[personal profile] irinaetoya
Это уже вторая книга о том, как писать книги, которую я прочитала. Первой была "Как писать книги" Стивена Кинга.
bird_by_bird-big
Зачем я их читаю? Наверное, чтобы хорошо писать посты в жж) Да и просто интересно. Потому что книгу я никогда написать не хотела. Я, конечно, была бы не против вдруг стать знаменитой писательницей вроде Джоан Роулинг, но я никогда для этого ничего не делала. И главное - у меня никогда не было Замысла написать книгу. Не было какой-то темы, которую я захотела бы осветить прожектором и выставить на всеобщее обозрение. И не было Сюжета, сюжет - это вообще не мое. Мое - это рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном, или поделиться историей из жизни. Это формат статьи, заметки, блога.

Но книгу Энн Лемотт "Птица за птицей", так же, как и предыдущую Кинга, я прочитала с интересом.
Заметок попутно не делала, ничего не выписывала, а это значит - все постепенно выветрится. Запишу то немногое, что еще помню, после того как закрыла книгу.

Птица за птицей - это главный принцип написания чего-либо. Когда перед вами стоит задача - написать какой-либо текст, и сказать хочется или надо много, вы тушуетесь, теряетесь, и есть вероятность, что не напишете вообще ничего. Так вот представьте большую стаю птиц, про которую вам надо написать, и начните описывать птицу за птицей. В этом весь секрет. По чуть-чуть и последовательно. В итоге вы опишите всех, и они будут единым целым. После чего можно убирать лишнее, сокращать и переделывать, но это уже проще, чем сидеть перед чистым листом.

Кстати, про переделывания. Вы как пишете посты в жж? Написали, отправили и потом только комментарии читаете? А сам пост переделываете? Перечитываете, исправляете ошибки, сокращаете? Я делаю это безумное количество раз. Предыдущий пост про кино, например, я исправляла весь день, и повезло только тем, кто читал его вечером, когда я уже оставила его в покое)) Если бы можно было отследить статистику заходов самого автора на свой пост, я бы не удивилась, если бы там стояла, например, цифра 59,или 83. Зачем мне тратить столько времени на то, что не является моей работой? Что прочтут только мои друзья, которые меня поймут и простят? Что через несколько дней уйдет в архив, и это когда-нибудь прочитаю разве что только я сама, когда полезу по тэгу киномания и увлекусь чтением своих же постов, которые так ловко написаны? Не знаю. Просто потому что вот так. В контакте и фейсбуке я тоже исправляю, только там тексты гораздо короче. Я вообще написанное всегда очень много исправляю и переделываю. Такой характер.
528190_524862120892720_567288837_n
Короче, это нормально. Энн Лемотт меня успокоила.

А еще она описала один писательский прием, который я сама когда-то давно использовала и считала своим личным изобретением. Причем, изобрела я этот прием лет в 18-19. Когда мне нужно было написать статью и я впадала в ступор - с чего начать, чем продолжить и как закончить? - я делала так: заходила на рамблер, открывала свою почту, находила последнее письмо от моей подруги Кати, тоже журналистки (только гораздо круче меня, когда-нибудь я напишу о ней и о журнале, который она делала в 90-х вместе со своими сестрами). Так вот, я находила ее письмо, нажимала "Ответить", писала: "Привет Катька! Как у тебя дела? У меня все хорошо. Хочу рассказать тебе кое-что интересное." И далее начинала писать о том, о чем собиралась написать в статье - о том, как одеться на первое свидание, о каких-нибудь типах мужчин, об ошибках при устройстве на работу или еще о чем-то. Я тогда была очень самоуверенна и считала, что могу "из головы" написать буквально обо всем на свете. Да я и сейчас так думаю) В конце я писала что-то вроде "Такие дела. С приветом, Ира. Жду ответа!", а потом только оставалось убрать начало и конец - и статья готова)

Короче, эта писательница советует то же самое! Начинать писать текст, представив, что ты пишешь письмо другу. Так психологически легче. Так ты не чувствуешь давления и не боишься написать плохо. Ты просто пересказываешь все, что знаешь, человеку, который к тебе хорошо относится.

