ну когда они уже закончатся?

Date: 2016-07-28 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] magnolia1985.livejournal.com
Мои впечатления ты, наверно, видела :) (можно на ты?)
Я бы жутко разочаровалась, если б не конец. Вот то, как он наконец-то осознал, зачем и как ему жить, нашел внутри себя опору.

Date: 2016-07-28 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, Наташа, конечно! А мне, наоборот, начало понравилось, а с середины уже мучила-дочитывала. Особенно когда русский появился и все эти наркоманские замуты начались))

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 09:37 am
Powered by Dreamwidth Studios