[personal profile] irinaetoya
Продолжение. Начало в предыдущем посте.

Вообще у меня к этой Книппер-Чеховой было предвзятое отношение. В книге Чудакова "А.П. Чехов", которую я читала ранее, чувствовалось негативное отношение автора к этой женщине. С особенной горечью описывался момент, когда уже женатый на Ольге Чехов всю зиму провел в Ялте (врачи советовали ему морской климат), жил в холодном доме, при температуре +14 замерзшими пальцами писал пьесу, а его жена все это время была в Москве, играла в театре, и, как самая настоящая попрыгунья, даже не приезжала, чтобы поддержать слабеющего писателя.
И вот эта фотография мне тоже не очень нравилась:
chekhovolga
Что-то в ней не то. Во-первых, эта Книппер не красивая. А Чехов какой-то встрепанный, обессиленный. В ней явно больше энергии. Ну, все ясно, окрутила больного писателя, заставляла писать пьесы для себя и своего театра, о здоровье его не думала, выжала из него все соки.
Или вот еще, знаете, бывают такие жены известных людей, обычно артистов, мужья которых всю жизнь им изменяли, гуляли и развлекались, а потом вдруг заболели тяжело и неизлечимо, и вот тут-то жена поднялась в полный рост. Начала самозабвенно ухаживать за мужем, развела бурную деятельность и как будто даже счастлива. Потому что теперь-то он только ее, никому больше не достанется!
Ну и третья версия - это как у Джона Леннона с Йоко Оно. Был он странным и не таким как все, вот и полюбил не такую, как у всех женщину - некрасивую и слегка с приветом. И плевать ему на мнение других.

При прочтении писем и дневников, представленных в книге, мое мнение об отношениях Чехова с Ольгой немного переформулировалось.

Значит, так. Встретил он ее примерно в 40 лет, а умер он в 44 года. На момент встречи с ней он был уже очень больным человеком, запас жизненных сил которого был на исходе. Если в молодости он писал по рассказу в неделю и по заметке в день, то теперь он мог писать одно произведение целый год. Жизненных сил не хватало ему и на женщин. К тому же многие его подруги юности уже устроили свою личную жизнь, не дождавшись его предложения. Он написал пьесу "Чайка", и эту пьесу стал репетировать театр МХТ, и Чехов приходил туда и общался с режиссером и актерами. А центральной актрисой там была Ольга Книппер - энергичная, веселая и не без таланта. Вот уж точно - не родись красивой, а родись активной. И писатель заинтересовался. Увлекся, стал думать о ней.

То есть, получается, если раньше его внимание по отношению к женщинам было рассеянным, то теперь, из-за болезней, возраста, а также сосредоточенности на конкретной пьесе и конкретном театре, оно сфокусировалось на одной-единственной женщине. Хотя у Ольги была конкурентка - еще одна актриса того же же театра, но она как-то быстро ее отодвинула. В общем, писатель и актриса стали встречаться, где-то пересекаться, вместе ездить отдыхать.

Но мало ли с кем Чехов куда ездил? Даже несмотря на его болезненность, находилось немало девушек, готовых положить свою юную жизнь к его ногам. Конечно, его писательская слава добавляла ему, так сказать, очков, и выбор у него все равно был богатый. Но он остановился на Ольге. Почему? Она была по складу характера и поведению немножко куртизанка. А именно такие женщины его и привлекали. Те, которые любили его безоглядно и готовы были следовать за ним везде - такие ему не были интересны. Ему нравилось, что она известная актриса, и он не хотел, чтобы она бросала театр. Он писал пьесы, примеряя образы героинь, прежде всего, на нее.

Она его дразнила и ускользала, много обещала, но заставляла долго ждать. К тому же у нее до Чехова был роман с режиссером Немировичем-Данченко, и, скорее всего, он так и не закончился. Но Чехов не был диким ревнивцем. И неизвестно еще, будь у него побольше здоровья, не изменял бы он сам Ольге. Скорее всего, изменял бы и не мучился угрызениями совести. Но его, конечно, задевало, что Ольга где-то там с кем-то там может быть, когда он больной и несчастный заперт в Ялте и не может уехать.

Далее. Чехов понимал, что тяжело болен и что ему осталось жить несколько лет. Ему хотелось ребенка. Вот еще почему он решил жениться. Ольге тоже хотелось ребенка, и она все обещала ему родить "полунемчика", но не получилось. Хотя у нее была внематочная беременность, после которой она очень тяжело отходила. И при сопоставлении дат получалось, что забеременела она в момент, когда была с Чеховым в разлуке. Да, та еще штучка.

