Продолжение. Начало, о знакомстве учительницы — графини Камаровской — со сложной замкнутой девочкой из семьи Романовых здесь. Там же — о попытках восполнить пробелы в воспитании.
Осень учительница с детьми проводила в Крыму, в Ай-Тодоре - имении отца семейства - великого князя Александра Михайловича. К ним нередко приезжали девочки из Ливадии - дочери Николая II, а также 10-летний цесаревич Алексей.
Дочери императора показались Екатерине Леонидовне воспитанными и добрыми девочками. Ольге на день рождения она подарила красивую рамку для фото, заказанную у художника и инкрустированную драгоценными камнями: девочка поставила в нее фотографию отца. А маленькому цесаревичу как-то сделала замечание, запретив драться с двоюродным братом, на что тот удивленно вскинул на нее взгляд, мол, "кто ты такая и как смеешь мне приказывать?", но послушался.
Екатерине Леонидовне довелось присутствовать на царской охоте, в которой принимали участие Николай II с дочерьми, родители Ирины Александровны, а также князь Юсупов с женой, московский губернатор и многие другие. После охоты за завтраком произошла шокирующая учительницу сцена, которая остальным показалась милой шалостью:
"Только что завтрак начался, пошла самая настоящая пальба… фруктами. Я сидела через одного около Александра Михайловича. В него, в Георгия Михайловича и в других полетели яблоки, груши, кисти винограда, который расплющивался, оставляя всюду сок, следы… Что-то было дикое во всем этом. Все это затеяла Ксения Александровна, и было подхвачено княжнами, Ириной Александровной и мальчиками. Все смеялись во все горло, когда брошенный фрукт попадал в кого-нибудь, сидевшего на другом конце стола. Я ничего не могла сделать с Ириной Александровной, так как она делала то, что делала мать.
( Read more... )