Еще она советует писать о своем детстве. Просто так, для профилактики. Записывать буквально все, что помнишь. Потому что там все самое искреннее и ценное. И писать даже без цели потом вставить это в какое-то произведение. Просто так. А вдруг?

Самый скучный совет, который есть и у Стивена Кинга и от которого никуда не уйдешь, это писать каждый день. Не ждать вдохновения, а садиться как за работу и просто писать. Хоть что-то. Хоть те же воспоминания из детства. Чтобы была привычка - ни дня без строчки. Все банально, да.

Потом еще эта Энн Лемотт меня здорово успокоила, что писать надо не ради денег и не ради публикации. Это не главное, вообще-вообще. Ага, конечно, сама-то она публикуется! Хотя как почитаешь о том, как рукопись ее книги, за которую уже был выдан аванс, издательство не принимало целый год, и она переделывала все до опупения, потом бухала, курила траву и доходила даже до кокаина, потом переезжала, снимала квартиру, сидела там в одиночестве, все переписывала заново, меняя местами абзацы и главы, потом снова отсылала это редактору и тот говорил - это сырое, это не то, мы это не возьмем. Короче, жила во всем этом бреду целый год. И вот зачем мне все это нужно? Хотя зарабатывать на жизнь тем, что ты умеешь - это очень хорошо, и тут уж она никого не переубеждает. Приятно, когда то, что ты делаешь, оценивается высоко.

Она предлагает распечатать и повесить над столом слова одного тренера, которые он говорил своей команде: "Если вам чего-то не хватает без медали, то и с медалью не будет хватать". Имеется в виду то, что признание и известность не решат никаких проблем (кроме, возможно, материальных, но не факт), а может, даже добавят новых.

Так зачем тогда вообще писать? Залезу в книжку и процитирую, так точно не выветрится и не забудется:
"Ради духа, говорю я. Ради сердца. Когда мы читаем и пишем, мы не одни. Меткая и хлесткая фраза, честно и убедительно высказанная истина либо поражает в самое сердце, либо помогает посмеяться над собой. Тогда и жить становится легче".
Ага.

Date: 2014-10-08 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mania-na-more.livejournal.com
Ира, какой хороший пост:) не переписывай только!!!

Date: 2014-10-08 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Маша, это выше меня! Но я по мелочи)

Date: 2014-10-08 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mania-na-more.livejournal.com
Я сама захожу десяток раз:) и через год могу пойти и запятую поправить:)

Date: 2014-10-08 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да! А уж если, ни дай бог, тся-ться! вообще позор)

Ни дня без строчки

Date: 2014-10-08 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com
Хорошие книги. И посты у тебя интересные. Думаю, если бы у тебя был Замысел - была бы не Роулинг, а Трубачева!))
Я тоже переделываю и ошибки исправляю по сто раз, чаще всего уже после комментариев.
А вот дальше, ааааааа, Ира, я тоже так дела(ю)ла!!!
У меня была подруга (рассорились), мы общались и я между делом описывала ей все, что хотела для поста или статьи!)) Так действительно проще. Пишешь, как для знакомого человека, легко орудуя словами и не задумываясь о синонимах и орфографии. А потом смотришь - готово. Еще пару правок и можно отправлять редактору (или в жж)!

Мой преподаватель тоже советовал каждый день хоть что-нибудь, да писать. Говорил, что хоть смску ему красивую о том, что за день случилось интересного, но написать обязаны)).

Здорово, короче. Спасибо, что поделилась. Нужно прочитать обе книги, чтобы еще больше проникнуться).

Re: Ни дня без строчки

Date: 2014-10-09 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну вот, все мы похожи))
Книги читаются легко. Они интересные и понятные. Ведь все мы что-то пишем, а те, кто в жж - тем более! Все их советы можно применить и к постам. К тому же интересно и про их писательскую жизнь прочитать, о том, как они добились успеха. Все-таки надо быть немного маньяком, чтобы продолжить писать и годами отправлять свои произведения в издательства, не получая ответов.

Re: Ни дня без строчки

Date: 2014-10-09 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] i-parker.livejournal.com
Такие книги нужно читать даже вот просто для вдохновения. И в любом случае нужное в голове отложится.

Date: 2014-10-08 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dogele.livejournal.com
Интересно. А я уже несколько лет лелею идею о написании книги. У меня даже идеи есть и несколько начал. Нет середины и конца. Но это дело наживное, я думаю. Главное, чего мне не хватает, маленькой комнаты с письменным столом и зеленой настольной лампой :)

Date: 2014-10-09 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Энн Ламот пишет, что не знает ни одного писателя, который садился бы за работу, имея в голове готовый замысел и зная, чем все закончится. К тому же в процессе написания первоначальные идеи видоизменяется, персонажи начинают сами двигать сюжет. Просто надо садиться и писать хоть что-то. У тебя есть хорошее подспорье - твоя юридическая практика) Наверняка, из нее может вырасти интересная тема и сюжет.

Date: 2014-10-09 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] tomo-zina.livejournal.com
Я пробовала после института 3 месяца работать журналистом. Было мучительно тяжело писать статьи. Не мое это. Нет способностей. Но вот книгу такую прочла бы - для общего развития. Как это все делается у настоящих писателей.

Date: 2014-10-09 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Писать трудно, да. И каждый раз как в первый. Еще трудно, когда тема тебе не близка и не очень интересна. А это сплошь и рядом в журналистике) Хотя мне долгое время везло - писала, о чем хотела. Повезло с первыми газетами и журналами, да и потом с женским интернет-журналом - ни в чем меня не ограничивали и почти всегда хвалили. Может быть, избаловалась. Я вообще подстраиваться, как выяснилось, не умею.

Date: 2014-10-09 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Я тоже много правлю, долго выжимаю, чтобы стекло всё лишнее, на мой взгляд.
Я же дневник пишу давно, но нормальный голос, мой собственный, моя интонация - не знаю, как точнее сказать - не сразу появились в записях. Точно знаю, когда. Я каждый день в пухлой, бордового цвета тетрадке писала, как мы с Ирочкой учимся справляться вдвоём. И каждый день писала маленькое, но подробное письмо Марине. Когда тетрадка закончилась, я Марине сказала, что из неё можно сделать книгу. Марина ответила, что это книга и есть.
Теперь я эти слова вспомнила. Мне кажется, у тебя, у меня уже есть своя книга.
А вот о БОЛЬШОЙ НАСТОЯЩЕЙ книге я не думаю, потому что очень различаю свои тексты и литературу. Для настоящей литературы у меня короткое дыхание. ЖЖ, письма, дневник - это мой размер.
Вспомнила отрывок из Татьяны Толстой - про студента, который принёс ей незаконченный рассказ (мы ещё говорили с тобой об ученике):
"...Когда я увидела его текст, я не поверила своему счастью... если честно, я даже не помню, про что был рассказ. Что-то прекрасное в своей грубой дикости. Ну, скажем, сестра сидит за деревянным столом и ест ложкой гороховую кашу. Брат кидает в нее топором. Не попадает. Не помню почему. По ощущению — Брейгель. Дело было даже не в сюжете — хотя от страниц прямо пахнуло хлевом, горохом, дымом, и я увидела этих медленно поворачивающих головы людей, — а в каком-то необъяснимом умении этого увальня легко проходить сквозь стены слов на те подземные поля, что засеяны намерениями и где ходит ветер смысловых движений и шелестят причины. Рассказ был написан до половины. Потом просто обрыв.
— Вот, — сказал он. — Еще не знаю, как дальше.
Мы сидели в пустой аудитории, нам никто не мешал.
— А если вот тут подцепить и тянуть отсюда? — осторожно спросила я и показала пальцем. Он посмотрел.
— Можно, — отозвался он, подумав, — но ведь тогда провиснет вот это? — и тоже показал.
— Да… Но если подложить сюда немного — ля-ля, ля-ля, строчки четыре, не больше, а начало просто отстричь? — я не верила, просто не верила, что это происходит.
— Ага, и вот так вот заплести! — засмеялся он. — Понял, понял! Можно! Тогда я вот тут утяжелю.
И потыкал пальцем в бумагу, утяжеляя.
— И вот эту фразу я бы убрала… или передвинула. Она розоватая, а тут, в общем, дымно.
— Нет, она мне нужна. А вот я ее в тень. И, и, и… добавлю букву «джей», она графитовая.
Я уже была намертво влюблена. В обличии невнятного мешка ко мне пришел астральный друг. Я могла бы сидеть рядом с ним часами не то чтобы глаза в глаза — смотреть там было особенно не на что, — а голос к голосу, и мы, как Паоло и Франческа, читали бы любую книгу, перебирая ее четырьмя руками, как океанский песок, и смеялись бы, и радовались — маленькие дети, допущенные к вечности, пробравшиеся в незапертую дверь, пока взрослые отвернулись".
Прости, что я забила столько места цитатой - любуюсь.

Date: 2014-10-09 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, я помню этот отрывок! очень хорошо написано! И понятно. "прекрасное в своей грубой дикости") "В обличии невнятного мешка ко мне пришел астральный друг")
Как вы с Ирочкой справляетесь вдвоем - это готовая тема для книги. Как у Эн Лемотт было об отце или подруге. Испытания как-то все острее заставляют чувствовать жизнь. И вообще дают ту самую Тему.

Date: 2014-10-09 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
А книги о писательском мастерстве я читаю, наверное, потому, что сама же ж учу писать. Хотя то, что иногда предлагают проанализировать на ЕГЭ, трудно назвать текстами, но именно это и надо проанализировать. Так иногда и говорю: "И потом побыстрее забудьте, чему сейчас научила".
Но вообще права Натали Гольдберг, о которой Энн Ламотт упоминает: чтобы научиться писать, надо писать.

Date: 2014-10-09 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, самый скучный совет, но самый действенный) До остального всего можно и самому дойти) А книга интересная, я ее легко и быстро прочитала. И все равно ведь мы с вами пишем, любим писать, никуда нам без этого. А принципы все одни и те же.

Date: 2014-10-09 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
Как от вышивания крестиком)))

Date: 2014-10-09 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Безумно интересна мне такая литература... Не уверена, что когда-нибудь выпущу своего графомана в широкие народные массы, но почитать и сделать выводы всегда полезно. Спасибо за наводку!
>> Перечитываете, исправляете ошибки, сокращаете? Я делаю это безумное количество раз.
О даааа... Поэтому мои посты лучше читать под вечер, а лучше всего на следующий день. :)))
И опять же очень знакомы некоторые приемы... У меня есть своего рода секретная папка стареньких писем к другу... Порой я что-то перечитываю и думаю, что если отшлифовать там и там, убрать соплю здесь, а тут добавить драматизма, то из этих писем могло бы получиться что-то толковое. :)
И обожаю писать про свое детство... Понимаю, что кроме меня это мало кому интересно, но с мыслями именно про дорогое и пережитое слова ловко заплетаются в тугие косички. :)

Date: 2014-10-09 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Это как раз-таки может быть много кому интересно. Потому что у всех было детство) И в этом детстве очень много похожих моментов. И детство мы вспоминаем без примеси собственных оценок, комплексов и т.д. Просто как есть. Это как дети, бывает, говорят что-то наивное и смешное, а получается жизненная мудрость)

Date: 2014-10-09 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
О да. Благодатная тема и неиссякаемый источник вдохновения.
Жаль только, что многое из детства забывается и приукрашивается со временем... Однако описание детства своего ребенка - тоже несравненное удовольствие. :)

Date: 2014-10-09 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Да, ты прекрасно пишешь! Я всегда читаю с удовольствием!

Date: 2014-10-09 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] frau-ru.livejournal.com
Спасибо! Это взаимно. :)

Date: 2014-10-09 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] kopuha.livejournal.com
У Славы Сэ первая книга получилась из постов в жж. Так что у нас не все потеряно)))
А как ты решила учиться на журналиста? Я вот в детстве-юности все время что-то пописывала, но насчет учебы на этом поприще не думала никогда. Вот теперь тут пописываю. Тоже правлю. Могу даже в совсем старый пост залезть и что-то изменить. Хотя когда пишу, сильно не заморачиваюсь. Пишу, как придется. Потом бывает стыдно, что опять какую-то лабуду написала. Поэтому "ни дня без строчки" это не для меня. А Стивен Кинг молодец, конечно, вон сколько у него книг! Откуда только идеи берутся!