Tsjechov-127-550-775
И все же Ольгу нельзя обвинить в корысти по отношению к Чехову. Она была известной и востребованной, через него путь в искусство себе не прокладывала, и зарабатывала очень хорошо, и, кстати, после смерти Чехова отказалась от своей доли наследства, а это о многом говорит. Да, она не бросала театр ради больного мужа, но в те моменты, когда они были вместе - ухаживала за ним абсолютно как сиделка. А человек он был не просто больной, а неизлечимо больной. Грелки, клизмы, микстуры, уколы - это все делала она. В последние месяцы он харкал кровью и кашлял не переставая, день и ночь, и она не жаловалась. В самом финале она увезла его за границу к какому-то врачу, который уже ничего не смог сделать. И за границей же он умер у нее на руках, выпив напоследок бокал шампанского из рук врача (был такой обычай - если врач бессилен, он дает больному выпить напоследок бокал шампанского). И, кстати, именно так - вдали от многочисленных родственников и знакомых, на руках у любимой женщины, Чехов и хотел умереть.

Любил ли он ее? Любила ли она его? Способны ли они оба были любить? Любить человека больше, чем Литературу или Театр? Думаю, тут уместнее сказать - "Это не любовь, это судьба".

Ольга Книппер прожила 91 год. Сестра Чехова Маша (на фото стоит слева) прожила 94 года. Когда-то они ссорились из-за Чехова, Маша очень ревновала брата к Ольге. Ольга прикладывала немало усилий для поддержания мира в чеховской семье.
84719766_large_1902family
После смерти писателя Ольга Книппер-Чехова играла в театре до глубокой старости, а Маша посвятила свою жизнь сохранению наследия брата.

Date: 2014-12-03 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2014-12-03 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну, здравствуйте-здравствуйте)

Date: 2014-12-03 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Борис Зайцев рассказывает, как иногда Чехов вырывался из Ялты в Москву:
"Вот сидит он у себя в московской квартире, вечер. У него Щепкина-Куперник, кума, веселая, живая, такая, как бывала в Мелихове. Ольга Леонардовна собирается в концерт, там читает. 3а ней заезжает Немирович, во фраке, белом галстухе, со своей полукруглой бородой. Выходит и она в бальном платье, возбужденная и духовитая — Антон Павлович покашливает, временами плюет в резиновую сумочку. Ольга Леонардовна крестит его, целует в лоб. Немирович ее увозит. Щепкина продолжает разговор. Чехов отвечает, будто присутствует, а потом вдруг «без всякой связи с предыдущим:
— Пора, видно, кума, помирать".
Всегда в этом месте плакала. Так жалко его, как родного.

Date: 2014-12-03 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, жалко очень! Но он сам себе такую выбрал, он на доброй-верной-домашней не женился бы. И болезнь вот эта, ощущение себя немощным. А то сам бы собрался да поехал куда-нибудь в другую сторону.

Date: 2014-12-03 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
И ещё у него на поясе мешочек всё время был, для отхаркивания. Вспомнила. В 44 года ветхий старик.
Вспомнила, что ещё очень люблю у Казакова рассказ "Проклятый Север". Там два дядьки после 9 месяцев работы на Севере приезжают отдохнуть в Ялту и от нечего делать забредают в Чеховский дом-музей. И сразу такое одиночество - от описания дома, сада! Посетители ходят, глазеют: "А он её любил? А она его любила?"

" - Подумать только! — с внезапной злобой сказал мой друг. — Как он жил, как жил, господи ты боже мой! Равнодушная жена в Москве, а он здесь или в Ницце, пишет ей уничижительные письма, вымаливает свидания! А здесь вот, в этом самом доме печки отвратительные, температура в кабинете десять градусов, холод собачий, тоска... В Москву поехать нельзя, и в Крыму болеет Толстой. А на севере — Россия, снег, бабы, нищие, грязь и темнота и угарные избы. Ведь он все это знал, а у самого чахотка, кровь горлом, эх! Пошли, старик, выпьем! Несчастная была у него жизнь, а крепкий все же был человек, настоящий! Я его люблю, как никого из писателей, даже Толстого. Вот так".

Date: 2014-12-03 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, грустно...

Date: 2014-12-03 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tomo-zina.livejournal.com
Ну и почему она некрасива и немолода? А Чехов красив и молод? Мне она кажется привлекательной по фото, ему с ней было клево, вот и женился. ТО есть по твоему мнению, известный мужчина может жениться исключительно, если невеста КРАСИВА И МОЛОДА???

