"Щегол" Донны Тартт
Feb. 22nd, 2015 09:03 pm
«Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный, нравоучительный и чинный...»
А.С. Пушкин, "Граф Нулин"
Не знаю, почему, но эти строки периодически всплывали у меня в голове при чтении "Щегла" Донны Тартт. И вроде роман не старинный, и не нравоучительный. Но длинный, да. Хотя я и подлиннее читала.
В общем, домучила я эту Книгу. Очень модный сейчас роман, получивший Пулитцеровскую пермию. Автора сравнивают с Достоевским. И я даже понимаю, почему. Сюжетные параллели, да и один из героев - русский, который цитирует "Идиота" и вообще любит Достоевского.
Все вертится вокруг картины "Щегол" голландского художника Фабрициуса, ученика Рембранта.
Начало очень мощное, с предчувствием беды, затягивающее как в воронку. Не хочешь, а следуешь за героем, каждую секунду ожидая, что вот-вот произойдет что-то плохое. Затем это происходит, и вокруг произошедшего возникает масса каких-то мистических знаков, удивительных совпадений, загадок, которые хочется разгадать. Постепенно они разгадываются, пелена мистики спадает. Начинается жизнь. Жизнь мальчика-подростка, который постепенно взрослеет, меняет места жительства, встречает разных людей. И над всем этим нависает тень пережитой трагедии.
Мне было то интересно, то неинтересно совсем. И особенно стало неинтересно, когда началась тема наркотиков, о которой ни в одной рецензии, ни в одном восторженном отзыве о книге не говорится, как будто этого никто в упор не видит. Еще в подростковом возрасте мальчик начинает пробовать со своим другом (русским, тем самым любителем Достоевского, да, мы, русские, такие)) разные наркотики, экспериментировать, каждый день и каждую ночь, вплоть до кокаина. Подробно описываются их приходы, видения и то, что происходило в реальности во время их наркотических сеансов, после которых и не каждый взрослый выживет. При этом никто из окружающих взрослых - ни дома, ни в школе, ничего не замечает. Это раз. И второе. Дружба с наркотиками продолжается у героя всю жизнь. И при этом он не становится наркоманом. Так и написано - не стал, мол, зависимым. Смог контролировать, принимать не каждый день, а через день или по какой-то еще схеме. Периодически он проваливается в наркотический бред, потом его трясет, потом он блюет и зеленеет, но никто из окружающих опять же этого не замечает. Или же деликатно (почему-то) делает вид, что не замечает. И это меня ужасно бесило. Я не знаю, зачем автору понадобилось столько наркотиков в книге и такое благосклонное к ним отношение. По мне так можно было убавить дозу этак раз в десять и это бы ничего не убавило от текста, а реалистичности прибавило бы. Я уж молчу про то, как складывается жизнь наркоманов не в романах, а в обычной жизни и как весело с ними живется окружающим людям.
Это был самый бесючий повод, из-за которого мне хотелось захлопнуть книгу не один раз. Теперь о хорошем.
( Read more... )