Date: 2014-10-09 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Я написать могу легко, на одном дыхании и в потоке. Но потом правлю до бесконечности.
Я в 14 лет в детскую городскую газету писала. Ну и возомнила себя. И хвалили меня. И я училась спустя рукава, по сути, кроме литературы, ничего не знала. И вот куда мне было еще поступать? Везде то математика нужна, то английский. И я же ведь так и не поступила на журналистику, не добрала баллы, и меня с тройками приняли на филфак, где был недобор. И в итоге это даже хорошо. Потому что журналисты уже во время учебы шли работать в волгоградскую правду и прочий юный ленинец. А я все это презирала. И в итоге стала писать для интернет-журнала. Избежала болота волгоградской журналистики. А сейчас я вообще нигде, я независимый блогер, ггг)))) фу, как звучит тупо - независимый блогер.
А ты куда поступила и почему?

Date: 2014-10-09 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] kopuha.livejournal.com
А на филфаке какую специальность получают? Я как-то не задумывалась никогда. У меня сестра закончила филфак в пединституте, но пед он и есть пед, дорога только в училки. А я совершенно по инерции пошла в педагогический на инъяз. Я спецшколу закончила, у нас французский язык со второго класса был, так я по накатанной и пошла на французский. А с третьего курса начался дополнительный немецкий язык, это был ад! Хотя моих сокурсниц немецкий выручил - сейчас французский убирают из образования, вот они и переключились на немецкий.
У нас в Туле в те времена было три очных вуза - педагогический, политехнический и артиллерийское училище, так что у меня особо не было выбора)))

Date: 2014-10-09 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
Ну вот, у тебя хоть языки по накатанной шли. А я и ленива была, и единственное, что умела - сочинения писать. Филфак - это ни о чем, это просто высшее образование. У нас тоже практика в школе была, и, в принципе, можно было бы стать училкой. Но это очень тяжелая неблагодарная работа, совершенно не для меня) Я бы могла репетитором быть, если бы мне было что репетировать) Я же даже правил русского толком не знаю, по наитию пишу. Так что вот так получается, что в 35 я совершенно чистый лист в плане профессии. И единственное, что я могу - что-то писать. Но у меня нет ощущения, что я что-то в жизни упустила, не развила. У меня с детства было только два интереса - писать и немного рисовать. А в английскую школу - это меня родители не записали, это они виноваты)

Date: 2014-10-09 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] kopuha.livejournal.com
Французский в наше время, как оказалось, тоже ни о чем, всем нужен английский. В школу я бы под страхом расстрела только пошла работать! Так что я тоже без специальности, приходится импровизировать, ггг.

Date: 2014-10-09 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] uzbyshka.livejournal.com
Подозреваю, что если ты начнешь систематически записывать воспоминания детства, получится весьма солидная книга :)
Потом издать экземпляров 100 и мы все купим. И все, ты известный автор!

Date: 2014-10-10 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] irinatrubacheva.livejournal.com
))) У меня воспоминаний очень мало, и начинаются они лет с пяти, к сожалению. Вот думаю - неужели Аня ничего не вспомнит о нынешнем возрасте?..

Date: 2014-10-11 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] kisunika.livejournal.com
Да, писать по кусочкам, птицу за птицей, чаще всего и получается. Я когда-то в юности писала сказки, просто открыв тетрадь и начав с начала - да так и писала до конца.... А потом разучилась так, и стала просто кусками, набросками, сценами, а потом все это скроить, сшить, переставить местами, сократить, удлинить и тп:))))

а посты пишу все же как-то побыстрее. и редактирую только, если опечатку замечу.

Ад перфекциониста - прикольная картинка:)))

и то, что писать надо не ради денег или славы, - ну это же естественно. люди пишут чаще всего просто ради самого процесса, который доставляет массу удовольствия:)

Profile

irinaetoya

December 2025

S M T W T F S
 123 456
789 10111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 05:41 am
Powered by Dreamwidth Studios