Date: 2014-12-03 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
У него выбор был очень большой, больше, чем обычно у мужчины. И я совершенно согласна, что ему с ней было клёво, вот и выбрал. Собственно, потому я и не согласна с мнением многих исследователей, что Ольга ему сократила жизнь своим равнодушием и невниманием. Я считаю, что она ему финал жизни украсила, насколько это можно при таком тяжелом запущенном и неизлечимом заболевании.

Date: 2014-12-03 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
"ТО есть по твоему мнению, известный мужчина может жениться исключительно, если невеста КРАСИВА И МОЛОДА???" ну вот хде я такое написала?) Просто всегда же интересно, почему именно она, когда известный человек наконец-то женится. И начинаешь сканировать стандартным по параметрам: красота, молодость, ум, профессия и т.п.

Date: 2014-12-03 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tomo-zina.livejournal.com
Не, ты тут подчеркнула пару раз - некрасива и немолода, а вижу симпатичную женщину средних лет. Когда-то подход работает, например:
Image
А иногда - кому-то нравится попадья, а кому-то свинной хрящик.

Date: 2014-12-03 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
фууу) я уже ужасалась этому Градскому с моделью. Тут надо и модель, и градского померить: его по красоте-старости, а ее по уму и дальновидности)
Ты меня слишком упрощаешь: типа мужикам известным можно все, а некрасивым и немолодым женщинам сидеть и не высовываться.
Ну не кажется мне Книппер красивой. Но что-то в ней есть. А возраст я ее и не знаю, тогда женщины старше своих лет многие выглядели. Наверняка, она на фото младше нынешней меня. Посмотрела, ну, где-то как я была, 35-36 лет.

Date: 2014-12-03 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] tomo-zina.livejournal.com
Вот и ты меня упрощаешь -) Я не ужасаюсь фото Градского с моделью. Ему клево - ей клево, какие вопросы? Кстати, я смотрю «Голос» и Градский мне нравится! А вот Чехову было клево с Книппер. И пофиг анализаторство )))

Date: 2014-12-03 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] tomo-zina.livejournal.com
Да, кстати, жирные харизматические мужики не вызывают у меня отторжения.

Date: 2014-12-03 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ко мне как-то во сне приставал очень упитанный мужик, и мне это нравилось. Значит, и у меня не вызывают отторжения) Харизматичным мужикам вообще многое простить можно.

Date: 2014-12-03 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот я хотела написать "Сразу видно, что у них любовь!", да постеснялась) Мы все судим сначала по одежке. А потом уже разбираемся, почему да как.

Date: 2014-12-03 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] hiagain.livejournal.com
Ох) я вроде как "не в теме", но твои записи прочитала с удовольствием. Ещё бы — любовная тема!) Спасибо, что поделилась! Интересные люди, интересные судьбы. Сейчас бы Чехову не дали помереть в 44 года, жаль, что так рано сгорел.

Date: 2014-12-03 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да! Не дали бы! У него в 24 года кровохарканье началось (туберкулез и еще что-то), и он с этим еще 20 лет протянул, с постоянным ухудшением и без лечения! Сейчас он бы к 30-ти годам уже забыл о своих болезнях. Не повезло со временем. Зато как повезло его современникам! И современницам)

Date: 2014-12-03 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bymuravka.livejournal.com
Ты очень интересно пишешь!:)

Date: 2014-12-03 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
О, спасибо!) Книга эта очень увлекательная, на основе дневников и писем.

Date: 2014-12-03 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dogele.livejournal.com
Ира, еще с утра за завтраком с удовольствием прочитала первую часть твоих впечатлений от прочитанной книги. Но не было времени оставить комментарий. Надо бы тоже прочитать эту книгу. Вообще, хочу начать читать биографии известных личностей, не казенные школьные, а именно что такие вот личностные, дневниковые и пр.пр. Раньше ведь как, для нас, ну, для меня лично, ладно не буду обобщать, все эти писатели-композиторы и иже с ними были небожителями, сидели там в своих небожительских кабинетах за небожительскими столами-пианинами и творили, общаясь с музами, какие там личные драмы и насущные хлеба, не до этого. А тут читаешь такие вот книги и понимаешь, что как бы ни был гениален писатель, не из ниоткуда это берется, нет, конечно, и фантазия, и талант и мастерство, но все же пропускается через собственные переживания, эмоции, быт в конце концов, иначе "Не верю!" и хоть убейся.
Знаешь, я, по-моему, делилась, только не помню с кем из жж, может, даже и с тобой, что при перечитывании собрания сочинений Чехова в зрелом возрасте я с удивлением открыла, что произведения его вовсе даже не позитивны, как мне казалось почему-то раньше, а очень даже давящие и порой от них веет какой-то безысходностью. Не знаю, отчего мне думалось иначе, может, восприятие было поверхностным в силу возраста?
Насчет выбора женщин, то фиг их этих гениев разберешь, многие из них в личном плане какие-то мазохисты. Взять, например, того же Маяковского и Брик. Короче, высокие отношения. Нам, простым смертным, не понять :)

Date: 2014-12-03 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
сидели там в своих небожительских кабинетах за небожительскими столами-пианинами и творили, общаясь с музами))) Вот это ты очень точно подметила! Еще в советские времена многое скрывалось или приукрашивалось. На первый план выдвигалось гражданское, а не личное. В итоге - бронзовый монумент, а не человек.
Рассказы тебе казались смешными, потому что такие выбирались для изучения в школе - Толстый и тонкий, Лошадиная фамилия... Но и посерьезнее были. Я помню, писала пламенное сочинение после прочтения "Попрыгуньи". Уж как я осуждала эту попрыгунью, что она не ценила своего доктора Дымова, а он для науки жизнью пожертвовал. Такого человека потеряли! Чехов вообще любил тему неверных жен и бескорыстно преданных делу мужей. В финале жизни и у него такая история приключилась.
А почему выбрал именно эту Книппер? Для меня все довольно очевидно. Его же к каким женщинам с юности влекло? К тем, что в публичных домах были. А приличные воспитанные девушки его забавляли, интересовали, но он их не хотел,или они ему быстро надоедали. А тут все соединилось. Она была на грани - и приличная, и неприличная, обещала райские кущщи и долго не подпускала. Убегала и не была постоянно рядом с ним, не надоедала. Если бы не его болезнь, они могли бы вполне мирно прожить всю жизнь, потому что каждый был предан своему делу, а измены для них не были бы такой уже трагедией. Ну, мне так кажется)
Edited Date: 2014-12-03 07:46 pm (UTC)

Date: 2014-12-04 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
спасибо, спасибо, было мне что за завтраком почитать, два таких поста интересных.
очень люблю Чехова. сама не знаю, за что. За мироощущение. за то, что в его рассказах жизнь не приукрашенная, а такая, какая есть...

по поводу Книппер, на последнем фото я вообще понять не могу, где Маша, а где Книппер. И в который раз думаю о том, что фотография показывает только внешние черты, но не покажет тот огонек и искру, которые в одних людях есть, а в других, даже самых красивых, нету.и да, глядя на фото, иногда гадаешь - что он в ней нашел???

Date: 2014-12-04 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Спасибо, Катя! Аж зудело внутри - так хотелось написать про эту книгу!)
Тоже Чехова люблю по-человечески! За настоящесть. За отсутствие морализаторства. Он ничего из себя не строил, ни в произведениях своих, ни в письмах. Поэтому переписка его выглядит очень такой приземленной, но вместе с тем вневременной. Его при жизни буквально все вокруг обожали, хотя он вроде бы ничего особенного для этого не делал. И пьесы его почему так режиссеры любят - потому что нет однозначности ни в чем, нет плохих и хороших, нет правильного и неправильного, куда хочешь, туда и поворачиваешь, автор оставляет свободу мысли.
Как я недавно прочитала шутливый пересказ произведений знаменитых писателей, и у Чехова было:
Человек маялся бездельем.
Человек беспричинно тосковал.
Человек выпил чаю.
Ведь это же вечно!))

Date: 2014-12-04 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Чувствую себя прямо чеховским героем. тоже беспричинно тоскую и чай пью:)))

Date: 2014-12-04 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Вот и я тоже)

Date: 2014-12-04 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] uzbyshka.livejournal.com
Привет, топ жж! :) Интересные судьбы. И так же интересно потом копаться в биографии и размышлять, почему что-то произошло так, а не иначе.

Date: 2014-12-04 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Очень интересно! Я вот не знаю даже, "переплюнет" ли кто Чехова по интересности жизни) Но тянет именно биографии читать. Сейчас я начала автобиографию Агаты Кристи читать) Веселая женщина была)

Date: 2014-12-05 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
С огромным интересом прочитала оба поста... А все-таки была в тех дамах своя особая изюминка. У каждой эпохи свои *кхм-кхм * секс-символы. :)
А Чехова чисто по-человечески жалко... Интересно, как сложилась бы его жизнь в наше время.

Date: 2014-12-06 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, интересно. Ну, то, что не мучился бы от болезни так - это точно. Сейчас от туберкулеза почти никто не умирает, это если только совсем запустить и не лечить.
Я рада, что тебе понравилось! Я с большим увлечением эту книгу прочитала, хоть она и толстенная.

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 09:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios